Конфуций: биография и учение китайского мыслителя

Кто такой Конфуций

он древний мыслитель и философ Китая. Его учение оказало глубокое влияние на жизнь Китая и Восточной Азии, став основой философской системы, известной как конфуцианство. Его настоящее имя — Кун Цю, но в литературе его часто называют Кун-цзы, Кун-фу-цзы («учитель Куна») или просто Цзы — «Мастер». Уже в возрасте чуть более 20 лет он прославился как первый профессиональный учитель Поднебесной. Цитаты Конфуция прочно вошли в современную жизнь.

До победы легизма школа Конфуция была лишь одним из многих направлений интеллектуальной жизни Воюющих Государств в период, известный как Сотня школ. И только после падения Цинь возрожденное конфуцианство достигло статуса государственной идеологии, которым оставалось до начала 20 века, лишь временно уступив место буддизму и даосизму. Это, естественно, привело к возвышению фигуры Конфуция и даже к его включению в религиозный пантеон.

Конфуций также считается первым великим учителем всех китайцев, считая его самым совершенным человеком из когда-либо существовавших; для них это воплощение добродетели, совершенства и мудрости. Никогда прежде мудрец, не создавший нового учения, не пользовался таким большим влиянием на людей, как Конфуций в Китае. Его учение существует 2400 лет и до сих пор соблюдается на его родине.

Учитель любил подчеркивать, что в своих идеях он опирался на мудрость древности: «Я передаю, я не творю. Я верю в древность и люблю ее ». И это было именно так, в этом была сила Конфуция. В то же время совершенно очевидно, что Конфуций истолковывал и даже в большей степени применял правила древности творчески, очень вдумчиво, принимая во внимание реальность, что сделало его великим и его учение живым на тысячелетия.

Дальневосточная цивилизация уже не знала авторитета. По своей структуре Конфуций примерно как Иисус для христианина или Мухаммед для мусульманина. Однако с одной существенной модификацией: если Иисус и Мухаммед всегда считались обожествленными и, в любом случае, наделенными священной святостью как посредники между человеком и Богом (а Иисус — даже ипостась Бога), то Конфуций был человеком — более мудрым чем тот, кто жил, но все же всего лишь мужчина, простой и доступный в общении, каким должен быть учитель. И это вполне согласуется с той ролью, которую конфуцианство сыграло в истории Китая как особый эквивалент религии.

Жизнь Конфуция широко известна. Однако многим из его последователей, а тем более его поклонникам, он не мог сравниться с величием мудреца. И биография философа сразу после его смерти снова начала «творить.

Сначала его исказили противники великого философа. Так, в трактате «Чжуан-цзы», где это проявилось, пожалуй, наиболее ярко, Конфуций был намеренно ошеломлен и превратился в послушного ученика великого даосского Лао-цзы.

Позже поклонники и последователи Конфуция стали раскрашивать его в такие цвета, что мудрый мастер все больше превращался в грозного и почти всемогущего администратора. Особенно ярко это проявилось в специально написанной биографии Конфуция, расположенной в 47-й главе основного сочинения «Шиджи» («Исторические записки»), написанного известным историком Сыма Цянем на рубеже II и I веков. ПЕРЕД ХРИСТОМ Н.С.

Сыма Цянь не стал вдаваться в подробности биографии эссе, он только некритически их выбрал. Но результат говорит сам за себя: по мнению китайского исследователя Цзу Ши (1740-1816), которого, кстати, разделяют современные специалисты, 47-я глава ложна на 70-80%. Хотя эта цифра считается преувеличением, она может только предупреждать, особенно если рассматривать более поздние издания, направленные на создание мифологического аспекта Конфуция. Попробуем отличить девственную плеву лжи от семян правды.
Философ Конфуций

Происхождение и образование

Биография Конфуция по большей части неизвестна, но кое-какие сведения все же дошли до наших дней. Авторы мемуаров — ученики великого мастера слова.

Философ, получивший признание в 20 лет, создал целое учение — конфуцианство, оказавшее огромное влияние на историю образования государств Юго-Восточной Азии. Он систематизировал хроники различных китайских княжеств, основал первый университет в Китае и написал особые правила поведения для всех классов в Китае.

Конфуций происходил из древней китайской аристократической семьи, уже обедневшей при рождении философа (551 г до н.э.). Его отец умер, когда мальчику было 3 года, а его мать, будучи наложницей, была вынуждена покинуть семью и жить одна с сыном.

Вот почему Конфуций очень рано начал работать, параллельно занимаясь самообразованием и осваивая искусство, которое было поручено каждому чиновнику и аристократу в Китае. Образованного молодого человека вскоре заметили и он начал свою карьеру при дворе в королевстве Лу.

Биография Конфуция

Конфуций был потомком благородной семьи Кунов. Его родословная, очень хорошо изученная средневековыми китайскими авторами, восходит к верному последователю императора династии Чжоу Чэнь-ван, по имени Вэй-цзы, который был награжден за свою верность и доблесть наследием Сун (королевства) и получил титул чу-хоу что уместно в данном случае.

Всемогущий министр-правитель королевства Сун хотел, по легенде, забрать свою жену у Куна. Сложная любовно-политическая интрига, описанная в летописи-хронике «Цо-чжуан», привела к тому, что правитель Сун, не одобряющий замыслы заговора, был смещен с престола и при его преемнике Всемогущий министр добился своей цели: Конг был убит, а его жену с почестями доставили в дом министра, где добродетельная дама, однако, повесилась на поясе. Результатом интриги стал вынужденный побег выживших членов клана в королевство Лу, где через некоторое время родился Конфуций.

