Рублев Андрей — биография художника, личная жизнь, картины

Биография Андрея Рублёва

Биография Андрея Рублева содержит немного достоверных фактов. Точная дата рождения Рублева неизвестна, а местом рождения историки называют Московское или Новгородское княжество. Андрей вырос в семье иконописцев. Позже был пострижен в монахи, затем принял имя Андрей.

Вместе с другими мастерами Рублев расписал Благовещенский собор, что было подтверждением его тогдашнего мастерства. Также для своей биографии Рублев расписал Троицкий собор, Успенский собор города Владимира.

Но наибольшей славой Рублева был иконописец. Он создал множество икон, хотя иконопись не была традиционной, в ней он сочетал духовную красоту и человеческую силу.

Самым выдающимся произведением Рублева считается икона животворной Троицы, изображающая трех ангелов и рощу в центре. Среди других известных произведений Рублева — «Апостол Павел», «Спаситель из звания Звенигородского», фреска «Страшный суд» в Успенском соборе.

Детство

Историки сходятся во мнении, что годом рождения Андрея Рублева можно считать 1360 год. Местом рождения якобы является территория Московского княжества, хотя из других источников следует, что знаменитый иконописец родился в Великом Новгороде. О том, кем были его родители, о том, как прошли его детство и юность, практически ничего не известно. Из выводов критиков и искусствоведов следует, что фамилию Рублев он мог унаследовать от родственников-мастеров.

Свое имя художник получил после пострижения в Андрониковом монастыре. Его имя в мире осталось загадкой. Но все исследователи в один голос заявляют, что отца Андрея звали Иваном, потому что на одной из икон его творчества того времени отчетливо читается подпись: Андрей Иванов, сын Рублева.

Начало творческого пути

В биографии Андрея Рублева творчество и его первые работы как художника впервые упоминаются в 1405 году, когда он вместе с Феофаном Греком переехал в Москву и начал расписывать Благовещенский собор. Судьба собора сложилась трагически: через 9 лет он был разрушен, а затем несколько раз перестраивался. Но чудом уцелели некоторые произведения: это 2 яруса иконостаса, в которых 7 икон работы Андрея Рублева и 6 икон знаменитого мастера иконописи того времени Прохора Городецкого старца.

Уже в этих работах видна рука мастера, свободнее и легче старого Прохора, но уже высокопрофессионального. Эта серия праздничных икон — первая в России: «Благовещение», «Рождество Христово», «Крещение», «Преображение» и др.

биография и творчество Андрея Рублева

В эти годы Рублев написал также копию иконы «Владимирская Богоматерь» со знаменитого византийского образа, а также рисунок из книги «Евангелие Хитрово», получивший свое название от фамилии боярина, в котором Имущество было найдено в 17 веке. По предположениям искусствоведов, эта, не имеющая ценности, рукопись в те годы могла быть изготовлена ​​только на деньги либо митрополита Российского, либо одного из великих князей.

Иконопись

Биография святого восходит к 1405 году — это год первого письменного упоминания Андрея Рублева. В летописи говорится, что преподобный Рублев вместе с Феофаном Греком и Прохором Старшим, прибывший из Кафы, расписывал стены Благовещенского собора Московского Кремля. Сотрудничество со светилами иконописи было поручено художнику, мастерство которого не подвергалось сомнению. Искусствоведы предполагают, что уже в юности Андрей Рублев имел опыт написания славянских художественных икон.

Работа в тандеме с Феофаном, чья манера письма называется живописной скорописью за точные и четкие мазки, была честью для молодого мастера. Греческие иконы поражают своими размерами, лики изображаемых им святых суровы и сияют в каждом мазке. Но переняв лучшее из техники, Андрей Рублев разработал свой стиль иконописи, в котором нет драматизма и суровости Феофана Грека. Иконы Рублева наполнены умиротворением, ясностью и гармонией. Искусствоведы отмечают, что палитра художника вдохновлена ​​солнечным летним днем: золотые поля с вкраплениями васильково-синего, алый рассвет и бирюзовая река. «Преображение Господне» Андрея Рублева»

Роспись Благовещенского собора утрачена, но в иконостасе собора сохранилось семь икон, которые приписываются кисти Андрея Рублева. Считается, что художник написал фигуры апостола Петра и архангела Михаила. Его рука узнаваема в изображениях мучеников Дмитрия и Георгия, а также на иконах, посвященных главным событиям христианской церкви. Работу Андрея Рублева называют фреской «Преображение», где палитра «Рублева» легко узнаваема. В круг вписан силуэт Иисуса, полукругом расположены апостолы. Андрей Рублев считал круг идеальной геометрической фигурой, круг встречается в творчестве последнего десятилетия.

