Платон: биография, учения и философия Платона

Платон: биография, факты из жизни

Этот выдающийся древнегреческий мыслитель вошел в историю не под своим настоящим именем, а под прозвищем («Платон» означает «широкий»), данным ему либо за его широкий лоб, либо за широту его ума, либо за его широкие взгляды крепкое телосложение. Настоящее имя мальчика, родившегося в 427 г до н.э., — Аристокл.

Биография Платона с рождения складывалась благоприятно. Он появился в афинской аристократической семье. Отец Аристон был потомком легендарного короля Аттики Кодра. Мать Периктион происходила из семьи афинского поэта, мудреца и политика Солона, а сама была писательницей.

Семья имела возможность дать сыну прекрасное образование:

  • Первый учитель Платона, философ Кратил, дал ему основы всех знаний.
  • С детства будущий мыслитель занимался рисованием, музыкой, стихосложением.
  • Физически развит, занимаюсь гимнастикой. Хранится информация о его победах на Олимпийских играх.

Уже в зрелые годы Платон благодарил небеса за то, что он был гражданином Афин, за то, что родился человеком и, что более важно, за то, что был современником Сократа.

В 20 лет Платон встречает этого выдающегося философа и становится его учеником. В юноше Сократ тоже считал будущего гения. Известно, что Сократ не оставлял письменных работ, все его идеи были представлены талантливым учеником. Оба мыслителя — Сократ и Платон — придерживались диалектики и диалога.

Когда афинские власти судили Сократа, его последователи, в том числе Платон, предложили залог за учителя, но он отказался. Последний день жизни Сократа и его смерть от яда Платон подробно описал в одном из своих произведений.

После смерти Сократа (399 г до н.э.) Платон путешествует почти десять лет. Биография кратко описывает этот период:

  • Мыслитель идет к другому ученику философа — от Евклида до Мегары. Благодаря ему он углубляет математику.
  • Он продолжает эти исследования с другим математиком — Теодором из Кирены.
  • Он живет в Египте около 3-х лет: по предположениям некоторых исследователей, он знает тайное учение.
  • Некоторое время живет в Италии, на Сицилии, общается с пифагорейцами.

Эти годы наполнены разными приключениями, однажды его чуть не продали в рабство.

Скульптурное изображение мужской головы. Платон

На 40-м году жизни Платон возвращается в Афины, покупает участок земли и создает религиозно-философский союз — Академию (школа Платона берет свое название от топонима — роща, устроенная неподалеку в честь мифической Академии Героев). Здесь они не только учились, но и вели особый образ жизни:

  • Они изучали философию, математику, астрономию, естественные науки.
  • Урок был открыт для всех.
  • Основным методом обучения были диалоги, дискуссии между учениками и учителями.
  • Платон поставил цель: создать в Академии интеллектуальное и духовное сообщество, обучить новых людей, главное для которых — добродетель.
  • Жизнь в Академии регулировалась нормами идеального государства, как его представлял Платон.

Платон посвятил Академии сорок лет — годы своей жизни до самой смерти. Эта школа приобрела статус элитного заведения и существует уже сотни лет. Там знания получил ученик Платона Аристотель.

Двое мужчин в старинной одежде с книгами. Платон и Аристотель

Платон несколько раз ездил в Сиракузы. Правители города пригласили увлеченного идеалистическими идеями ученого. Сам Платон мечтал реализовать в Сиракузах свои политические идеи (он хотел построить идеальное государство), изложенные в эссе «Государство». Но молодой правитель Дионисий Младший вскоре увлекся более земными делами и развлечениями, и семидесятилетний ученый был вынужден бежать из Сиракуз.

В Афинах Платона уважали горожане не только за его эрудицию, но и за скромность и высокие духовные качества. Он тихо умер в возрасте 81 года в 347 году до нашей эры.

Детство и юность

Точный год рождения философа неизвестен. Предполагается, что это произошло в 428 или 427 году до нашей эры. Днем рождения считается 21 мая (7 Фаргелион), в этот день греки отмечали день рождения сына Зевса и титанида Лето — Аполлона.