Конфуций родился в 551 году до нашей эры. Отец Конфуция Шулиан. Он был доблестным воином из знатной княжеской семьи. В первом браке у него были только девочки, девять дочерей, а наследников не было.

Во втором браке родился долгожданный мальчик, но, к сожалению, оказался калекой. Затем, в возрасте 63 лет, он решается на третий брак, и молодая девушка из клана Ян, которая считает, что необходимо выполнить волю своего отца, соглашается стать его женой.

Видения, которые посещают ее после замужества, предвещают появление великого человека. Рождение ребенка сопровождается множеством чудесных обстоятельств. По преданию, на его теле было 49 знаков будущего величия.

Детство Конфуция

Мы очень мало знаем о ранней жизни Конфуция. В трехлетнем возрасте он потерял отца. Его семья была оставлена ​​при стесненных обстоятельствах. Позже, когда Конфуция хвалили за его знание многих искусств и ремесел, он объяснил это бедностью в юности, которая заставляла его приобретать знания о вещах, которыми обычно занимаются низшие классы. Когда ему было пять или шесть лет, они заметили его пристрастие к играм с мальчиками, возведению алтарей и выполнению различных ритуалов.

Зрелость Конфуция

В пятнадцать лет он проявил большие способности к учебе, а в девятнадцать женился. Его жена была из Сун, поместья его предков; от этого брака родился сын, которого Конфуций Ли назвал карпом, так как герцог прислал в подарок двух карпов в честь этого события.

По всей видимости, это был его единственный сын, но позже у него родились две дочери. Сразу после женитьбы Конфуций получил должность смотрителя амбаров и государственных земель и служил под командованием правителя Ки, который также контролировал город Цов.
Его биографы утверждают, что только бедность заставила его совершить такой трусливый поступок, но это внимание было привлечено к нему сознательностью и альтруизмом, с которыми он это сделал.

На двадцать втором году жизни Конфуций начал педагогическую карьеру. Он начал это, вероятно, в скромных масштабах, но мало-помалу вокруг него собиралась школа, причем не из мальчиков, нуждающихся в начальном обучении, а из молодых и любознательных умов, которые хотели обучаться принципам морали и благого управления.
мудрый Конфуций
Он принимал материальную помощь своих учеников и не посылал никого, кто хотел бы учиться, хотя ему предлагали небольшую плату; но он не сдерживал никого, кто не проявлял серьезности и способностей. «Если я объяснил, — сказал он, — один угол предмета и сам ученик не может выделить остальные три, то я больше не буду заниматься с ним”.

Он преподавал в основном историю и мораль, интерпретировал древние народные песни, объяснял значение некоторых таинственных книг и преподавал этику, политику и, в основном, искусство управления. Он также преподавал музыку, в которой считался знатоком.
К этому времени относится очень печальное событие для Конфуция. Его мать, которую он очень любил, умирает.

Конфуций похоронил ее в одной гробнице с отцом. Возведение курганов над гробницами не было частью древних обычаев, но в данном случае Конфуций решил внести нововведение.

Как будто предчувствуя свои грядущие странствия; он сказал: «Я поеду во все части штата, и поэтому у меня должен быть знак, по которому я узнаю место отдыха своих родителей». Его ближайшие ученики начали возводить холм, а Конфуций вернулся домой один. Они долго ждали, а когда вернулись, объяснили, что их сдерживает сильный ливень, который уничтожил всю их работу.

Конфуций расплакался и воскликнул: «Ах! В древности курганы не возводили над могилами ». Его любовь к памяти матери и его неудовлетворенность собственным нововведением в области костюма, таким образом, слились воедино, и его слезы вызывают у нас сочувствие.

В течение назначенного 27-месячного срока она соблюдала все правила траура. По прошествии этого периода, только через пять дней он решил взять в руки свою лютню, на которой до этого играл с энтузиазмом. Он начал играть, но когда ему захотелось аккомпанировать своим голосом, он не мог продолжать из-за избытка чувств.

О следующих нескольких годах жизни Конфуция известно немного. Судя по всему, он увлеченно изучал музыку и древнюю историю; его слава росла, а его характер все больше ценился известными людьми. Как исследователь древностей, он предпринял, чтобы дополнить свои знания истории, генеалогии, музыки и ритуалов, поездку в резиденцию императора, которая в то время находилась в главном городе Лу, в современной провинции Хо-нань.

Он получил средства на эту поездку от герцога Лу по совету одного из своих министров. В столице Конфуций не имел отношений ни с двором, ни с высокопоставленными чиновниками; но он встретил величайшего мыслителя своего времени, философа Лао-Цзы, основателя многочисленных философских и религиозных сект, все еще существующих и известных под названием даосизм. Для этих двух людей характерно то, что Лао-Цзы, великий мечтатель, казалось, мало думал о своем посетителе, но произвел глубокое впечатление на Конфуция, любопытного мыслителя.

Здесь он также познакомился с сокровищами королевской библиотеки и изучал музыку, которая нашла наибольшее развитие при дворе. Он также посетил храм, где всем людям приносились великие жертвы и стены которого были украшены изображениями всех императоров, начиная с Джау.

