Римский император Марк Аврелий: биография, правление, личная жизнь

Марк Аврелий — биография

Марк Аврелий — один из пяти великих императоров Древнего Рима, внесших свой вклад в процветание великой империи. Как автор философских работ он внес огромный вклад в развитие позднего стоицизма.

Император Марк Аврелий считается историками правителем Рима, положившим конец знаменитому «золотому веку» древнего государства. Действительно, после его смерти величие империи начало приходить в упадок, а ее мощь стремительно падала.

Сохранившиеся до наших дней произведения и высказывания Аврелия считаются классикой древнеримской философии. Цитаты великого императора обрели второе дыхание в современной жизни, войдя в учебники и философские сочинения.

Семья и первые годы жизни

Будущий император Рима родился в 121 году в семье Домиции Луциллы и Анния Веры, представителя древнего итальянского рода Анниевых Веров. Многие из членов этого клана считали себя прямыми потомками царя Нумы Помпилия (715-633 / 633 до н.э.). Род признали патрицием только спустя много-много веков, когда на престол вступил император Веспасиан. Это произошло в 79 году нашей эры. При нем список патрициев Рима был обновлен, и в него вошли многие знатные семьи, в том числе Анниев Веров.

При рождении мальчик получил родовое имя — Марк Анний Вер. Его отец умер вскоре после рождения Марка, а ребенка усыновил Публий Катилий Север, поэтому имя мальчика было изменено на Марк Анний Катилий Север.

Семья ребенка была знатной и постоянно находилась при императорском дворе. Поэтому неудивительно, что на Марка обратил внимание сам правитель Рима Адриан. Именно он заметил необычные способности ребенка, его тягу к знаниям и науке. Император приказал отправить мальчика в школу, где преподавали лучшие учителя того времени. Таким образом, Адриан отдал долг памяти Публия Катилия Севера, умершего в 139 году. Впоследствии его воспитанием занялись две важные фигуры Древнего Рима: император и дед мальчика, Аннио Веро. Обсудив с правителем империи судьбу внука, дед выбрал для ребенка нового приемного отца. Это был Антонин Пий, который вскоре стал таким же правителем Рима. Его жена приходилась сестрой отца Марка. Выбор приемного отца был не случаен: и Адриан, и дед, и Антонин Пий готовили мальчика к скорому занятию государственной должности. В Древнем Риме это можно было сделать только со знанием и силой. Последний переходил исключительно по наследству от отца к сыну. Римское право позволяло гражданам не только создавать собственных детей, но и усыновлять их в качестве наследников. Поэтому государственные деятели часто выбирали себе достойного преемника, усыновляли его и соответствующим образом воспитывали, чтобы впоследствии сделать наследником государства и положения. Именно это случилось с молодым Марком Аврелием.

В 6 лет Адриан решил присвоить Марку титул рыцаря, одновременно изменив имя на Марка Аврелия Антонина Вер. Чтобы проверить способности мальчика, император каждый день давал ему множество заданий, которые всегда выполнялись.

В возрасте восьми лет Марк был зачислен в особую коллегию священников — Солей, служивших Марсу. Когда ученику императора и Антонина Пия исполнилось 16 лет, он был назначен организатором и руководителем латинских фестивалей, пиров и мероприятий, в которых неизменно участвовал император Адриан. Уже в таком юном возрасте Марк проявил те качества, которые впоследствии сделают его поистине великим императором: любовь к истине, честность и справедливость. Поэтому его фамилия — «Вер» — друзья и учителя немного изменили на «Вериссимус», что в переводе с латыни означало «самый красивый».

Юность

Арвелий удостоился чести с гордостью называться консулом в очень юном возрасте — в 19 лет. Несмотря на молодость, на этой должности ему удалось проявить свой характер: будущий император был строг, требователен и в то же время очень прост в общении. Аврелий с ранних лет отличался любовью к древнеримским ритуальным традициям, а его ораторское искусство произвело большое впечатление на окружающих. Помимо прочего, Марк Аврелий обладал глубокими познаниями в области гражданского права и юриспруденции.