В начале XV века Андрей Рублев вместе со своим коллегой Даниилом Черным расписал Успенский собор под Звенигородом. Вероятно, иконописец получил приглашение от крестника Сергия Радонежского — князя Юрия Звенигородского. Сохранившиеся фрески демонстрируют технику Рублева, но его кисти, скорее всего, принадлежат только изображениям святых Флоро и Лавра. Остальные иконы написаны художниками-ремесленниками, на стиль которых повлияло творчество Андрея Рублева. Среди работ иконописца — три фрески «Раго Звенигород».

В иконе «Спаситель» нашла воплощение новая традиция, ознаменовавшая золотой век расцвета русской иконописи. Среди ранних работ Андрея Рублева — иллюстрации к Евангелию Хитрова. Художник нарисовал миниатюры евангелистов и их символы. Завораживает миниатюра ангела — символа евангелиста Матфея. Мы снова встречаем круг «Рублева», в центре которого ходит крылатый юноша. Композиция, кажется, подталкивает к идее вернуть все, что существует, в исходную точку. Миниатюры к Евангелию от Хитрова перекликаются с византийской традицией, но святые Андрея Рублева отличаются от образов греков неким душевным покоем, глубиной духовной жизни и отстраненностью извне. Иллюстрация Андрея Рублева к Евангелию от Хитрова

Второе письменное упоминание о мастере относится к 1408 году. Оно говорит о начале росписи Владимирской церкви Андреем Рублевым и Даниилом Черным. Мастера расписали Успенский собор, построенный до нашествия монгольской орды. В западной части храма, на его сводах, размещены фрески Страшного суда Рублева и Черного. Это самая известная работа Владимира. Образы — это не разрозненные полотна, а единое целое. Большинство исследователей сходятся во мнении, что кисть мастера принадлежит «Владимирской Богородице».

Пророк Даниил с ангелом, указывающим на фреску Страшного суда, праведники, ведомые апостолом Петром на небо, трубящие ангелы — в Апокалипсисе Андрея Рублева нет назидания и желания устрашить византийских иконописцев. Рублевский Страшный суд милосерднее, вселяет надежду на освобождение. В конце 1408 года татарская орда хана Едигея двинулась на Русь. Армия разрушила Серпухов, Переславль, Нижний Новгород и Ростов, подошла к Москве. Троицкий монастырь был разрушен, а в 1410 году на Владимир напали татары, разрушив Успенский собор.

Следы иконописца, о котором он не слышал два десятилетия, утеряны. Возможно, в эти тяжелые для России времена Андрей Рублев сбежал в Андроников монастырь. Реставрация Троице-Сергиева монастыря началась в 1422 году. К этому периоду относится третье упоминание о мастере. Над могилой преподобного Сергия Радонежского вместо обгоревшего деревянного появился каменный храм. Игумен Никон пригласил Андрея Рублева написать его. Мастер создал икону в Троицком соборе, которую искусствоведы называют шедевром и вершиной творческого наследия Рублева.

Знаменитая «Троица» поражает совершенством композиции. И снова Андрей Рублев использует круг, образованный фигурами ангелов, склонившихся над чашей. Искусствоведы сходятся во мнении, что кисти Андрея Рублева принадлежат иконам «Спаситель», «Апостол Павел» и «Архангел Михаил», относящимся к званию «Звенигород». Они хранятся в Государственной Третьяковской галерее. Остальные иконы и фрески, приписываемые Рублеву, исследователи называют произведениями артели Рублева или современниками, копирующими его стиль.

Росписи Владимирского Успенского собора

Следующие достоверные факты из биографии Андрея Рублева говорят о его упоминании как художника и осени в мае 1408 года, когда московский князь приказал написать новые фрески на месте утраченных фресок XII века в Успенском соборе во Владимире. Андрей Рублев и Даниил Черный приехали сюда по приглашению князя для росписи стен, а Рублев также работал над несколькими иконами, в том числе со своими учениками. Эти работы сейчас выставлены в Третьяковской галерее и Русском музее в Санкт-Петербурге.