В том же году Конфуций вернулся в Лу, где вскоре вспыхнули большие беспорядки. Герцог этой провинции был изгнан тремя знатными суверенными князьями и бежал в соседнюю провинцию Ци. Конфуций также последовал за ним, потому что он не хотел своим присутствием одобрять людей, изгнавших их правителя. Его сопровождали многие из его учеников. Когда они прошли через гору Тай, произошел эпизод, о котором стоит рассказать, поскольку он характеризует метод, который Конфуций использовал для передачи своих мыслей своим ученикам.

Внимание путешественников было остановлено плачущей и жалобной женщиной у могилы. Мудрец послал одного из своих учеников спросить, в чем причина его боли. «Отца моего мужа, — ответила она, — здесь разорвал тигр; мой муж умер здесь и таким же образом, и теперь та же участь постигла моего сына ». Когда ее спросили, почему она не покидает такое роковое место, она ответила, что нет притеснения со стороны правительства.« Помните это », — сказал Конфуций своим ученикам, «запомните это, дети мои: правительство, которое угнетает, хуже дикого зверя и боится больше, чем тигр”.

Когда волнения утихли, Конфуций вернулся на родину и занялся служением государству. Со временем Конфуций был назначен на должность одного из премьер-министров, потому что вскоре мы видим, как он усиливает власть герцогского дома и пытается сломить власть знати; для этого он строит крепости и укрепления, чего министр юстиции делать не мог.

Конфуций стал любимцем народа и воспевался в народных песнях. Но, несмотря на все преимущества его преобразований, он продержался недолго. Говорят, что соседние князья с завистью смотрели на растущее процветание герцогства Лу, вызванное правлением Конфуция, и таким образом стремились посеять раздор между герцогом и мудрецом.

Чтобы осуществить свое намерение, они прислали герцогу в подарок восемьдесят одну нарисованную красавицу и двадцать лучших лошадей, что так его обрадовало, что он не обратил внимания на увещевание мудреца; последний был вынужден уйти в отставку, тем более что герцог совершил еще одну ошибку: он забыл послать Конфуцию часть жертвенного мяса, которое всегда отправлялось министрам. Это был хороший повод для ухода из суда.

Конфуций удалился, хотя и очень неохотно и медленно, все еще надеясь, что его попросят вернуться. Но он ошибался в своих ожиданиях, и на пятьдесят шестом году жизни ему пришлось скитаться и скитаться по разным провинциям.

Однажды один из его учеников спросил его, что, по его мнению, необходимо сделать в первую очередь, если ему доверили управление провинцией? «Я бы позаботился о том, чтобы все соответствовало своему названию», — был его ответ.

Когда утверждалось, что эта цель слишком широка, он все же защищал ее; и действительно, в этих словах, казалось, выражалось все его социальное и политическое видение. Выше мы приводили его мнение о мудром правительстве.

Число его признанных учеников достигло трех тысяч, и среди них было семьдесят восемьдесят, которых он описал как учеников с необычайными талантами. Самые рьяные из них редко расставались с ним надолго.

Конфуцию, как мы видели, было пятьдесят пять, когда он покинул Лу; прошло тринадцать лет, прежде чем он вернулся. Этот период включает в себя его странствия по различным провинциям, когда он надеялся и всегда тщетно надеялся встретить суверенного князя, который возьмет его в качестве своего советника и установит правительство, которое станет отправной точкой общей реформы. Многие князья охотно соглашались поддерживать и терпеть его; но что бы он ни сказал, «они не изменили своего поведения.

Его первым убежищем была провинция Вэй, часть сегодняшнего Гонана, правитель которой тепло приветствовал его; Но он был бесхарактерным мужчиной, находившимся под влиянием своей жены, женщины, известной своим умом и гневом.

Мудрец был в очень подавленном настроении после потери своего поста, он потерял надежду осчастливить государство мудрым правительством. Герцог Вэйский не мог полностью игнорировать такую ​​исключительную личность, как Конфуций в то время. Он наградил его доходом в 60 000 мер хлеба, но Конфуций покинул Вэй десять месяцев спустя.

Во время своих странствий Конфуций не раз встречался с отшельниками, классом людей, покинувших ненавистный им мир. Существование такого класса проливает свет на характер той эпохи.

В возрасте шестидесяти восьми лет Конфуций вернулся в свою родную провинцию Лу. У него не так много времени, чтобы жить, и последние несколько лет сложились для него не более благоприятно, чем предыдущие. Хотя герцог часто разговаривал с ним, Конфуций не имел на него никакого влияния в том, что касалось правительства. Конфуций посвятил остаток своих дней литературной работе; он оставил книги, которые сделали его имя бессмертным. Он также внес изменения в музыку. Главные музыканты герцогства были настолько возмущены этими нововведениями, что с негодованием покинули провинцию.

Последние часы его жизни Конфуций тоже отравил трауром. Он потерял сына и нескольких учеников. Он очень спокойно перенес смерть сына, в отличие от последнего, проявил желание учиться и быть ученым, а таких людей мудрец терпеть не мог. Когда умер его любимый ученик Вуэн-Хвай, он плакал и тосковал безмерно и часто восклицал: «Небо разрушает меня, небо разрушает меня!”.

Однажды рано утром, в четвертом месяце 478 года, Конфуций встал и, таща за спину палку в руках, подошел к двери, запевая: «Великая гора должна рухнуть, сильное течение должно быть остановлено, мудрый человек должен засохнуть.как растение”.