В 145 году Марк Аврелий женился на одной из дочерей своего приемного отца, Фаустине. В то же время он полностью посвятил себя углублению своих познаний в философии.

Молодость

Несмотря на надежды учителей, Маркус Энтони, биография которого подробно описал Плутарх, провел молодость, которой нельзя было позавидовать. Он вел очень распутный и расточительный образ жизни, несмотря на то, что у него не было абсолютно никаких средств к существованию. Долги его отца, а также его более поздние долги росли с невероятной скоростью.

Самые бурные годы своей жизни Плутарх связывает с сыном консула — Гаем Курионом. Согласно его источникам, именно этот мужчина побуждал его много пить, встречаться с распутными женщинами и не думать о своем будущем. Из-за столь испорченной репутации Юлия не смогла найти для сына знатную невесту. Поэтому впервые женился на дочери вольноотпущенника (вольной рабыни). Правда, брак продлился недолго из-за неожиданной смерти жены. Марко Антонио остался вдовцом и начал менять свою жизнь.

марко Антонио и Клеопатра

Взросление и государственная работа

Огромное влияние на формирование характера Марка Аврелия оказали его отношения с Антонино Пио, которого молодой человек называл учителем, наставником и отцом. В своих произведениях будущий император неоднократно отмечал, что приемный отец научил его вести жизнь обычного человека. Благодаря Пию Марко отвечал за свои обязанности, за деятельность государя и за государственную службу.

Обучение Марка в молодости проходило в императорском дворце, где его учителями были известные философы того времени. В частности, сторонник стоического движения Аполлоний Халкидонский и Джунио Рустико, последователь идей Платона. Эта среда сделала Марко приверженцем стоической философии. Под влиянием своих блестящих учителей будущий император выбрал девиз всей своей последующей жизни: «Учите не словом, а своим примером».

Особое внимание мальчик уделял урокам гражданского права, которые ему преподавал Луций Волузиус Метиан (выдающийся юрист того времени). Юноша вырос последователем справедливости, терпения и трудолюбия. Он не любил блеска и роскоши, считая, что без них его родное государство можно прекрасно обслужить. Юноша считал своими кумирами великих римских государей: Нерва и Траяно, а также Адриана. Кроме того, Марк Аврелий свято чтил древнеримские ритуалы и традиции.

Уже в юном возрасте люди, окружавшие Марко, прославились его необыкновенными ораторскими способностями. Окружающие его люди слушали, затаив дыхание, и верили каждому слову. Он также отличался от молодых людей своего возраста и положения тем, что его слова имели глубокий смысл и значимость.

Государственная карьера Марка Аврелия началась в 138. Прежде чем стать единственным императором, он занимал должности:

  • Квестор, где занимался административной деятельностью (138.);
  • Консул (140, 145.);
  • Трибуна с проконсульскими полномочиями, простирающаяся за пределы Рима (147 г.). Несколько лет спустя Энтони возвел зятя в ранг соправителя. Пио не принимал никаких решений без согласия Марко;
  • — повторяет консул. На этот раз он правил со своим приемным братом (161 г.). В то же время Пий объявил, что Марк станет его преемником на престоле;
  • Император вместе со своим сводным братом Лучио Веро (161–169 гг.).

Знакомство с римским императором

Марк Анний Вер родился в известной и образованной семье, но никто в то время не мог подумать, что однажды он станет главой Римской империи. Мало что известно о его детстве, но мы знаем, что он был серьезным молодым человеком, который также любил борьбу, бокс и охоту.