Также нет конкретной информации о точном месте рождения. Большинство источников называют родным городком Афины Платон, но есть и другой вариант. По его словам, биография будущего философа началась на острове Эгина, расположенном в Сароническом заливе, и семья Платона переехала в Афины, чтобы дать детям хорошее образование.

Кстати, спорными считаются не только год и место рождения Платона. Считается, что имя философа на самом деле было Аристокл, а Платон — это прозвище, которое он получил от тренера панкраций, борца Аристона Аргосского, из-за его широких плеч («плато» в древнегреческом переводе «широкое»). Об этом впервые упомянул античный историк Диоген Лаэртский.

Родители Платона принадлежали к классу аристократов. Отец философа — потомок аттического царя Кодры, а мать — афинский реформатор Солон. По материнской линии у Платона было два дяди, Критий и Кармид, оба принадлежавшие к группе просартанских правителей «Тридцать тиранов». Помимо Платона, у Аристона и Периктиона (так звали его родители) были и другие дети: сыновья Главкон и Адимант, а также дочь Потон.

Дети получали классическое музыкальное образование — так называли образование, которое включало в систему эстетическое, нравственное и умственное воспитание (названо в честь муз). Платона в то время учил досократический философ Кратил, последователь Гераклита Эфесского. Под его руководством будущий мыслитель изучал литературу, риторику, этику, основы науки и другие дисциплины.

Во время учебы Платон добился лучших результатов в литературе, изобразительном искусстве и борьбе, а затем участвовал в Олимпийских играх и играх Немей.

Детство и юность Платона попали в эпоху постпериклова, когда среди населения распространились трусость, лень и жадность. Ситуацию только усугубил военный конфликт между Делосским союзом и Пелопоннесом.

Политик Аристон пытался улучшить жизнь своих сограждан. Поэтому он хотел, чтобы его сын стал политиком после получения образования, но сам Платон придерживался иных взглядов на будущее. Он пробовал себя писать, писать стихи и пьесы.

В 408 г до н.э молодой Платон решил перенести написанную им трагедию в местный театр. По пути он наткнулся на пожилого, но сильного мужчину. Между ними состоялся разговор, который перевернул жизнь молодого человека с ног на голову, а также начал новую жизнь. Этим человеком был Сократ.

Образование

Образование Платона было широким и глубоким. Говорят, что его воспитали разные новые персонажи своего времени. Некоторые источники сообщают, что весьма вероятно, что его первые исследования, связанные с философией, были сделаны Кратилоне, который считался последователем учения философа Гераклита.

В 407 г до н.э., когда Платону было 20 лет, он совпал с Сократом. Эта встреча была абсолютно решающей для Платона, так как Сократ стал его учителем. Сократу в то время было 63 года, и обучение длилось 8 лет, пока Сократ не умер

Формирование мировоззрения Платона

На учение философа сильно повлияли происхождение, семья, образование и политическая система Эллады. Биографы Платона считают, что он родился в 428 или 427 году до нашей эры и умер в 348 или 347 году до нашей эры.

Во время рождения Платона в Греции шла война между Афинами и Спартой, которая называлась Пелопоннесом. Причиной междоусобиц стало установление влияния на всю Элладу и колонии.

Имя Платон придумал либо учитель борьбы, либо ученики философа в юности, при рождении его звали Аристокл. В переводе с древнегреческого языка «Платон» означает широкие или широкие плечи. По одной из версий, Аристокл занимался борьбой, имел крупное и крепкое телосложение, за что учитель назвал его Платоном. Другая версия гласит, что прозвище родилось из-за идей и мнений философа. Есть и третий вариант, согласно которому у Платона был довольно широкий лоб.

Аристокл родился в Афинах. Его семья считалась довольно знатной и аристократической, связанной с королем Кодру. Об отце мальчика почти ничего не известно, скорее всего, его звали Аристон. Мать — Периктион — принимала активное участие в жизни Афин. Среди родственников будущего философа были выдающийся политический деятель Солон, древнегреческий драматург Критий, оратор Андокидес.