Цзы-гун услышал эти слова и побежал к нему. Учитель рассказал ему сон, который он видел прошлой ночью и который, по его мнению, предвещал его смерть. «Ни один разумный правитель не возьмет меня в качестве учителя. Пора ему умирать”.

Так и было. Он лег спать и умер через семь дней. Его смерть была не трогательной, а грустной. Разочарованные надежды оставили в его душе много горечи. У него не было жены или детей, которые окружали бы его последними доказательствами любви; сам он не ожидал загробной жизни. Он не произнес ни одной молитвы и не проявил страха.
могила Конфуция
Ученики Конфуция похоронили его с большой торжественностью. Многие из них построили хижины возле его могилы и оставались там около трех лет, оплакивая своего учителя, как отец; Когда они ушли, Цзы-гун, один из трех его любимых учеников, все это время оставался на могиле. Весть о смерти мудреца распространилась по штату со скоростью света. Человек, которым при жизни пренебрегали, внезапно стал объектом неудержимого культа. Он рос и почти никогда не снижался в течение следующих двадцати трех столетий.

Могила Конфуция расположена в большом прямоугольнике, отделенном от остальной части кладбища Кунг, расположенного за пределами города Киу-фо. Великолепный портал служит входом на красивую, обсаженную кипарисами аллею, ведущую к гробнице — большой высокий холм с мраморной статуей, на которой написан титул, данный Конфуцию во времена династии Сун: «Самый мудрый мастер древности; совершенный и всеведущий король «. Немного дальше от гробницы слева и справа находятся холмы поменьше над могилами его сына и внука, писателем которых был последний.

Повсюду здесь есть таблички с изображениями императоров различных династий, свидетельствующие об их восторженном культе человека, которому поклоняется весь Китай.
9 правил Конфуция

Политическая жизнь

В Лу было три благородные семьи, имевшие наследственные права на самые важные должности в королевстве. Первым был Цзи, который контролировал Министерство масс, эквивалент нынешнего премьер-министра. Тем временем Шу возглавил военное министерство, а штат Мэн — министерство общественных работ.

В 505 году переворот заставил Цзи потерять политическую власть. Это движение возглавил Ян Ху. Когда философу было около 50 лет, семьям удалось восстановить эффективную власть. В то время имя Конфуций пользовалось большим уважением в Лу.

Затем выдающийся педагог стал губернатором небольшого городка. Так началась его эскалация в политике. По разным данным, ему помогал министр общественных работ, и в конце концов он стал министром юстиции.

Однако другие считают, что маловероятно, что он когда-либо служил в этом министерстве, поскольку его теории всегда ставили пример над наказанием, что резко контрастировало с тем, что ожидалось от главы Министерства юстиции в то время.

Истоки философии

В 528 г до н.э его мать умерла. По старинному, но забытому правилу, по случаю траура чиновник должен был оставить службу на три года. Конфуций решил следовать закону, который был предан забвению. Его свободное время было посвящено углубленному изучению истории Китая. При знакомстве с источниками в его голове возникает образ идеального государства, в котором правитель мудр и справедлив, солдаты честны и мужественны, крестьяне трудолюбивы, а женщины преданы своим мужьям. Возможно создание такой компании на основе возврата забытого заказа. Зная историю страны, философ уделял большое внимание ее традициям и обычаям, постепенно становясь глубоким знатоком.

Однажды он принял участие в церемонии жертвоприношения в главном храме царства Лу.В то время Кун-Цзы был широко известен как высокообразованный человек. Однако во время выступления он продолжал интересоваться каждой деталью, вызывая множество сомнений в том, что он хорошо знал ритуалы. В ответ философ мудро заметил: «В таком месте просьба — это ритуал». Этот принцип станет для него ключевым методом обучения, основанным на необходимости говорить о том, что человек знает или не знает.

Конфуций

Примерно в 25 лет Конфуция пригласили в столицу Поднебесной. Это было несомненным признанием его заслуг в распространении древних традиций. Однако дальше дело не пошло, и 13 лет философ безуспешно пытался убедить правителей страны принять его учение. Согласно легенде, во время визита в Чжоу он поговорил с основателем даосизма Лао-цзы, который раскритиковал его несколько идеалистические взгляды. Но Кунь-цзы это нисколько не смутило. Она отвергла отрицательные отзывы со своей важной миссией: использовать свои знания для служения людям.

Религиозная мысль

Согласно китайской традиции, порядок в мире идет прямо с небес; то есть это была главная сущность, которой следовало поклоняться. Конфуций был искренне привязан к ритуалам с раннего возраста, практиковал их всю свою жизнь и рекомендовал сохранить культ.

Несмотря на это, его учения никогда не были строго религиозными по своей природе, поскольку они не касались происхождения богов, а, скорее, были сосредоточены на формах жизни, которые люди должны практиковать.

Он никогда прямо не говорил о поклонении предкам, хотя это был один из важнейших компонентов китайской культуры. Конфуций действительно сказал, что сын обязан уважать отца и его образ действий в течение его жизни, но также и после смерти родителя.

Для Конфуция было важно, чтобы люди находили гармонию с небом. Это стало возможным только благодаря развитию интеллекта и самопознания, благодаря которым человек достигает Ли, что является хорошими качествами.

Он считал, что хороший правитель должен придерживаться ритуалов, чтобы они пустили корни в его народе.

Этическое мышление

Как заявил Конфуций, каждый несет ответственность за свои действия и отношение к другим. Ожидаемая продолжительность жизни не изменилась, но их действия и образ жизни могли измениться по мере их перемещения по миру.