В то время, когда Марко Аннио Веро был подростком, правящий властитель Рима Адриан был близок к смерти и не имел детей. Он должен был выбрать преемника, и после его первого выбора, Лусио Зейонио, который неожиданно умер, император выбрал Антонина. Он также был сенатором без детей и должен был усыновить Марко, в соответствии с условиями Адриана, а также сына Зейонио, Лучио Веро. Таким образом, имя Марко изменилось на Марко Аурелио Антонино.

Как только Адриан умер, стало ясно, что Марк был претендентом на важнейшее положение империи. Он серьезно забеспокоился о своем образовании и, наконец, получит привилегию учиться у Герода Аттика, учителя риторики из Афин (позже Марк написал «Размышления по-гречески»), а также Марка Корнелиуса Фронтона, своего учителя латинского языка, чей письма с Марком сохранились и по сей день.

Марко также дважды был консулом, получив таким образом ценное практическое образование.

В 161 году, когда Антонин умер и закончилось одно из самых продолжительных правлений, Марк стал императором Римской империи и правил почти два десятилетия до своей смерти в 180. Сначала он правил наравне со своим приемным братом Луцием Вером, до тех пор, пока Люциус умер восемь лет спустя.

Его правление было непростым: войны с Парфянской империей, варварские племена, угрожавшие Империи на северной границе, подъем христианства и чума, унесшая многочисленные жертвы.

Аурелио

Смерть застала Марка в 180 году в его военном штабе в современной Вене. Историк Кассий Дио описывает отношения Марка со своим сыном Коммодом, которого он назначил соправителем несколькими годами ранее и который будет следовать его целям:

«Марко не был физически сильным и столкнулся со многими проблемами во время своего правления, но, со своей стороны, я восхищаюсь им, прежде всего потому, что среди чрезвычайных и чрезвычайных трудностей он выжил и поддержал империю”.

важно осознавать серьезность положения и силу власти, которой обладал Марк. В то время он занимал, пожалуй, одну из самых влиятельных должностей в мире. Если он стал сувереном, его власти не было предела. Он мог предаваться искушениям и поддаваться искушениям, никто не мог удержать его от любых его желаний.

Для этого есть причина, которая объясняется выражением, что история государственной коррупции повторяется снова и снова — эта тенденция, к сожалению, верна. Тем не менее, как заметил поэт Мэтью Арнольд, Марк Аврелий доказал, что достоин занимаемого им почетного положения.

Этот факт отмечали различные исследователи. Известный историк Эдвард Гиббон ​​писал, что при Маркусе Аврелии, последнем из пяти хороших императоров, «Римская империя находилась в абсолютной власти под руководством мудрости и добродетели».

Путеводитель мудрости и добродетели. Это то, что отличает Марка от большинства прошлых и нынешних лидеров мира.

Вспомните оставленный им дневник, известный теперь как его размышления, о котором мы поговорим позже: личные мысли самого могущественного человека в мире, который призывал себя быть более добродетельным, более справедливым, более неуязвимым для искушений, мудрее.

А для Марка Аврелия, как лидера одной из самых могущественных империй в истории человечества, стоицизм создал основу для борьбы со стрессом повседневной жизни. Неудивительно, что он написал свои «Размышления» в последнее десятилетие своей жизни, выступая против иностранных захватчиков.

Пройдя через знания, полученные его наставниками и учителями, Марк слушал исследования стоицизма, которые мы видим в нем, благодаря мастеру Рустику за то, что он научил его стоицизму и эпиктету в медитации.

Еще одно влияние на Марка оказало учение Гераклита, идеи которого мы можем видеть во всех размышлениях. Они оказали сильное влияние на стоическое мышление. Учитывая литературный мир того времени, Марк Аврелий, скорее всего, не выставлялся в Сенеке, еще одном из трех самых важных стоиков.

Трагедия Марка Аврелия, как писал один ученый, заключалась в том, что его «философия умеренности, долга и уважения к другим» противоречила «имперской линии, которую он помазал своей смертью».