У Платона были сестра и три брата: два родственника и сводный брат, и ни один из них не любил политику. А сам Аристокл предпочитал читать книги, писать стихи, разговаривать с философами. Его братья тоже сделали то же самое.

Мальчик получил в то время очень хорошее образование, которое заключалось в посещении занятий по музыке, гимнастике, грамоте, рисованию и литературе. В юности он начал сочинять собственные трагедии, эпиграммы, которые были посвящены богам. Увлечение литературой не мешало Платону участвовать в различных борцовских играх, состязаниях, турнирах.

На философию Платона сильное влияние оказали:

  • Сократа, изменившего жизнь и мировоззрение юноши. Именно Сократ дал Платону уверенность в том, что в жизни есть истины и высокие ценности, которые могут принести пользу и красоту. Эти привилегии можно получить только упорным трудом, самопознанием и совершенствованием.
  • Учение софистов, которые утверждали, что существует социальное неравенство, а мораль — изобретение слабых, а для Греции больше подходит аристократическая форма правления.
  • Евклид, вокруг которого собрались ученики Сократа. Некоторое время они вспоминали мастера, переживали его смерть. Именно после переезда в Мегару у Платона появилась идея путешествовать по миру, который верил, как и его учитель, в то, что мудрость передается другими людьми. А для этого необходимо путешествовать и общаться.

Философия и взгляды

Учение Сократа реформировалось, оно на удивление отличалось от того, что было раньше. В его философии акцент с изучения мира и природы сместился на человека. Мнения и высказывания Сократа произвели впечатление на молодого Платона, о чем свидетельствуют произведения последнего.

В 399 г до н.э н.э. Сократ был приговорен к смертной казни. Философа обвинили в том, что он не чтит богов, почитаемых жителями города, а вместо того, чтобы распространять новую веру, развращая таким образом людей. Из уважения к прошлым заслугам, включая участие в Пелопоннесской войне, Сократу было разрешено выступить с защитной речью (на ее основе было написано Платоновское «Апология Сократа»), и смертная казнь была приведена в исполнение, выпив яд из чаши.

Казнь Сократа сильно повлияла на Платона, вызвав яростную ненависть к демократии. После смерти учителя он отправляется в путешествие, цель которого — познание с другими учеными, обмен опытом с ними и знание диалектических вопросов, лежащих в основе бытия. В течение следующих 10-15 лет философ посетил Мегару, Кирену, Финикию и Египет. В этот период ему удалось встретиться и пообщаться с Архито Таранто, с другими учениками Сократа Евклида и Теодора, а также с восточными и халдейскими магами. Последнее заставило Платона серьезно заинтересоваться восточной философией.

После долгих странствий Платон прибыл на Сицилию. В планах философа было создать новое государство вместе с местным полководцем Дионисием Старшим (также известным как Сиракузы). По словам человека, в новом государстве философы должны править и не пить яд из чаши под крики ликующей толпы. Но идея так и не была реализована: Дионис оказался тираном, категорически не любившим идеи Платона.

Впоследствии философ решил вернуться в Афины. Город заставил Платона пересмотреть некоторые представления об идеальном государстве. Результатом этих размышлений стало открытие в 387 году до нашей эры. NS. Академия — это учебное заведение, где Платон начал обучать других людей. Так образовался новый религиозно-философский союз.

Школа Платона получила свое название от местности, где проводились уроки (парк за пределами Афин), а сама местность названа в честь мифического героя Гекадема. В Платоновской академии студенты изучали математику, философию, естественные науки, астрономию и другие науки. Обучение происходило через диалоги: Платон считал, что это лучший способ познать суть вещей.

Один из его диалогов вышел под названием «Пир», он представлен в виде разговора древних греков, восхваляющих бога Эроса. Философский текст рассказывает о любви, ее видах и знании этого чувства. Центральное место занимают представления Сократа о красоте, суть которых хороша.

Преподаватели и ученики Академии жили вместе, этот человек занял место последователей Пифагора. Учениками были астроном Евдох (который ближе познакомил Платона с восточными учениями и религиями) и философ Аристотель.