Основой того, что представлял Конфуций, было сострадание и любовь к ближнему. Это выражается в одном из принципов конфуцианской философии, известном как Золотое правило, или в других «серебристых» источниках:

«Не делай другим того, чего не хочешь для себя».

Обычно учение Конфуция не передавалось напрямую, но ученик должен был найти знания для себя, анализируя то, что его учитель передавал ему в беседах, в которых он участвовал.

Добродетельный человек должен прежде всего быть искренним и, более того, всегда должен совершенствоваться интеллектуально, поскольку знание не рассматривалось как конечная цель обучения, а как постоянный путь к соприкосновению с божественностью каждого существа.

Согласно заветам Конфуция, каждый человек будет вести себя лучше в жизни, если будет действовать в соответствии со своими собственными моральными ценностями, а не просто будет действовать, чтобы избежать наказания, налагаемого законами. Если вы пойдете по этому последнему пути, решения будут исходить не из желания поступать правильно.

Учение

Конфуций жил во время упадка империи Чжоу. Император постепенно терял власть, уступая ее правителям отдельных княжеств. Патриархальное устройство государства пришло в упадок. Внутренние войны привели людей к обнищанию.

В 528 г до н.э н.э. Янь Чжэнцзай, мать Конфуция, умерла. По традиции оплакивать родственника он ушел на пенсию на три года. Этот уход позволил философу изучить древние книги и создать философский трактат о правилах отношений при построении гармоничного государства.

Когда философу исполнилось 44 года, он был назначен правителем резиденции княжества Лу и какое-то время возглавлял судебную службу. С высоты своего поста Конфуций призывал власть предержащих наказывать людей только в случае непослушания, а в других случаях «объяснять людям их обязанности и учить».

Конфуций какое-то время работал чиновником в нескольких княжествах. Но невозможность смириться с новой государственной политикой вынудила его уйти в отставку. Он начал путешествовать по Китаю со своими учениками, проповедуя философские учения.

Лишь в возрасте 60 лет Конфуций вернулся в родной Цюйфу и не уезжал до самой смерти. Конфуций провел остаток своей жизни со своими учениками, работая над систематизацией мудрого книжного наследия Китая: «Книги песен», «Книги перемен» и других фолиантов китайской философии. Из классического наследия самого Конфуция достоверно установлена ​​подлинность только одного: «Весна и осень».

У китайских историков около 3000 учеников философа, но достоверно известно о 26. Янь-юань считается любимым учеником Конфуция.

На основе цитат из высказываний древнего философа его ученики составили сборник изречений «Луньюй» («Беседы и суждения»). Создал «Да-сюэ» («Великое учение») — книгу о пути совершенствования человека, «Чжун-юнь» («Книга на середине») — о пути понимания гармонии.

Основные труды Конфуция

Конфуций считал, что его личная миссия — сохранить и передать потомкам древнюю культуру (вэнь) — именно этим он руководствовался, редактируя и комментируя рукописные памятники древнего прошлого «Шу цзин» и «Ши цзин». Китайский язык.

Конфуций считается автором философских комментариев «Чжоу И» («Книга перемен») и первой однолетней хроники «Чун цю» («Весна и осень»). Кстати, основываясь на этой летописи, современные китайские историки выделяют одноименный период «Весна и Осень» в истории эпохи Чжоу — с 722 по 481 год до нашей эры.

А философские взгляды Конфуция нашли отражение в составленном последователями сборнике «Лунью» («Суждения и беседы»), содержащем мысли и высказывания как самого Мастера, так и авторов этого сборника — его учеников. В России сборник редактировал бывший сотрудник российской дипломатической миссии в Пекине П.С. Попов, впервые увидевший свет в 1910 году и называвшийся «Изречения Конфуция, его учеников и др».

Личные качества

Источники сообщают, что Конфуций был очень вежливым и обходительным человеком. Он всегда был приветлив и приветлив по отношению к людям, независимо от их социального статуса. Среди своих учеников он представлялся естественно, стараясь не подавлять их своим авторитетом. Будучи очень культурным человеком, он никогда не афишировал это и всегда прислушивался к хорошим советам. Часто это происходило при общении со студентами, которые могли доказать наставнику свою правоту.

Повседневное поведение Конфуция основывалось на древних и традиционных нормах, которые он таким образом стремился возродить.

Книга Конфуция

Личная жизнь

В 19 лет Конфуций женился на Кикоан Ши, девушке из знатной семьи. В семье родился старший сын Ли, более известный как Бо-Ю. Тогда Кикоан Ши родила дочь.

Жена и сын

Легенды рассказывают о женитьбе Конфуция, наиболее вероятными можно считать следующие. В возрасте девятнадцати лет молодой человек познакомился с красивой девушкой по имени Кикоан Ши из знатного клана Ци из провинции Сун. Через год у них уже родился маленький ребенок. В честь столь торжественного события правитель Чан-гун прислал семье в подарок живого карпа из царских прудов. Поэтому было решено назвать малышку Ли, что в переводе означает карп. Также у мальчика было прозвище Бо Ю (рыба, старший из братьев).

Конфуций надеялся родить еще сыновей, но из этого ничего не вышло. Через год его жена родила дочь, имя и судьба которой неизвестны. В некоторых текстах есть намеки на то, что мудрец развелся со своей женой, когда бросил работу и начал учиться в своей школе, но даже это ненадежно.