биография иконописца Андрея Рублева

Сохранившиеся до наших дней фрески западной стены Владимирского собора являются частью большой композиции «Страшный суд». Четко идентифицируйте изображения, принадлежащие руке А. Рублева, которые обладают необычным и сильным эмоциональным настроением. В фигурах ангела с трубой, апостола Петра и самих сцен суда нет эмоций страха перед небесными наказаниями, но возвышается просветленное состояние ума и идея прощения.

Иконы в Звенигороде

В 1918 году в подмосковном городке Звенигороде в старом деревянном сарае были найдены 3 иконы 1410 г. По некоторым данным, они были написаны для иконостаса местной церкви, однако, по заключению современных исследователей, ни одна из церквей не подходила по размеру. Их условно называли «Звенигородский градус», «Апостол Михаил», «Спаситель», «Апостол Павел» и, несомненно, они могут принадлежать исключительно руке А. Рублева.

Эти иконы в биографии Андрея Рублева стали новым подтверждением его таланта, способного соединить и подчинить сиренево-розово-голубые цвета для полной гармонии, остававшиеся уникальными на протяжении нескольких столетий. Яркие настроения, дополняющие творческие поиски Рублева, воплощались в различных образах этих произведений, в которых мастер иконописи обобщал различные размышления о нравственных ценностях каждого человека, принадлежащих его современникам.

биографические факты Андрея Рублева

Наиболее интересными искусствоведами считается икона «Спаситель», хотя она очень плохо сохранилась, но лицо Иисуса Христа, наделенное славянскими чертами, хорошо просматривается. Христос пристально смотрит очень спокойным и проницательным взглядом. Весь его внешний вид полон энергии, внимания и доброжелательности.

В иконе «Архангел Михаил» художник воспел лирические мысли и мысли поэта. Хотя ангел небесный, а не телесное существо, Рублев воплотил в нем всю земную красоту человека. Апостол Павел изображен иконописцем в образе философа-мыслителя, написанного в нежной лилово-серой гамме с голубыми тонами.

Росписи собора Святой Троицы

В то время татарский хан Едыгей собрал войско и направился к Москве, которую не смог взять. Однако по пути татары подожгли многие селения и города и не смогли спасти Троицкий монастырь, где в те годы служил игумен Никон. В последующие годы Никон приложил все усилия для восстановления монастыря и в 1424 г предпринял строительство белокаменной церкви, в которую были приглашены Д. Черный и А. Рублев для создания росписи. Все работы в этом храме датируются 1425-1427 гг.

Тогда же была написана самая известная икона в биографии Андрея Рублева — икона Троицы. Он входил в состав иконостаса Троицкого собора в Сергиевом Посаде и считается наиболее художественно совершенным среди иконописных произведений того времени. В нем художник отразил концепцию православной религии о Троице Божией.

краткая биография и творчество Андрея Рублева

История открытия этой иконы очень интересна: несколько веков она была выставлена ​​на всеобщее обозрение, но не была замечена. Так получилось, что в 1575 году царь Иван Грозный приказал закрыть его золотой рамкой, и были видны только лица, ноги и руки. Затем, в 1600 году, Борис Годунов сменил зарплату на новую, еще более роскошную. При замене икону для консервации покрыли льняным маслом, что сделало цвета ярче. Со временем внешний слой стал темнеть, на нем оседала сажа от свечей, на него падал дым от ладана. Для улучшения внешнего вида иконы ее постоянно обновляли, нанося сверху слои краски по контурам рисунка, а затем снова покрывая льняным маслом. Скорее всего, икона со временем умерла бы, если бы не случайность. В начале ХХ века реставраторы соскребали скальпелем верхние слои, и их глаза открывались чудесному творению великого иконописца.

иконы и биография Андрея Рублева

Среди сохранившихся до наших дней фресок Троицкого собора, по заключению искусствоведов, рука А. Рублева включает «Крещение», «Архангел Михаил» и «Апостол Павел». По цвету и глубине содержания, по красоте и цветовой гамме они напоминают «Троицу».