В 366 и 361 гг. До н.э н.э. Платон повторно посещает Сицилию по приглашению друга Дионы, правителя Сиракуз и зятя Дионисия Старшего. Дионисио не нравится такой расклад, который красноречиво проясняет убийство Дион. Смерть друга потрясла Платона и вынудила его вернуться в Афины, где философ продолжал обучать своих последователей до конца своих дней.

Позже, пытаясь создать концепцию, объединяющую человека и пространство, философ пришел к объективному идеализму. В своих произведениях он размышлял о душе, а не о бытии, полагая, что все предметы, окружающие человека, являются результатом сочетания неодушевленной материи, идеи и души. Платон считал, что существует идеальный мир вещей. По его словам, все объекты в этом мире — идеальные образцы, прототипы объектов, которые существуют в реальности.

До сих пор не сохранилось ни одного оригинального произведения Платона, но есть копии. Самая старая копия работы философа, написанная на египетском папирусе, находится в городе Пемье (160 км к юго-западу от Каира.

Работы Платона составляют Платонический корпус. За сохранность собрания сочинений философа мы должны поблагодарить древнегреческого библиографа Аристофана Византийского. Кстати, он первым структурировал произведения Платона, разделив их на трилогии.

Впоследствии перестройку провел философ Тразилло ди Менда, придворный астролог Тиберия Юлия Цезаря Августа. Трасилл сгруппировал сочинения Платона в тетралогию, аналогичное разделение используется и сегодня.

Были и другие попытки структурировать и сгруппировать произведения философа. Популярна версия русского антиквара Алексея Федоровича Лосева. Согласно Лосеву, книги Платона следует разделить на 4 периода: ранний (Критон, Кармид и др.), Переходный (Евтидем, Ион и др.), Зрелый (Тимей, Государство и др.) И поздний («Прочитал» и ». Постзакон»).

Одно время публике была доступна работа Платона «Тимей». Положение исправил итальянский философ Марсилио Фичино (1433–1499), который перевел остальные свои произведения с древнегреческого на латынь.

Этические взгляды

Этическая концепция этого философа разделена на две части:

  1. социальная этика;
  2. индивидуальная или личная этика.

Индивидуальная этика неотделима от совершенствования нравственности и интеллекта через гармонизацию души. Тело ему противостоит, так как оно связано с миром чувств. Только душа позволяет людям прикоснуться к миру бессмертных идей.

Человеческая душа имеет множество лиц, каждое из которых характеризуется определенной добродетелью, которые можно кратко представить следующим образом:

  • с разумной стороны — мудрость;
  • волевой: смелость;
  • аффективный — умеренность.

Перечисленные добродетели являются врожденными и являются ступенями на пути к гармонии. Платон видит смысл человеческой жизни в восхождении к идеальному миру,

Ученики Платона развили его идеи и передали их более поздним философам. Касаясь сфер общественной и индивидуальной жизни, Платон сформулировал множество законов развития души и обосновал идею ее бессмертия.

Идеи Платона

Через некоторое время Платон начал писать собственные философские взгляды, отойдя от идей своего учителя Сократа.

Одно из самых ранних произведений Платона — «Республика». В нем Платон изложил свои взгляды на государственное управление в Афинах и предложил другую форму правления. Философ считал, что право выбора и голосования не должно предоставляться каждому, поскольку большая часть населения состоит из невежественных людей, не представляющих, как должно развиваться государство.

так возникла идея, что народ должен выбирать своих представителей из знати и знатоков, а они, в свою очередь, должны решать государственные дела.

Напомним, что сам Платон происходил из очень богатой семьи, поэтому, вероятно, думал, что только люди из знатных семей могут иметь право принимать важные решения.

Аллегория пещеры

Платон также много говорил об устройстве мира. Он думал, что у всего есть какая-то идеальная форма. Например, стул — это своего рода имитация идеального образа — кресла с обивкой (однако этот образ существует только в голове человека).

Платон объяснил свои взгляды метафорой пещеры: «Предположим, несколько человек прикованы цепями к стене в пещере, они могут видеть только противоположную стену, другую и ничего больше.