Потомство

С тех пор, как Гаозу пришел к власти из династии Хань, члены семьи Конфуция удостоились различных должностей и титулов в Империи. Сюаньцзун из династии Тан дал Конгу Суйчжи, потомку древнего мастера, титул герцога Вэньсюань.

Долгое время они были связаны с различными политическими проблемами Империи. Семья была разделена на две большие ветви: одна, оставшаяся в Цюйфу, носила титул герцогов Яншэн, а те, кто бежал на юг, поселились в Цюйчжоу.

Потомки Конфуция были очень многочисленными. Только в Цючжоу более 30 000 человек могут проследить свое происхождение до своего хозяина.

Около 1351 года ветвь семьи перешла в Корею через Кун Шао, который женился на естественной женщине из своей новой родной страны и сменил ее имя на Гонг (корейское) во время династии Горё.

Среди самых известных потомков Конфуция сегодня — Гонг Цзи-чхоль, Гонг Хё-чжин и Гончан (Гонг Чан-сик).

Существует приблизительно 2 миллиона зарегистрированных потомков Конфуция, хотя общее число оценивается примерно в 3 миллиона.

Изгнание

Считается, что в 498 году Конфуций покинул родную Лу. Именно тогда он решил покинуть свой пост, хотя он не подавал официального заявления об отставке, а затем оставался в добровольном изгнании, пока жил Цзюй Хуань. Его сопровождали некоторые из его учеников, которые глубоко восхищались его реформистскими идеями.

Он совершил поездку по важнейшим штатам северного и центрального Китая, таким как Вэй, Сун, Чен, Цай и Чу. Однако в большинстве мест, которые он посетил, он не нашел поддержки со стороны местных лидеров. Они также чувствовали, что его присутствие неудобно, и плохо с ним обращались.

В песне они даже пытались убить Конфуция. Там во время побега он потерял контакт с Янь Хуэй, одним из своих самых верных учеников, но позже их пути снова пересеклись. Позже, когда они были в Чэне, сопровождающие их учителя заболели, и им было отказано в помощи.

Некоторые утверждали, что несправедливо, что такие люди, как они, стремящиеся развивать свой интеллект, вынуждены жить в бедности. Но Конфуций утверждал, что великие люди, столкнувшись с такой ситуацией, должны сохранять спокойствие, потому что так они демонстрируют свое этическое превосходство.

Возвращение

В 484 г до н.э., после почти 12-летнего путешествия, Конфуций вернулся на родину. Считается, что он был в контакте с герцогом Ай, правившим государством Лу, а также с семьей Цзи. Когда он вернулся, учитель отказался участвовать в политическом управлении государством.

Конфуций решил, что образование и интеллектуальная деятельность — это путь до конца его дней. Он изучал и комментировал великие классические произведения китайской литературы, такие как «Книга песен» и «Документальная книга.

Он также написал хронику Лу под названием «Хроники весны и осени». Другими интересами более позднего периода жизни Конфуция были традиционная музыка и ритуалы, которые ему всегда нравились.

Говорят, что в последние годы своей жизни философ также работал над одним из своих самых влиятельных произведений, который послужил основой конфуцианства — Анаклетами Конфуция.

Несмотря на это, авторство этого текста принадлежит не только китайскому мастеру, но позже он был также отредактирован его учениками и последователями, поэтому многие люди думают, что его учение было искажено.

Смерть

В возрасте 66 лет философ остался вдовцом. В конце своей жизни он все свое время посвящал ученикам в своем доме в Цюйфу. Конфуций умер в 479 году до нашей эры в возрасте 72 лет. Перед смертью он заснул семидневным сном.

В городе Цюйфу (провинция Шаньдун, восточный Китай) на месте дома древнего мыслителя был построен храм. После постройки хозяйственных построек и хозяйственных построек здание было преобразовано в храмовый комплекс. Место захоронения Конфуция и его учеников было местом паломничества на протяжении 2000 лет. В 1994 году ЮНЕСКО внесло храмовый комплекс, дом Конфуция и окружающий лес в «Список всемирного культурного наследия».

Второе место после храма Цюйфу занимает храм Конфуция в Пекине. Он открыл свои двери в 1302 году. Площадь комплекса составляет 20 000 м². На территории четыре двора, расположенных по оси север-юг. В первом дворе 198 табличек, на камнях которых выгравированы 51 624 имена людей, получивших степень цзиньши (высшая академическая степень императорских государственных экзаменов). В пекинском храме 189 каменных стел, на которых выгравированы «Тринадцать книг» Конфуция.

Девять уроков жизни от Конфуция

1. «Неважно, как медленно вы идете, пока вы не останавливаетесь».

Если вы продолжите движение по правильному пути, вы в конечном итоге достигнете желаемого пункта назначения. Трудную работу нужно выполнять последовательно. Успешный человек — это человек, который остается верным идее и, несмотря на обстоятельства, движется к своей цели.

2. «Никогда не дружите с кем-то, кто не лучше вас».

Ваши друзья олицетворяют пророчество о вашем будущем. Иди туда, где я уже есть. Это хороший повод искать друзей, которые движутся в том же направлении, что и вы. Поэтому окружайте себя людьми с огнем в сердце!

3. «Легко ненавидеть, но трудно любить. На этом основано многое в нашей жизни. Хорошие вещи получить трудно, а плохие — гораздо легче».