«Троица» Андрея Рублева

Одно из самых известных произведений Андрея Рублева — икона Святой Троицы. Его история невероятна. В 1422 году Россию поразил страшный голод. На иконе изображены три ангела, сидящие за столом. На столе стоит миска с телячьей головой. Ангелы сидят на фоне необычного пейзажа. Это дом, дерево и гора. Дом — это покои Авраама, дерево — это дуб Мамре, а гора — это гора Мориа. Храмовая гора, или гора Мориа, возвышалась над Иерусалимом, именно там стоял Иерусалимский Храм, место, за которое царь Давид купил Аравну (Орну) у Иевсея. Дуб Мамре — это то самое дерево, под которым Авраам встретил Господа. Авраам встретил трех ангелов Господа, которые явились ему под видом усталых путешественников. Он пригласил их отдохнуть в тени дуба. Дуб все еще на месте.

О нем писал русский паломник игумен Даниил — тот самый святой Дуб у дороги; когда пойдешь туда, направо; и стоит, красиво, на высокой горе. И вокруг его корней под Богом, вымощенных белым мрамором, как пол в церкви, выложенный плиткой, рядом со всем этим добрым дубом; Посреди этой платформы из этого камня вырос священный дуб, невероятно! Этот дуб не очень высокий, очень большой и густой с ветвями, на нем много плодов. Его ветви наклоняются к земле, так что муж может, стоя на земле, дотянуться до его ветвей. Его окружность в самом толстом месте — два сажени, высота ствола относительно ветвей — полтора сажени. Удивительно и чудесно, что столько лет дерево стоит на такой высокой горе и не повреждено, не рухнуло!

В основе иконы лежит сюжет «Гостеприимство Авраама». В нем наиболее полно раскрывается догматическое учение о Святой Троице. Единство Святой Троицы и благодать общения с Богом раскрываются в необыкновенном творчестве Андрея Рублева, одного из немногих, кто точно принадлежал его кисти. Авторство «Троицы» не вызывает сомнений.

Есть два списка иконок.

  1. Копия Годунова, заказанная царем в 1598-1600 гг.
  2. Копия Баранова и Чирикова 1926-1928 годов для международной выставки реставрации икон в 1929 году.

Обе иконы сейчас находятся в иконостасе Троицкого собора Троице-Сергиевой лавры, где и стояла сама икона, пока не была перенесена в Третьяковскую галерею.

Сейчас «Троица» находится в зале древнерусской живописи Третьяковской галереи. Для нее создан особый предмет мебели, поддерживающий нужный уровень влажности и температуры, чтобы сохранить уникальное произведение искусства.

В праздник Троицы икона передается в храм-музей, ранее говорили о передаче «Троицы» епархии, но от этой идеи было решено отказаться и картина принадлежит Третьяковской галерее. Значок требует особого ухода и контроля температуры. Люди продолжают восхищаться этим прекрасным образцом древнерусской живописи, сохранившимся до наших дней.

Последняя работа

В конце 1420-х годов, после завершения работ над собором Святой Троицы, здесь скончался и был похоронен давний друг и соратник иконописца Даниила Черного. Позднее А. Рублев вернулся в Москву для работы над росписью Спасского собора Андроникова монастыря, которую ему удалось закончить в 1428 году. По некоторым данным, он принимал участие в ее строительстве. Эта работа стала последней в биографии Андрея Рублева.

Знаменитый художник умер в 1428 году в Москве во время эпидемии чумы, его похоронили возле колокольни Андроникова монастыря. В 1988 году, в тысячелетний год крещения Руси, он был канонизирован Русской Православной Церковью.

Личная жизнь

В юности Андрей Рублев был рукоположен в монашеский сан. Он отказался от желания иметь семью и детей. Вся его жизнь была посвящена служению Богу и творчеству во имя его прославления. О родственниках артиста информации нет. Неизвестно, были ли у него братья, сестры и внуки.

Смерть и память

Скончался иконописец поздней осенью 1428 года из-за разразившейся в Москве эпидемии чумы. Смерть достигла Андрея Рублева в Андрониковом монастыре, где весной он работал вместе с Даниилом Черным над четвертой работой: фресками Спасского собора (не сохранились). Вскоре за иконописцем последовал его верный соратник и друг. По легенде, перед смертью Даниилу Черному явился Андрей Рублев, «с радостью воззвав его к небу». Взгляд Андрея показался Даниэлю радостным и легким.