Но они замечают тени предметов, которые находятся за пределами пещеры. То есть скованные могут в своем воображении создать образ предмета, вещи или живого существа, тень которого будет видна».

Если кто-то из мужчин убегал, он выходил из пещеры и видел, что за пределами пещеры были другие люди, деревья и трава росли, светило солнце. Если он вернется в пещеру и расскажет другим людям о том, что видел, они поверят ему или подумают, что он сумасшедший?

Платон утверждает, что люди подобны тем, кто сидит в пещере: мы думаем, что понимаем реальный мир, но, поскольку мы ограничены нашим телом, мы видим только тени.

Одна из основных целей Платона заключалась в том, чтобы помочь людям узнать об окружающем мире, найти способы предсказывать события, внешний вид и структуру вещей и объектов, даже не имея возможности видеть их физически.

С этой точки зрения математики и физики знают мир.

Античные философы

Платон, индуизм и буддизм

возможно, что идеи Платона о различии между реальностью и иллюзией, существующие в умозаключениях людей, связаны с индуистскими и буддийскими идеями о нирване, которые сформировались в Индии примерно в то же время.

Теория трех частей

Одной из идей, разработанных Платоном, была так называемая трехчастная теория. Эти части были импульсивностью, рациональностью и элементом страсти. Платон считал эти элементы способностями души.

Импульсивный элемент был связан со способностью командовать другими, а также с собственной силой воли. Это ассоциировалось с силой и решимостью, а также с амбициями и гневом.

Платон считал рациональность высшей способностью среди всех остальных. Он был связан с интеллектом и мудростью, и, согласно Платону, именно философы обладали этой наиболее продвинутой способностью.

Наконец, элемент страсти был самым низким из всех и был связан с естественной потребностью избегать боли и желанием удовольствия. Платон указывал, что этот элемент способствует развитию вкуса к благам материальной природы, что затрудняет поиск истины и сущности вещей.

Учение о познании

Философ был убежден, что только отдельные вещи можно понять методом чувств, а сущность познается разумом. Знания — это ни ощущения, ни правильные мнения, ни определенные значения. Под истинным знанием понимается знание, проникшее в идеологический мир.

Мнение — это часть того, что воспринимается чувствами. Чувственное познание непостоянно, поскольку предметы, которым оно подвержено, изменчивы.

Часть учения о познании — это концепция запоминания. По ее словам, человеческие души помнят идеи, известные ей до момента воссоединения с этим физическим телом. Истина открывается тем, кто умеет закрывать уши и глаза, помнить божественное прошлое.

Человеку, который что-то знает, знания не нужны. А те, кто ничего не знает, не найдут того, что им нужно искать.

Платоновская теория познания сводится к анамнезу — теории памяти.

Диалектика Платона

Диалектика в трудах философа имеет второе название: «наука о существовании». Активное мышление, лишенное чувственного восприятия, имеет два пути:

  1. по возрастанию;
  2. вниз.

Первый путь включает переход от одной идеи к другой до того момента, когда будет обнаружена высшая идея. Прикоснувшись к нему, человеческий разум начинает спускаться в обратном направлении, двигаясь от общих идей к частным.

Диалектика касается бытия и небытия, одного и многих, покоя и движения, одного и того же и другого. Изучение этой последней области привело Платона к выводу формулы материи и идеи.

Разделение человеческой души

Платон делит реальное на два противоположных мира: положительный (представленный душой, умопостигаемый, небо) и отрицательный (тело, земля, чувственный).

На основе этих основ, а также в своих размышлениях об идеальном состоянии Платон установил разделение относительно формы человеческой души.

У человека есть интеллект (находится на высоте головы), смелость (в груди) и аппетит (нижняя часть тела). Именно эти структуры двигают человека и склоняют его к своим решениям.

Подобно человеку, который должен править, Платон защищал того, кто доминирует над разумом и мудростью над другими импульсами. Тот, кто всегда был в поисках «истины».

Концепция идеального государства

В своей работе «Республика» Платон начинает различать элементы, которые могут составить идеальную модель города-государства; мать утопий.

