Мартин Лютер — биография, жизнь и учения основателя лютеранства

Кто такой Мартин Лютер?

Мартин Лютер был немецким монахом, который начал протестантскую Реформацию в 16 веке, став одной из самых влиятельных и противоречивых фигур в истории христианства.
Лютер поставил под сомнение некоторые фундаментальные принципы римского католицизма, и его последователи вскоре отделились от Римско-католической церкви, положив начало протестантской традиции. Его действия привели в движение великую реформу в Церкви.
Выдающийся богослов, Лютер стремился приблизить людей к Богу, что побудило его перевести Библию на народный язык, радикально изменив отношения между лидерами церкви и их последователями.

Биография Мартина Лютера

Мартин Лютер родился 10 ноября 1483 года в саксонском городе Айслебен. Он вырос и вырос в крестьянской семье Ганса и Маргариты Лютер. Изначально глава семьи работал на медных рудниках, но позже стал зажиточным буржуа.

Детство и юность

Когда Мартину было около шести месяцев, он и его семья поселились в Мансфельде. Именно в этом горном городке Лютер-старший значительно улучшил свое финансовое положение.

В возрасте 7 лет Мартин начал посещать местную школу, где учителя часто подвергали его жестокому обращению и наказанию. Система образования в учебном заведении оставляла желать лучшего, в результате чего будущий реформатор смог овладеть лишь элементарной грамотностью, а также выучить некоторые молитвы.

Когда Лютеру было 14 лет, он начал посещать францисканскую школу в Магдебурге. Через 4 года родители настояли на том, чтобы их сын поступил в университет в Эрфурте. В 1505 году он получил степень магистра гуманитарных наук, после чего начал изучать право.

В свободное время Мартин проявлял большой интерес к богословию. Он исследовал множество религиозных сочинений, в том числе авторитетных отцов церкви. После изучения Библии мальчик испытал неописуемую радость. То, что он узнал из этой книги, перевернуло его мировоззрение.

Следовательно, в возрасте 22 лет Мартин Лютер поступил в монастырь августинцев, несмотря на протесты своего отца. Одной из причин этого поступка стала внезапная смерть его близкого друга, а также осознание своей греховности.

Обучение в школе

Первые жизненные трудности настигли Мартина в 7 лет. Родители отправили сына учиться в городскую школу, что оказалось практически бесполезным для талантливого маленького гения: за 7 лет учебы Мартин научился писать, читать, а также выучил несколько молитв и десять заповедей.

В 14 лет мальчика перевели во францисканскую школу в Магдебурге. Денег не хватало, поэтому Лютер вместе со своими друзьями пел под окнами преданных горожан, пытаясь хоть как-то заработать. Тогда он сначала подумал, что стоит пойти по стопам отца и пойти на шахту, но случайная встреча с женой зажиточного местного жителя открыла мальчику путь в новую жизнь.

Студенческие годы

По решению родителей в 1501 году Мартин поступил на философский факультет Эрфуртского университета. В то время состоятельные граждане пытались дать своим детям высшее юридическое образование, для чего необходимо было пройти курс семи гуманитарных наук».

У подростка была прекрасная память, которая позволяла ему на лету осваивать новые знания. Он легко усваивал трудный материал и вскоре стал популярным среди сверстников.

Получив степень магистра гуманитарных наук в 1505 году, Лютер начал изучать право. В том же году против воли отца он поступил в августинский монастырь в Эрфурте. Этому событию предшествуют несколько легенд. По одной из них, Мартин когда-то был жертвой сильного шторма и в обмен на чудесное спасение пообещал присоединиться к Ордену августинцев.

Во втором говорится, что будущий реформатор отказался от мирской жизни из-за внезапной смерти близкого друга и осознания собственной греховности.

Жизнь при монастыре

В монастыре Лютер служил старшему духовенству, заводил часы на башне, подметал двор и делал другие дела. Любопытно, что монахи иногда посылали его попрошайничать в городе. Это было сделано для того, чтобы мальчик потерял чувство гордости и тщеславия.