Похоронили иконописца у колокольни Спасского собора. В 1988 году художник был канонизирован и канонизирован, установив 17 июля его памятным днем. В середине 1990-х археологи обнаружили древний престол Спасского собора и рядом с ним находятся мощи. Они были приписаны знаменитому мастеру, но вскоре признали ошибочность претензий.

Общепринятую дату смерти художника исследователи называют неверной, аргументируя это тем, что Андрей Рублев скончался в конце января 1430 года. Архитектор П.Д. Барановский настаивает на дате 29 января 1430 года. Архитектор заверил, что именно она была высечена на надгробии Рублева прежде, чем это было потеряно. На этом месте построен Музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева, основателем которого является архитектор Петр Барановский.

В конце 1940-х годов в Спасо-Андрониковом монастыре появился заповедник. Во Владимире помнят и великого Рублева: памятник иконописцу стоит у входа в парк имени А.С. Пушкина. Кратер на Меркурии был назван в честь преподобного, выпущена серия памятных монет и почтовая марка. В 1966 году на киностудии «Мосфильм» режиссер Андрей Тарковский снял фильм «Андрей Рублев». От первоначального названия картины — «Страсть по Андреа» — отказались. Фильм состоит из восьми рассказов, в которых проблемы средневековья описаны глазами монаха Андрея Рублева. Артиста сыграл актер Анатолий Солоницын.

Всеобщее признание

Работы Андрея Рублева отражают его отношение к миру. Этот период характеризовался культурным прогрессом, повышенным вниманием к вопросам нравственности. В творчестве художника отражено новое видение духовной красоты и нравственности; он стал известен и почитаем не только на родине, но и далеко за ее пределами.

Троицкий, Андрей Рублев

Работы Рублева чрезвычайно ценны, сохранились очень немногие. Многочисленные исследования выявили его работы в уникальном стиле. Икона Пресвятой Богородицы — единственное сохранившееся произведение, несомненно принадлежащее кисти Рублева. В настоящее время хранится в Третьяковской галерее. Мало спорно, что мастер, составленный из трех икон звенигородского уровня, принадлежит мастеру. Прослеживает новый драматический след в творчестве Рублева, возможно, связанный с событиями того времени (междоусобица в России).

Большинство ученых относят к авторству Рублева «Владимирскую Богородицу» несколько миниатюр «Хитровского Евангелия». Помимо этих работ, в прошлом веке было высказано множество гипотез в пользу кисти Рублева. Сейчас все эти работы считаются произведениями школы известного мастера. В середине XVI века его иконопись была признана образцом, и многие художники находились под сильным влиянием творчества Рублева. Его работы несут в себе глубокое духовное и эмоциональное содержание в сочетании с лаконичными и красивыми изображениями.

В 1947 году был открыт заповедник на земле Андроникова монастыря, в 1985 году — музей древнерусской культуры имени Андрея Рублева. В 1988 году Рублев был причислен к лику святых. Фамилия художника разносится с улиц разных городов России, ему посвящены памятники, о Рублеве снимались фильмы. Кратер на Меркурии также был назван в честь художника.

Канонизация

В местном соборе Русской Православной Церкви в 1988 году канонизирован перед преподобными святыми.

По православному календарю поминовение святого совершается трижды в год:

  • 4 (17) июля — упокоение преподобного Андрея (Рублева) Московского, иконописца (1428 г .; служба без подписи).
  • 6 (19) июля — поминовение преподобного Андрея (Рублева) Московского в Соборе Святых в Радонеже.
  • За неделю до 26 августа (8 сентября) — память преподобного Андрея (Рублева) Московского в Соборе Святых в Москве.