Это многое объясняет. Легче ненавидеть, легче проявлять негатив, легче оправдываться. Любовь, прощение и щедрость требуют большого сердца, большого ума и больших усилий.

4. «Успех зависит от предварительной подготовки, а без этой подготовки неудача неизбежна».

Что бы вы ни делали в жизни, если вы хотите добиться успеха, вы должны сначала подготовиться. Даже самая большая неудача может ускорить путь к успеху.

5. Ничего страшного, если ты ошибаешься.

Ничего страшного, если ты ошибаешься, если не запоминаешь. Не беспокойтесь о чепухе. Ошибка — не большое преступление. Не позволяйте ошибкам испортить вам день. Не позволяйте негативу овладеть вашими мыслями. Нет ничего плохого в том, чтобы ошибаться! Празднуйте свои ошибки!

6. «Когда вы злитесь, думайте о последствиях».

Не забывайте сохранять спокойствие и думать о последствиях.

7. «Если очевидно, что цели не могут быть достигнуты, не корректируйте цели, корректируйте действия».

Если в этом году ваши цели не кажутся достижимыми, то сейчас лучшее время, чтобы согласовать план их достижения. Не принимайте неудачу как вариант, поставьте паруса на успех и плавно двигайтесь к своей цели.

8. «Если я пойду с двумя другими людьми, каждый из них будет действовать как учитель. Я буду копировать хорошие характеристики одного из них и исправлять в себе недостатки другого».

Вы можете и должны учиться у каждого, будь то мошенник или святой. Каждая жизнь — это история, полная уроков, которые можно собирать.

9. «Что бы вы ни делали в жизни, делайте это от всего сердца».

Что бы вы ни делали, делайте это с полной отдачей или не делайте вообще. Чтобы добиться успеха в жизни, вам нужно будет выложиться по максимуму, и тогда вы будете жить без сожалений.

Цитаты Конфуция

  • «Счастье — это когда тебя понимают, большое счастье — когда тебя любят, настоящее счастье — когда ты любишь»
  • «Выберите работу, которая вам нравится, и вам не придется работать ни дня в жизни»
  • «Три вещи никогда не складываются: время, слово, возможность. Итак: не теряйте времени, выбирайте слова, не упускайте возможность»
  • «Если тебе в спину плюют, значит, ты впереди»

О людях

о людях

В эссе много говорилось об отношениях между людьми. Я попытался объяснить, что в его понимании означает «достойный человек», и у него это получилось.

«Люди хотят богатства и славы для себя; если оба не могут быть честно найдены, их следует избегать. Люди боятся бедности и тьмы; если обоих нельзя избежать без потери чести, их следует принять”.

«Достойный человек не идет по стопам других». «В древности люди учились, чтобы совершенствоваться. Сегодня они учатся удивлять других ».« Из-за своих природных наклонностей люди близки друг к другу, но из-за своих привычек далеки друг от друга”.

О знаниях

Конфуций уделял особое внимание приобретению знаний как в процессе обучения, так и в результате личного опыта. Он считал, что знания — это главная ценность, которая существует в мире, которую он призвал развивать и никогда не останавливаться.

«Учись так, как будто тебе постоянно не хватает знаний и как будто ты постоянно боишься потерять свои знания”.

«Три пути ведут к знанию: путь размышления — самый благородный путь, путь подражания — самый легкий путь, и путь опыта — самый горький путь”.

«Уважение без знания того, что должно, превращается в самоистязание. Осторожность без знания права превращается в трусость. Смелость, не зная, что причитается, превращается в безрассудство. Прямолинейность без знания того, что делать, превращается в грубость”.

О войне и об ошибках

об ошибках

Я знаю только одну фразу Конфуция о войне, но мне кажется, что она прекрасно передает страдания автора, думающего о смерти невинных: «Послать на войну неопытных людей — значит предать их”.

Я думаю, что любая развязанная война — самая большая ошибка человечества, но Конфуций думал иначе: «Единственная настоящая ошибка — не исправлять свои прошлые ошибки”.

Может быть, дело в том, что, как сказал мудрец: «Иногда мы много видим, но не замечаем главного»? Или, может быть, мы не хотим признавать свою вину за то, что сделали. Учитель сказал: «Мои дела кажутся безнадежными. Я еще не встречал человека, который, зная свои ошибки, признал бы перед собой свою вину”.

О мудрости

на мудрость

Конфуций — мировой эталон мудрости, поэтому неудивительно, что многие из его фраз посвящены именно мудрости и знаниям. «Мудрый человек не делает с другими того, чего не хочет с ним”.

«Мудрый не знает тревог, человек не знает тревог, храбрый не знает страха». «Мудрый стыдится своих недостатков, но не стыдится их исправлять”.

«Не разговаривать с человеком, достойным разговора, — значит потерять человека. А разговор с человеком, который не достоин разговора, теряет слова. Мудрый человек не теряет ни людей, ни слов”.

Конфуций цитаты о любви

Конфуций понимал силу Любви, осознавал ее и своими цитатами о Любви показывает, что это такое: настоящая Любовь.

  • «Любовь — это начало и конец нашего существования. Без любви нет жизни. Вот почему мудрый человек кланяется любви.»
  • «Человек, у которого нет любви, не может долго терпеть бедность и не может постоянно находиться в радости.”