Мартин не решился ослушаться своих наставников, грубо выполняя все указания. В то же время он был крайне умеренным в еде, одежде и отдыхе. Примерно через год он получил монашеский обед, а через год был рукоположен в священники, став братом Августином.

мона-Августин-Мартин-Лютер
Монах Августин (Мартин Лютер)

В 1508 году Лютера отправили преподавать в Виттенбергский университет, где он с энтузиазмом изучал труды блаженного Августина. При этом он продолжал усиленно учиться, мечтая стать доктором богословия. Чтобы лучше понимать Священное Писание, он решил выучить иностранные языки.

Когда Мартину было около 28 лет, он посетил Рим. Эта поездка повлияла на его дальнейшую биографию. Он собственными глазами видел всю развратность католического духовенства, которое предавалось самым разным грехам.

В 1512 году Лютер стал доктором богословия. Он учил, проповедовал и служил смотрителем в 11 монастырях.

Разочарование в Риме

В возрасте 27 лет Лютер получил возможность быть делегированным на католическую конференцию в Риме. Он уехал еще более разочарованным и обескураженным безнравственностью и развращенностью католических священников.
Вернувшись в Германию, он поступил в Виттенбергский университет, пытаясь подавить свои духовные потрясения. Он преуспел в учебе и получил докторскую степень, став профессором богословия в университете (известном сегодня как Университет Мартина Лютера Галле-Виттенберг).
Изучая Священные Писания, Лютер в конце концов достиг религиозного просвещения. Начиная с 1513 г., готовясь к урокам, Лютер прочитал первую строчку 22-го псалма, которую Христос воззвал в своем крике о милосердии на кресте, крике, похожем на разочарование Лютера в Боге и религии.
Два года спустя, готовя лекцию о письме Павла к римлянам, он прочитал: «Праведник верою жив будет». Некоторое время он размышлял над этим заявлением.
Наконец, он понял, что ключ к духовному спасению — не бояться Бога и не быть рабом религиозных догм, а верить в то, что только вера принесет спасение. Этот период ознаменовал большие перемены в его жизни и положил начало Реформации.

«95 тезисов»

31 октября 1517 года Лютер, разгневанный новым раундом индульгенций Папы Льва X, направленного на строительство базилики Святого Петра, прибил лист бумаги со своими 95 тезисами к двери часовни Виттенбергского университета.
Хотя Лютер считал эти вопросы спорными, 95 тезисов содержали деструктивную критику индульгенций — добрых дел, которые часто включали денежные пожертвования, которые папы могли предоставить людям, чтобы аннулировать покаяние в грехах, — как развращающих людей.

Лютер также послал копию архиепископу Майнца Альберту Альбрехту, убеждая его прекратить продажу индульгенций. С помощью печатного станка копии 95 тезисов были распространены за две недели по Германии и за два месяца по всей Европе.

В конце концов, Церковь решила положить конец этому акту непослушания. В октябре 1518 года на встрече с кардиналом Томасом Каэтаном в Августе Лютеру было приказано отречься от своих 95 тезисов властью папы.
Лютер сказал, что не станет отрицать этого, пока Писание не докажет его неправоту. Он пошел еще дальше, заявив, что не верит, что папство имеет право толковать Писание. Встреча закончилась скандалом и положила начало его окончательному отлучению от Церкви.

Отлучение от церкви

После публикации своих 95 тезисов Лютер продолжал читать лекции и писать в Виттенберге. В июне и июле 1519 года Лютер публично заявил, что Библия не дает папе исключительного права толковать Писание, что было прямым нападением на авторитет папства.
Наконец, в 1520 году папе это надоело, и 15 июня он выдвинул ультиматум, пригрозив Лютеру отлучением от церкви.
10 декабря 1520 г. Лютер публично сжег письмо. В январе 1521 года Лютер был официально отлучен от Римско-католической церкви.