Платон делит структуру государства на три основных класса: стражи элиты, вооруженные силы и массы; а также три формы правления: монархия, олигархия и демократия.

Согласно Платону, образовательный уровень элит должен быть идеальным для управления, а власть не должна оставаться в руках масс.

Это допускает определенную социальную гибкость, поскольку вариант, предложенный Платоном, был бы идеальным сценарием, но на самом деле проявилась другая государственная система. Платон не отменял, но считал необходимым такой аспект, как рабство.

Мир идей и мир вещей

Согласно Платону, мир идей — это мир истинного бытия. Ему противостоит мир небытия: это материя, бесконечное начало и условие пространственной изоляции множества вещей. Оба эти принципа в равной степени необходимы для существования мира вещей, но первенство отдается миру идей: если бы не было идей, не было бы материи. Мир вещей, чувственный мир — продукт мира идей и мира материи, то есть бытия и небытия. Этим разделением Платон подчеркивает, что сфера идеального, духовного, имеет самостоятельную ценность.

Все, включенное в мир идей, есть подобие идеи с ее вечностью и неизменностью, а вещь «обязана» своей делимостью и изолированностью материи. Таким образом, мир чувственных вещей объединяет в себе две противоположности и находится в области становления и развития.

Идея как концепция. Помимо онтологического смысла, идея Платона также рассматривается с точки зрения познания: идея есть и бытие, и мысль о нем, и, следовательно, концепция этого, соответствующая бытию. В этом эпистемологическом смысле идея Платона — это общее, или родовое, понятие сущности мыслимого объекта. Тем самым затрагивается важная философская проблема образования общих понятий, выражающих сущность вещей.

Политическое участие

Из-за особенностей Платона и его семейного происхождения на мгновение своей жизни этот персонаж решил посвятить себя политике.

Однако связи, которые у него были с правительствами — сначала со своими родственниками-олигархами Критиасом и Кармине, а затем с демократами, сменившими олигархов в правительстве, — заставили его разочароваться в существующей системе и искали способ создать новую куда идти в поисках справедливости.

Для Платона такой способ обретения справедливости был именно философией. В самом деле, он утверждал, что истинная справедливость в правительствах будет только тогда, когда философы будут правителями или когда правители будут философами.

Путешествие

Историки не до конца установили, куда впервые пошел Платон. Возможно, это был Вавилон или Ассирия. Мудрецы этих стран дали ему знания магии и астрономии. Куда пошел странствующий грек, биографы могут только догадываться. Среди версий — Финикия, Иудея, Египет, несколько городов Северной Африки, где встретились величайшие математики того времени — Теодор и Аристипп. Философ с самого начала брал уроки математики и постепенно стал приближаться к пифагорейцам. Об их влиянии на философию Платона свидетельствует тот факт, что Платон изучал различные символы Космоса и человеческого существования. Пифагорейцы помогли сделать учение философа более ясным, строгим, гармоничным, последовательным и полным. Затем он использовал эти принципы для изучения каждой темы и создания своих теорий.

Платона в путешествии сопровождал Евдокс, прославивший Элладу в области астрономии и географии. Вместе они посетили вышеупомянутые деревни, а затем надолго остановились на Сицилии. Отсюда он направился в Сиракузы, где встретил тирана Диониса. Путешествие длилось до 387 г до н.э.

Из Сиракуз Платон был вынужден бежать, опасаясь преследований тирана. Но грек не вернулся. Он был продан в рабство на острове Эгина, где его купил один из местных жителей. Платона немедленно освободили.

После долгих скитаний философ снова оказался в Афинах, где купил дом с садом. Раньше здесь было языческое святилище, посвященное богине Афине. По легенде, территория была подарена Тесеем академическому герою за особые заслуги. Он приказал посадить здесь оливковые деревья и оборудовать святилище.

Платоновская Академия

Жители Афин вскоре стали называть место, где жил Платон, Академией. Этим названием были названы сады, спортивные залы и рощи. В 385 г до н.э сформировалась философская школа, просуществовавшая до V века нашей эры, то есть до конца античности.

Академия представляла собой объединение мудрецов, служивших Аполлону и различным музам.