Самостоятельное правление

В 169 году умер Люцио Веро, после чего Марк Аврелий был провозглашен императором Римского государства. Но на самом деле вся власть была в его руках с 161 года, так как соправитель не отличался талантом и не проявлял интереса к внутренним и внешним проблемам страны.

Свидетельства того времени свидетельствуют о том, что Марк Аврелий завоевал любовь населения благодаря своей мудрости и рассудительности в принятии решений. И это при том, что в империи начались серьезные проблемы: восстало население Парфии и Египта, распространилась чума, войны и междоусобицы разорили государственную казну.

Большинство этих трудностей Марк Аврелий решил, используя собственные финансы и наследство.

Во время его правления были осуществлены следующие меры и реформы:

  • Упорядочено судопроизводство, восстановлены многие древние права и обычаи;
  • Было опубликовано множество законов и указов, призванных улучшить жизнь простого римского народа. Эта ответственность за жизнь граждан и заботу о них сделала Марка Аврелия популярным среди жителей Рима;
  • Были созданы учреждения по уходу за больными и ранеными;
  • Была усовершенствована система налогообложения, при этом должны были быть известны основные налоговые вычеты. На полученные деньги были открыты специальные приюты для малоимущих, малообеспеченных и сирот;
  • Были основаны колледжи;
  • В Афинах были созданы четыре факультета философии. Каждая из кафедр представляла одно из основных античных философских течений: стоическое, академическое, эпикурейское, перипатетическое. Все профессора, работавшие на кафедрах, получали зарплату из государственной казны;
  • введена обязательная регистрация младенцев;
  • создана моральная полиция;
  • Укрепился престиж Сената;
  • Перед выступлениями все гладиаторы теперь были вооружены только тупыми мечами, а для канатоходцев была создана специальная страховка в виде матрасов, которые должны были защитить их в случае падения с высоты.

С 167 г в Риме стали постоянно встречаться варварские племена: сарматы и германцы. Император лично возглавил борьбу с ними. Только в 175 г был подписан мир, в результате которого древние германцы стали селиться на территориях, занятых римскими гарнизонами.

В том же году население Сирии снова восстало, и местный правитель Авилион Кассий объявил себя новым римским правителем. Именно он в течение трех месяцев распространял слух о смерти Марка Аврелия. Кассий был убит своими сообщниками, после чего император торжественно отправился в восточные провинции государства. Он начал свое путешествие в Александрии, оттуда он двинулся в Сирию, затем в Каппадокию и Смирну, и закончил путешествие в Греции.

С 176 года до конца своих дней соправителем Марко Аурерио был его сын Коммод. Последние годы жизни правителя Великого Рима не были мирными. Он все время воевал с немцами, усмирял сирийцев. В 180 году он и его армия достигли центра современной Австрии (где сейчас находится Вена) и тут же умерли.

При этом Марк Аврелий был довольно миролюбивым императором по сравнению со своими предшественниками. Из 21 года независимого правления — 14 он провел в военных кампаниях, защищая Рим и его граждан.

Сразу после смерти императора он был возведен в сан божества, построив храм в его честь. В Риме была установлена ​​огромная колонна (высотой 30 метров), украшенная барельефами. Изображения повествуют о подвигах императора, его походах и войнах. А на Капитолии воздвигли конную статую Марка Аврелия, которая сейчас стоит там.

Философские труды

С юности Аурелио много времени уделял изучению философии. Его вдохновителем и советником был консул Квинто Джунио Рустико, древнеримский философ-стоик.

Несмотря на плотный государственный график, правитель нашел возможность писать книги. Всего за годы жизни Марк создал двенадцать произведений на греческом языке, многие из которых стали афоризмами. Произведения автора получили общее название «Себя», или, в других вариантах перевода, «Только с собой», «Рассуждения о себе».
Марк Аврелий Антонин
Сам император и представить себе не мог, что через две тысячи лет его книги будут с трепетом изучать потомки. Он вел записи в виде личных дневников, в которых размышлял о долге, жизни и смерти. Он проанализировал ситуации в своей жизни, когда возникла необходимость подавить в себе гнев в ответ на человеческую подлость.