В марте 1521 года Лютера вызвали в Вормс сейм, общее собрание светских властей. И снова Лютер отказался опровергнуть свои утверждения, потребовав показать ему любое место Писания, которое могло бы опровергнуть его позицию. Но его там не было.
8 мая 1521 года собор издал Вормсовский указ, запрещающий сочинения Лютера и объявляющий его «осужденным еретиком». Это сделало его осужденным и востребованным. Друзья помогли ему укрыться в замке Вартбург.
Самостоятельно он перевел Новый Завет на немецкий язык, чтобы обычные люди могли читать Слово Божье.

Приглашение в Вормс

Последней попыткой Рима вернуть еретика Лютера в лоно церкви и заставить замолчать его последователей был рейхстаг в Вормсе. Проповеднику под угрозой смерти пришлось признать свое разочарование перед императором Священной Римской империи Карлом V Габсбургским и представителями высшей светской и духовной знати.

Лютер в Вормсе: «На это я полагаюсь…».

У Лютера и его покровителя, курфюрста Фридриха, были свои интересы в этом путешествии. Карл V был молод и обижен на Рим за его недавнее сопротивление борьбе за имперский трон. Публичная встреча императора и Лютера могла побудить Карла реформировать церковь или, по крайней мере, развеять широко распространенные и неправдоподобные сплетни о проповеднике.

Папский легат Алеандро настоял на том, чтобы Карл V во время встречи с Лютером попросил его отречься от престола и, если он откажется, привести в исполнение смертный приговор. Однако в конце концов светская знать настояла на том, чтобы проповедника только выслушали и что решение будет принято. Курфюрст Фредерик получил заверения, что его подданный не будет арестован и передан инквизиции, по крайней мере, в самом Вормсе.

Таким образом, Лютер, войдя в Рейхстаг, получил защитное письмо от императора. Однако у Яна Гуса, сожженного после собора в Констанце, был подобный документ, но это его не спасло. Все понимали, что у Лютера не было гарантий от огня, и эта готовность идти на риск во имя своих убеждений превратила его путь к Вормсу триумфальным.

Рейхстаг в Вормсе

Лютер прибыл в Вормс 16 апреля 1521 года и был встречен толпой. Заседание рейхстага началось на следующий день и продлилось до 19 апреля.

Лютер отказался отозвать свои сочинения (около 20 наименований), представленные на слушании. Он заявил, что его полемические, антипапские, назидательные книги не содержат ничего предосудительного и не противоречат интересам империи. Лютер призывал людей обращаться к Писанию и оправдывать доказательства.

Ни представитель епископства Иоганн фон Эккен, ни император, ни знать не были готовы к такому ответу. Они ожидали, что Лютер оправдает, убедит или представит свои идеи на стандартном вопроснике инквизиции, но реформатора, вероятно, больше беспокоил другой вопрос: запрашивать ли ссылки на Священное Писание только у церковного суда или же это было обязательным для светских властей.

Лютер в Вормсе. Цветная гравюра 1557 года.

В выступлениях Лютера прозвучал также тезис о протестантской декларации терпимости к мнению христианина. Проповедник сказал, что никто, включая его самого и даже Папу, не застрахован от ошибок, в том числе еретических. Однако эти ошибки еще предстоит доказать — с помощью самого Священного Писания. Он также должен был служить мерой личной совести верующего.

Отказ Лютера не был безвозвратным решением, реформатор только сказал, что не может отказаться от своих мыслей, пока они не будут опровергнуты. Лютер не апеллировал к провидению или воле Бога, он только подчеркивал свое право поступать так, а не иначе.

Спора не было. Комиссия Рейхстага пыталась убедить Лютера пойти на компромисс и отказаться от хотя бы некоторых своих убеждений, но в ответ реформатор настаивал на том, что он не хочет идти против своей совести. Сторонники папского легата Алеандро настаивали на аресте еретика, но Карл V под угрозой крестьянского восстания был вынужден освободить Лютера.