Академию также называли музеоном, а ее основателем звали Схоларх. Примечательно, что при его жизни был назначен преемник Платона, который назначил его внуком.

Над входом в Академию была надпись «Не входи в негеометр», что означало, что вход в школу был закрыт для всех, кто не уважал математику и геометрию.

Основными предметами школы были астрономия и математика, уроки проводились по общей и индивидуальной системе. Первый тип обучения подходил для широкой публики, а второй — только для довольно небольшого круга людей, желающих изучать философию.

Студенты Академии жили в гимназии, поэтому им приходилось соблюдать строгий распорядок дня, установленный самим Платоном. Утром студентов разбудил звук будильника, который философ сделал сам. Студенты жили довольно аскетично, как проповедовали пифагорейцы, ели все вместе, много времени проводили в тишине, думали, очищали свои мысли.

Лекции в Академии читали Платон, его ученики и выпускники философской школы, успешно окончившие курс обучения. Беседы происходили в саду или в роще, доме, где была оборудована специальная экседра.

Ученики Платонической академии уделяли особое внимание изучению следующих наук:

  • Философия;
  • Математика;
  • Астрономия;
  • Литература;
  • Ботаника;
  • Право (включая законодательство, устройство государств);
  • Естественные науки.

Среди учеников Платона были Аристотель, Ликург, Гиперил, Филипп Опунтский, Демосфен.

Смерть

После убийства Дионы Сиракузской в ​​354 г до н.э. Платон вернулся в Афины, где прожил до конца своих дней. В последние дни своей жизни он начал работу над новой книгой «О добре как таковом». Платон уже сформулировал основы работы и поделился ею со своими учениками. Однако перенести мысли на бумагу не получилось.

Историки писали, что ученика Сократа никогда не видели смеющимся, когда он ложился спать с томом Аристофана, великого поэта. Несмотря на важность Платона в философии, мало что известно о его повседневной жизни; в диалогах он упоминался лишь изредка, описывая какие-то незначительные события.

В день его рождения в 348 (или 347) году до нашей эры. NS. Платон покинул этот мир по естественным причинам, учитывая его возраст. Существует несколько версий этих событий. По одной из них, мужчина умер на рабочем столе, по другой — на свадьбе. Также одной из причин смерти философа называют вши, но по этому поводу в «Истории философии» Томас Стэнли писал, что люди, распространявшие такие неприятные слухи о Платоне, причинили ему немалый вред.

Картины и гравюры написаны в память о Платоне. В качестве персонажа философ появился в фильмах «Кровь, сладострастие и смерть» (1948), «Сократ» (1971), «Нотт» (1985), «Феста» (1989). В 2010 году на экраны вышел художественный фильм «Смерть Сократа», в котором фигурирует Платон.

Личная жизнь

Личная жизнь Платона загадочна даже для историков, постепенно восстанавливающих факты его биографии. Философ проповедовал отказ от частной собственности, а также от сообщества жен, мужей и детей. Следовательно, невозможно выделить жену Платона, как невозможно точно назвать его биологических детей.

Официально Платон никогда не был женат. Он сам продвигал концепцию платонической любви, объясняя это чувство уважением и заботой между учениками и учителем, объясняя, что нужно любить не тело человека, а его душу. Он считал эмоции чем-то низким, что нужно уметь держать под контролем.

Цитаты

«Сократ — мой друг, но правда дороже» (позже эта цитата стала «Платон — мой друг, но правда дороже», авторство которой приписывают Аристотелю, Мартину Лютеру и Сервантесу).

«Когда люди вынуждены выбирать между двумя пороками, очевидно, что никто не выберет большего, если есть возможность выбирать меньшее».

«Какое это будет образование? Однако лучшего, что находили с древних времен, найти сложно. Для тела это гимнастика, для души — музыка».

«Вы можете простить ребенка, который боится темноты. Когда человек боится света, это настоящая трагедия жизни».

«Те, кто достаточно умен, чтобы не вмешиваться в политику, наказаны тем, что ими правят люди глупее их самих».

 

Оцените статью
Блог про перстни