Как никто другой, Марк Аврелий чувствовал ответственность за будущее римского народа. Изнутри общество пожирало себя аморально и невежественно, а снаружи оно было разрушено регулярными нападениями варваров. Положение в государстве было крайне тяжелым, но правитель старался не поддаваться гневу, ненависти и отчаянию.

Поза смирения и подавления внутреннего гнева была изобретена не Аурелио. Древнегреческий философ Эпиктет, волей судьбы ставший римским рабом, помог ему сформировать свой образ мира. Великий римлянин и греческий мудрец учили людей не беспокоиться о несовершенстве мира и людей, а принимать их в их существующей форме.

В те годы в Риме проповедовалось язычество, а христианская религия всячески преследовалась. Однако в писаниях императора отчетливо прослеживается тенденция к христианскому восприятию мира. Философ был близок к теории монотеизма — вере в существование единого принципа, управляющего всем на Земле.

Монотеизм Аврелия в очередной раз подтвердил немецкий гуманист Ксиландр, выполнивший колоссальную работу по изучению книги «Рассуждения о себе». Ученый провел ряд аналогий из трудов римского философа со священной книгой христиан: Новым Заветом.
Марк Аврелий Антонин
До 17 века Эпиктет и Сенека считались главными философами-стоиками античности, а Марк всегда оставался в тени. Восстановить историческую справедливость ему помогла аналитическая работа швейцарца Казобона, разбившего все три достоинства до мирового стоицизма. Марк Аврелий наконец нашел свое законное почетное место.

В последующие века ученые более глубоко изучили личность и мировоззрение великого римлянина. Большинство исследователей согласились с тем, что Марк Аврелий, будучи язычником, проповедовал христианство на бессознательном уровне.

философский труд «Рассуждения о себе», как известно, стал любимым справочником Билла Клинтона, 42-го президента США.

Записи и предлагаемые чтения Марка Аврелия

У Марка Аврелия есть только одна большая работа, которую никогда не следовало публиковать: «Размышления» (первоначально называвшаяся «Себе»). Это не только одна из величайших когда-либо написанных книг, но, возможно, единственная в своем роде.

Это окончательный текст о самодисциплине, личной этике, смирении, самореализации и силе. Эта работа вдохновила таких писателей, как Амброуз Бирс и Роберт Льюис Стивенсон, государственных деятелей, таких как Теодор Рузвельт, Вен Цзябао и Билл Клинтон. Если вы читаете это и не сильно меняете свое отношение к себе, то, вероятно, только потому, что, как говорит Аурелио, «то, что не пропускает свет, создает свою собственную тьму».

Марк Аврелий

важно помнить, что нам очень повезло, что учение Марка Аврелия сохранилось до наших дней.