Реформация

Мартин Лютер скрупулезно изучал Библию, но он постоянно считал себя грешником и слабым по отношению к Богу.Со временем он обнаружил иное понимание некоторых книг Нового Завета, написанных Павлом.

Лютеру стало ясно, что человек может достичь праведности через сильную веру в Бога, и эта мысль вдохновила его и помогла избавиться от прежних переживаний. Представление о том, что верующий обретает оправдание через веру в милость Всевышнего, Мартин развил в период своей биографии 1515-1519 гг.

Когда папа Лев X осенью 1517 года издал буллу об отпущении грехов и продаже индульгенций, богослов был вне себя от гнева. Он крайне критически относился к роли церкви в спасении души, о чем свидетельствуют его знаменитые 95 тезисов против торговли индульгенциями.

Весть о появлении тезисов разлетелась по стране. В итоге Папа вызвал Мартина на допрос — лейпцигский диспут. Здесь Лютер повторил, что духовенство не имеет права вмешиваться в общественные дела. Более того, церковь не должна выступать посредником между человеком и Богом.

«Человек спасает душу свою не через Церковь, а через веру», — писал богослов. При этом он выразил сомнения в непогрешимости католического духовенства, что вызвало гнев папы. Следовательно, Лютера предали анафеме.

лютер-в-вормсе-на-сём-я-стою
Лютер в Вормсе «Об этом я…»

В 1520 году Мартино публично сжигает папскую буллу об отлучении от церкви. После этого он приглашает всех своих соотечественников бороться против папского правления.

Как один из самых известных еретиков, Лютер начал подвергаться суровым гонениям. Однако его сторонники помогли ему сбежать, инсценировав его похищение. Фактически, этого человека тайно поместили в замок Вартбург, где он начал переводить Библию на немецкий язык.

В 1529 году в обществе распространился протестантизм Мартина Лютера, считающийся одним из течений католицизма. Однако через несколько лет эта тенденция разделилась на лютеранство и кальвинизм.

Жан Кальвин был вторым великим реформатором после Лютера, основная идея которого заключалась в том, чтобы определить судьбу человека от Создателя. То есть безусловное предназначение одних к гибели, а других — к спасению.

Борьба с роскошью

Характерной чертой Реформации была борьба всех ее направлений с показной роскошью католической церкви. Наиболее ярко это выражалось в отрицании почитания икон и других изображений святых, которые сторонники реформ Лютера часто безжалостно уничтожали.

Пресса сыграла важную роль в распространении идей Реформации, которые к тому времени уже широко распространились в Европе. Книги протестантских богословов и мыслителей распространялись во всех католических странах. Особой популярностью пользовалась Библия, которую переводили с латыни на национальные языки. Один из первых переводов этого типа — на немецкий — сделал сам Лютер.

В ответ католическая церковь начала процесс, известный как Контрреформация: она создала новые монашеские ордена, самым известным из которых были иезуиты, и провела внутренние реформы, в первую очередь запретив индульгенции. Однако это еще больше разделило католиков и протестантов.

Война на уничтожение

Помимо Лютера, другие теологи и проповедники выдвинули альтернативные идеи о реформе католической церкви. Самым известным из них был француз Жан Кальвин. Католическая церковь изо всех сил сопротивлялась движению Реформации и, чтобы искоренить ересь, не останавливалась ни на массовых казнях, ни на истребительных войнах.

  • «Утро у ворот Лувра». Художник Эдуард Деба-Понсан, 1880 год. Из собрания музея Роже-Кийо (Клермон-Ферран, Франция). На картине изображена Катерина Медичи (в черном цвете) в сопровождении своего окружения, осматривающая тела жертв резни протестантских гугенотов утром после ночи в Сан-Бартоломео.
  • © Репродукция Эдуарда Деба-Понсана

Реформация изменила всю политическую и религиозную карту Европы, а затем распространилась за пределы Старого Света. Сторонники новых религиозных течений бежали в далекие страны, чтобы организовать жизнь в соответствии со своими религиозными принципами. Такие радикальные беглецы были, например, отцами-основателями Соединенных Штатов. Войны за принципы веры достигли грандиозных размеров.