Иконы и фрески

  • Архангел Михаил из ордена Деисус, 1414 г
  • Вознесение Господне, 1408 г
  • Апостол Павел из ордена Деисус, 1410-е гг. Государственная Третьяковская галерея (Государственная Третьяковская галерея)
  • Бани действующие, 1408 г
  • Ванны, 1410 г
  • Сошествие во ад, 1408-1410 гг. Государственная Третьяковская Галерея
  • Рождество. Благовещенский собор Московского Кремля
  • Архангел Михаил, 1408 г. Цикл икон из деисусного яруса иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Архангел Гавриил, 1408 г. Цикл икон из деисусного яруса иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Богородица, 1408 г. Цикл икон из деисусного яруса иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Григорий Богослов, 1408 г. Цикл икон из деисусного яруса иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Джованни Кризостомо, 1408 г. Цикл икон из деисусного яруса иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанна Богослова, 1408 г. Цикл икон из деисусного яруса иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Иоанн Креститель, 1408 г
  • Андрея Первого, 1408 г. Цикл икон из деисусного яруса иконостаса Успенского собора во Владимире
  • Благовещение, 1405 г
  • Преображенский, первая четверть 15 века. Государственная Третьяковская Галерея
  • Святая Троица, 1410-е гг. Государственная Третьяковская Галерея

Интересные факты из жизни художника

В страшные времена войн и конфликтов XIV-XV веков на Руси появился великий иконописец Андрей Рублев.

Сохранилось представление о Рублёве как о человеке кроткого, скромного характера, «исполненного радости и грации».

Он отличался большой внутренней сосредоточенностью. Все, что он создал, — результат глубокой мысли. Окружающих удивляло, что Рублев долгое время внимательно изучал творения своих предшественников, относясь к иконе как к произведению искусства.

Благовещение

Хотя имя Рублева упоминалось в летописях в связи со строительством различных церквей, он стал известен как художник только в начале ХХ века после реставрации в 1904 году Троицкого храма — главного святилища Троице-Сергия. Лавра, самая совершенная из древнерусской живописи. После удаления этой иконы стало понятно, почему Стоглавый собор решил написать эту картину только так, как писал ее Рублев. Только после этого начались поиски других работ художника.

Во время Куликовской битвы 1380 года Рублев уже входил в княжескую артель ремесленников, переезжая из города в город и занимаясь строительством и украшением церквей. В то время в России было возведено множество церквей, в каждой из которых должны были работать иконописцы.

последовательно проследить творческий путь Рублева невозможно, ведь древнерусские иконописцы никогда не подписывали и не датировали свои произведения.

Фильм об Андрее Рублеве

В биографии Андрея Рублева до сих пор много черных пятен. На самом деле о нем известно очень мало, за исключением двух упоминаний в исторических источниках. Написание его знаменитой иконы «Троица» также датируется исследователями двумя разными годами: 1411 или 1425-1427 гг.

биография Андрея Рублева

Одним из способов рассказать миру об этом талантливом человеке, об эпохе, в которой он жил, о его творческих поисках и становлении художником, стал повествовательный фильм, снятый в 60-х годах ХХ века известным режиссером А. Тарковским. В нескольких рассказах в фильме изображены картины средневековой России, кратко рассказывается биография Андрея Рублева, его мировоззрение и сомнения, его клятва молчания, которую он соблюдал 15 лет, и другие интересные факты из жизни иконописца.

Послесловие

Основными иконописными творениями Рублева считаются «Троица», «Спаситель», «Архангел Михаил», «Апостол Павел». Эти картины сегодня можно увидеть в Третьяковской галерее.

Андрей Рублев считается художником Святой Руси, в то время, когда живопись в Русском государстве не была так развита, иконопись существовала и развивалась. Благодаря этому обычные люди, неспособные прикоснуться к красоте, могли прийти в храм и увидеть священные изображения, фрески, иконы и хотя бы на короткое время погрузиться в мир искусства.

Андрей Рублев
Андрей Рублев «Архангел Михаил с отличительными знаками»

Глядя на творчество Андрея Рублева, можно сказать, что он стал лучом света в царстве темной и суровой иконописи, предшествовавшей ему. Иконы Рублева проникнуты немыслимой теплотой и ясностью, он по-особенному передает религиозные сюжеты, вкладывает в них свое видение. Он внес большой вклад в русскую школу иконописи.

Человек, упомянутый в летописи, явно особенный. В России как бы не зря пачкали бумагу, а фиксировали лишь знаменательные события в жизни государства. Рублев был канонизирован в 1988 году, с тех пор 17 июля считается церковным праздником — днем ​​памяти Андрея Рублева.

 

Оцените статью
Блог про перстни