Учения Марка Аврелия

  1. Практикуйте добродетели, которые вы можете показать
    • легко поддаться жалости к себе, когда мы начинаем говорить себе, что нам не хватает определенных талантов, что мы не можем позволить себе вещи, которые кажутся так легко доступными другим людям. Когда мы думаем об этом, мы должны ловить себя на размышлениях. Нам нужно сосредоточиться на том, что всегда внутри нас: на наших способностях и потенциале к добродетельным действиям.
    • Марк писал себе: «Никто и никогда не сможет обвинить тебя в том, что ты умный. Хорошо, но есть много других качеств, о которых вы не можете сказать, что у вас их нет. Практикуйте добродетели, которые вы можете проявить: честность, тяжесть, выносливость, аскетизм, воздержание, терпение, искренность, умеренность, серьезность, великодушие. Разве вы не понимаете, сколько вы можете предложить, кроме оправданий вроде «Я не могу»? Но вы все равно соглашаетесь на меньшее».
  2. Привлекайте силу других
    • Как указывалось ранее, Марк Аврелий, скорее всего, написал для себя заметки, которые теперь являются «Отражениями поля битвы», в течение последнего десятилетия своей жизни.
    • В этих трудностях и невзгодах он написал себе ободрение, чтобы восстановить силы для выполнения своего долга. Одно из упражнений, которое мы можем взять от него, — это набраться сил у людей в нашей жизни или просто для образцов для подражания, которые нас вдохновляют.
    • Как писал Аурелио: «Когда вам нужно ободрение, подумайте о качествах окружающих вас людей: их энергии, смирении, щедрости и так далее одарил их. Приятно это помнить”.
  3. Сосредоточьтесь на настоящем
    • Марк Аврелий знал, какие искушения есть у всех нас, чтобы позволить нашему воображению фантазировать, предвкушая все возможные пути, которые могут пойти не так. Конечно, такое упражнение может быть полезным, чтобы подготовить нас к будущему и подготовить к невзгодам, но Марк Аврелий прекрасно понимал, что это может стать пагубным страхом, который парализует нас от любых полезных действий.
    • По его словам, «не позволяйте вашему воображению подавляться жизнью в целом. Не пытайтесь представить себе все плохое, что может случиться. Придерживайтесь ситуации и спросите: «Почему это так невыносимо? Почему я не могу этого вынести? Вам будет стыдно отвечать. Так что напоминайте себе, что прошлое и будущее не имеют над вами власти. Только настоящее — и и это тоже можно свести к минимуму… Просто отметьте пределы. И если ваш разум пытается сказать, что не может ему противостоять .. что ж, тогда вам должно быть очень стыдно за это».

Личная жизнь

После смерти императора Адриана власть перешла к Антонио Пио. Новый правитель передал свою дочь Аннию Галерию Фаустину талантливому государственному деятелю Марку Аврелию.
Марк Аврелий Антонин
Статуя Марка Аврелия и его жены Фаустины

Информации о личной жизни пары до наших дней практически не сохранилось. Известно, что Анния Галерия родила философу двенадцать детей, но только четверо из них дожили до совершеннолетия.

Смерть

Последние годы правления Марка были чрезвычайно трудными. С одной стороны, границы государства постоянно подвергались нападениям варварских племен, с другой — страшная эпидемия буквально косила европейский народ.

Зараза не пощадила даже великодушного императора. Он умер 17 марта 178 года, когда находился в Виндобоне (современная Австрия).

В благодарность за милосердие к простому народу и укрепление позиций Рима на европейской арене Аврелий причислен к великим богам. Годы правления Марка в древней истории считаются «золотым веком». Останки государя были перевезены на родину и захоронены на территории мавзолея Адриана.

Смерть не стала неожиданностью для философа — он был к ней готов. Лежа на смертном одре, он продолжал беспокоиться о судьбе страны и ее подданных.

Память о мудром императоре в виде конной статуи и его бессмертные философские труды сохранились до наших дней. На протяжении веков работы автора передают мысли Аурелио о возможности государственного управления в сочетании с простыми человеческими принципами.
Марк Аврелий Антонин
Памятник Марку Аврелию

Конная статуя была найдена еще в средние века. Памятник воздвигнут на одном из знаменитых холмов, который стал колыбелью Древнего Рима. Статуя до сих пор стоит на Капитолийской площади Палаццо Нуово в Риме. Статуя напоминает посетителям о высоких моральных качествах и величии древнеримских правителей.

Считается, что Аврелий был последним из пяти римских императоров, которые всем сердцем заботились о благополучии своей страны. Марко сменил его сын Коммод, для которого личные удовольствия и материальные выгоды были выше государственного долга. Юноша не хотел участвовать в приграничных войнах, поэтому подписал полноценный договор между Римом и варварами. Этот факт сохранился на протяжении всей истории как демонстрация слабости и уязвимости некогда великой державы.

 

Оцените статью
Блог про перстни