Одним из последних крупных конфликтов, связанных с возникновением протестантизма, была Тридцатилетняя война (1618–1648 гг.), Охватившая почти всю Европу.

«Глобальный духовный переворот»

Сегодня страсти поутихли. Католики и протестанты живут в мире. Но на это потребовались сотни лет и сотни тысяч жизней.

Роман Лункин, руководитель Центра изучения проблем религии и общества Института Европы РАН, рассказал RT, что Реформация для своего времени была глобальной духовной революцией и повлияла не только на развитие христианства в Западной Европе, но и во всем мире.

«Реформация породила тысячи различных конфессий (направлений), церквей и миссий. Духовную логику развития этого движения установил Мартин Лютер. Сейчас существует как исторический протестантизм, так и множество различных течений, возникших позже — в 19 веке и особенно в 20 веке, которые многие называют новым протестантизмом или евангелическим движением. Именно это движение оказалось наиболее подготовленным к эпохе глобализации и секуляризации: сегодня протестантские движения ведут наиболее активную миссионерскую деятельность в Латинской Америке, Африке, Юго-Восточной Азии », — сказал эксперт.

Основной и самый известный вид протестантизма — лютеранство. Однако, помимо последователей Мартина Лютера, есть также кальвинисты, баптисты, анабаптисты, методисты, пятидесятники, адвентисты и многие другие.

В российских условиях

С момента возникновения протестантизма как движения, отколовшегося от католической церкви, Россия испытала некоторое протестантское влияние. Уже при Иване Грозном в Москве появились первые лютеранские общины и построена первая лютеранская церковь. Еще при жизни Лютера в Россию стали приезжать купцы, инженеры и другие специалисты, исповедовавшие лютеранство. Позже многие из этих людей и их потомки оказались на службе у правителя.

Лютеранство оставило довольно глубокий след в истории России, поскольку в XIX веке значительная часть корпуса и офицеров генералов были русскими немцами и принадлежали к лютеранской вере.

Современный протестантизм, согласно Лункину, развивался волнами в Западной Европе и США, и эти волны достигли России. В XVIII-XIX веках появились как «коренные протестанты», такие как молоканские духоборы, хлысты и др., так и последователи иноземных течений, таких как немецкий штундизм, представители которого приехали в Россию по приглашению Екатерины II и вели свою деятельность в нашей стране. Другая волна русского протестантизма пришла от лорда Редстока, английского евангелиста, проповедовавшего в Санкт-Петербурге среди знати.

Сжигание папской буллы

Противоречие, поднятое Лютером, стало представлять большую опасность для церкви, поэтому Папа решил действовать жестче и в 1520 году опубликовал буллу, в которой отлучил Лютера от церкви как еретика и осудил его сочинения.

В ответ Лютер публично сжигает этого быка во дворе Виттенбергского университета и в своей речи «К христианской знати немецкой нации» заявляет, что борьба против папского правления — дело всего немецкого народа.

Эдикт Вормса, изданный 26 мая 1521 года, обвиняет Мартина в ереси, но сторонники его идей помогают своему идейному вдохновителю бежать, инсценировав его похищение. Действительно, Лютер поселился в замке Вартбург, где начал переводить Библию на немецкий язык.

Перевод Библии

Вера в Бога оставалась для Лютера главным, и он признавал только Священное Писание как ее источник. Вот почему Лютер решил перевести на немецкий язык Библию, а не ее канонизированную версию, так называемую Вульгату, а первоисточник.

Реформатор работал над переводом Библии около двенадцати лет. Первые три месяца он работал над текстом Нового Завета, опираясь на переводы Эразма Роттердамского. Подготовка немецкого перевода Ветхого Завета оказалась долгой и трудной задачей.