«Когда желания чисты и наполнены любовью, сердце становится искренним и честным. А когда сердце становится искренним и праведным, человек исправляется и становится лучше. А когда человек исправляется и совершенствуется, тогда в семье налаживается порядок. И когда в семье налаживается порядок, в стране налаживается благоустройство. А когда в стране налаживается благоустройство, тогда во всей Вселенной устанавливаются мир и согласие.”

  • «Влечение сердец порождает дружбу, влечение ума — уважение, влечение тел — страсть, и только все три вместе рождают любовь.”
  • «Любовь — приправа к жизни. Он может подсластить или увеличить количество соли.”
  • «Белло — это деревня, в которой царит любовь.”

Афоризмы Конфуция о Боге

«Высшая цель человеческой жизни — найти и осуществить волю Бога, Его закон в жизни, то есть проявить истинную нравственную сущность нашего» я «. Воля Бога — это то, что мы называем законом нашей жизни закон нашей жизни — это то, что мы называем моральной жизнью, правда. Когда законы нашей жизни собраны по порядку, расположены в определенной последовательности, это то, что мы называем религией”

«Истинный путь или закон Божий, по которому следует жить, недалеко от людей.”

«Если люди создают правила, законы, образ жизни, которые далеки от простейших рассуждений их разума, то эти способы нельзя считать истинными”

Интересные факты

Китайские легенды повествуют, что о рождении Конфуция объявил сказочный зверь, так называемый «килин» (волшебный зверь с телом лошади, бычьим хвостом и единственным прямым рогом на голове — единорогом), который всегда был предвестником особо счастливых событий. Этот зверь преклонил колени, и из его пасти выпал алмаз со следующей надписью: «Сын духа воды займет место приходящего в упадок клана Ту (правящая династия) и будет правителем, даже если без престола».
Другая легенда гласит, что накануне его рождения мать Конфуция увидела во сне бога с черным лицом и сказала ей: «У тебя будет необыкновенный сын. И он родится в дупле тутового дерева ». С этими словами он исчез. А ТАКЖЕ…

Китайские легенды повествуют, что о рождении Конфуция объявил сказочный зверь, так называемый «килин» (волшебный зверь с телом лошади, бычьим хвостом и единственным прямым рогом на голове — единорогом), который всегда был предвестником особо счастливых событий. Этот зверь преклонил колени, и из его пасти выпал алмаз со следующей надписью: «Сын духа воды займет место приходящего в упадок клана Ту (правящая династия) и будет правителем, даже если без престола».
Другая легенда гласит, что накануне его рождения мать Конфуция увидела во сне бога с черным лицом и сказала ей: «У тебя будет необыкновенный сын. И он родится в дупле тутового дерева ». С этими словами он исчез. И отец Конфуция нашел такую ​​лощину на Грязевой горе (холме).
Его родители назвали его Кев («небольшой холм»), так как его мать молилась за ребенка на холме. Со временем это имя стало для китайцев настолько священным, что ни один китаец не решается произнести его вслух. В других источниках говорится, что при рождении ему дали имя Цю (ребенок родился с падающим черепом, по форме напоминающим грязевую гору — холм).
Когда родился Конфуций, чудесная музыка звучала с неба в окрестностях.
Описано множество источников и необычная внешность Конфуция: массивный лоб, слишком длинные уши, приподнятая губа, слегка беловатые выпученные глаза, тяжелое телосложение. Но он был на удивление обаятелен, поэтому всегда следовал своему главному правилу: «Любите людей!» И люди ответили тем же.
Однажды Конфуций и его ученики проходили через гору Тай. Их внимание было обращено на плачущую и стонущую женщину у могилы. Мудрец послал одного из своих учеников узнать причину боли.
«Отец моего мужа был растерзан тигром здесь, мой муж умер здесь и так далее. Теперь та же участь постигла моего сына », — ответила женщина.« Почему бы тебе не уйти отсюда? »- спросил его ученик Учителя.« Мне некуда идти. Там еще хуже », — ответила она женщине.
«Помните это, — сказал Конфуций своим ученикам, — помните, дети мои, правительство, угнетающее людей, хуже дикого зверя и боится их больше, чем тигр».
Однажды рано утром Конфуций встал и подошел к двери, напевая: «Великая гора должна рухнуть, сильное течение должно прекратиться, мудрый человек должен засохнуть, как растение». Услышав эти слова, один из учеников бросился к нему. Учитель рассказал ему о его сне, который он видел прошлой ночью и который, по его словам, предвещал его неминуемую смерть. Его сын умер раньше отца, а его внук был еще маленьким и не мог принять участие в похоронной процессии.
Так и случилось. Он лег спать и умер через семь дней. У него не было ни жены, ни детей, которые окружали его последними доказательствами любви. Он не произнес ни одной молитвы и не проявил страха.
Ученики похоронили его с большой торжественностью. Засунув ему в рот три щепотки риса, они одели его тело в одиннадцать разных одежд. На голову надевали шляпу в виде трех шляп, которые закрепляли за министрами правительства. Почетный знак (медальон из слоновой кости) висел на шее на веревке, сплетенной из пяти цветных нитей. Тело поместили в двойной гроб. На том месте, где был похоронен Конфуций, ученики насыпали три холма земли и на самом высоком посадили дерево Киале, высохший ствол которого сохранился до сих пор. И каждый ученик также посадил дерево вокруг могилы Конфуция. Эти 170 деревьев образовали священную рощу Кунг-ли. Многие из них построили хижины возле его могилы и три года оплакивали его.

 

Оцените статью
Блог про перстни