Книга под названием «Библия, полное Священное Писание на немецком языке» с заголовком «Март. Лютер. Виттенберг» была опубликована в 1534 году и стала самой публикуемой книгой в Германии.

Психические страдания, которые постоянно сопровождали жизнь Мартина, не давали покоя его работе по переводу Библии. До самой смерти он постоянно совершенствовал свое творение, созывая «ревизионные комиссии по переводу Священного Писания». При его жизни в переводе было исправлено несколько сотен ошибок.

Принятие протестантизма

Протестантизм как религия получил официальное признание общества в 1529 году и первоначально считался одним из течений католицизма, но несколько лет спустя произошел раскол, разделивший его на два течения: лютеранство и кальвинизм.

Жак Кальвин стал вторым великим реформатором, продвигавшим идею абсолютного Божьего предопределения человеческой судьбы.

Мнение о евреях

Отношение Мартина Лютера к евреям изменилось на протяжении всей его жизни. Изначально он осудил преследование представителей этой национальности и рекомендовал относиться к ним терпимо.

Мартин искренне верил, что еврей, слушавший его проповеди, обязательно решит креститься. В своей брошюре «Что Христос родился евреем» богослов подчеркнул еврейское происхождение Христа и поддержал древних в их нежелании следовать «папскому язычеству».

После того, как реформатор убедился, что евреи не собираются следовать его учениям, в какой-то момент он стал к ним враждебен. Книги Лютера, написанные в этом государстве, носили антиеврейский характер («О евреях и их лжи», «Беседы за столом» и др.).

Таким образом, знаменитый немецкий философ разочаровал еврейский народ, отвернувшийся от реформ, предложенных Лютером. Впоследствии лютеранская церковь стала источником вдохновения для антисемитов, и ее позиции служили для пропаганды против евреев в Германии, преследования их.

Личная жизнь

Лютер считал, что Господь не может запретить всем без исключения людям жить в любви и продлевать свое происхождение. Согласно фактам биографии Мартина, женой отважного богослова была бывшая монахиня, которая родила ему в браке 6 детей.

Катарина фон Бора была монахиней в монастыре по воле своих родителей — бедняков. Когда девочке было 8 лет, она дала обет безбрачия. Воспитание церкви, дисциплина и аскезы, принятые Катариной, сделали характер жены Лютера жестким и суровым, что ярко проявилось в отношениях супругов.

Брак Мартина и Кете (так Лютер называл девушку) состоялся 13 июня 1525 года. Протестанту тогда было 42 года, а его прекрасной спутнице — всего 26 лет. Местом совместного проживания супруги выбрали заброшенный августинский монастырь. Любящие сердца жили в простоте, не имея собственности. Их дом всегда был открыт для людей, нуждающихся в помощи.

Смерть

До своей смерти Мартин Лютер много работал, читал лекции, проповедовал, писал книги. Энергичный и работоспособный человек по натуре, он часто забывал о здоровом питании и сне. С годами это начало проявляться головокружением, внезапным обмороком. Лютер стал обладателем так называемой каменной болезни, доставившей ему много мучений.

Плохое здоровье «подкреплялось» противоречиями и душевными сомнениями. На протяжении всей своей жизни Мартин признавался, что Дьявол часто приходил к нему по ночам, задавая странные вопросы. Основоположник протестантизма молился Богу о смерти, долгие годы находясь в состоянии мучительной скорби.

Лютер внезапно скончался в феврале 1546 года. Его тело было торжественно похоронено во дворе дворцовой церкви, где он когда-то разместил знаменитые 95 тезисов.

В 2003 году в память об историческом деятеле Эрике Тилле была создана биографическая драма «Лютер», в которой показана жизнь священника от начала его реформаторской деятельности до его смерти.

Религиозная деятельность

После получения докторской степени по Библии в 1512 году Лютер начал серию библейских лекций, которые он читал на протяжении всей своей жизни.

Преподавание богословия и теологии

Первые уроки основоположника протестантизма были посвящены псалмам. Поработав над всем, Мартин уже тогда доказал, что он был на вершине изучения Библии в свое время.

В то время вошел в моду так называемый библейский гуманизм, связанный с гуманитарными науками, изучением древнегреческих и латинских писателей, а также литературы на иврите. Библейских гуманистов интересовал широкий круг предметов: античные и классические авторы, как церковные, так и языческие. Кроме того, они очень интересовались изучением иностранных языков. Лютер часто использовал их работы в своих лекциях.

Закончив уроки псалмов, Мартин начал читать лекцию о Послании к римлянам, разрабатывая текст с 1515 по 1516 год.

В следующем году он читал лекции по Галатам и опубликовал их в 1519 году. 1517 год положил начало работе над Посланием к евреям. В конце 1517 года священник оказался втянутым в разногласия в церкви по поводу своих 95 тезисов, поэтому второй цикл лекций должен был начаться в 1518-1519 годах, поскольку события Реформации загрузили его новыми делами.

В 1535 году реформатор начал цикл лекций по Книге Бытия, который длился десять лет.

Проповедования

Лютер начал свою проповедническую деятельность в городской церкви Виттенберга и поначалу не собирался выступать против своей родной католической церкви. Прихожане любили его за красноречие и набожность. В своих проповедях он часто размышлял об отношениях между человеком и Богом.

Для Римской церкви эти отношения были вполне понятны: Бог обращается к людям через Папу, а затем через церковную иерархию. В результате Ватикан приписал себе монополию на толкование Библии и считал, что может наказать тех, кто, по его мнению, нарушил заповеди Библии.

Реформатор отверг «апостольское посредничество» в отношениях между Богом и человеком. Согласно учению Лютера, высшим духовным авторитетом была только Библия.

После событий 1524-1525 годов Лютер стал подчеркивать необразованность и глупость крестьян, говоря о необходимости готовить грамотных проповедников.

Священник поставил перед собой следующие задачи:

  • создать канон доктринальных книг;
  • обучать священников проповедовать правильное учение Евангелия.

Вот почему он подготовил сборник церковных проповедей под названием Postilla, который священники могли использовать, если не хотели читать свои собственные.

Оформление лютеранского богословия в Европе

С конца шестнадцатого века до второй половины семнадцатого века древняя лютеранская ортодоксия лидировала в движении. Победила только одна догма, и нужно было сформулировать единый образ мира для паствы. Новая вера должна была стать нормой в повседневной жизни. Необходимо было выработать единое понимание материального и духовного мира, этики и морали, а также философии. Конечно, в строго лютеранском толковании. Приверженцы ортодоксальных лютеран всегда отличались написанием огромных томов сборников, представленных в полемической форме. У Православия есть свои интеллектуальные лидеры. Выдающийся лютеранский богослов Эгидио Унни Старший попытался сформулировать единую лютеранскую точку зрения на происхождение мира и человека. В 17 веке его сменил польский богослов Авраам Калов, который занялся толкованием Библии и оставил обширные комментарии к этому тексту. Другой теолог Иоганн Герхард, писавший в 1730-40-х годах 17 века, также известен как значимая фигура в этом движении. Интеллектуальными центрами православных были университеты Тюбингена, Лейпцига и Виттенберга. Лютеранская норма постепенно развивалась в скандинавских странах, принявших Реформацию во второй половине 16 века.

6.jpg
После того, как Тридцатилетняя война закончилась подписанием Вестфальского мира в 1648 году, споры и богословские дискуссии отошли на второй план. Богословов больше интересовали вопросы души и взаимоотношений с Богом.В 1675 году Филипп Спенер, придворный духовник саксонского курфюрста, опубликовал трактат «Желаемое благочестие», в котором явно отмечался отход от полемики с другими конфессиями.

7.jpg

 

Оцените статью
Блог про перстни