Биография Леонардо да Винчи: картины, изобретения, интересные факты, тайны

Биография Леонардо да Винчи: детство, образование

Мальчик родился 15 апреля 1452 года от романа потомственного флорентийского нотариуса Пьеро и красивой девушки Катерины. Шикарный брак среди молодежи был невозможен. Вскоре Пьеро женился на знатной женщине.

Мальчик три года прожил с мамой в деревне. Любовь к природе сохранилась навсегда, это повлияло на его образ жизни: известно, что он был вегетарианцем, носил только льняную одежду.

Первый брак отца оказался неудачным, и он взял в семью внебрачного сына. С этого момента он появляется во всех нотариальных актах. В то время, когда родился Леонардо да Винчи, внебрачные дети больше не находились в маргинальном положении. Приставка к имени — да Винчи — это не фамилия, а название местности, где родился гений Возрождения. Отец был женат еще трижды, поэтому в жизни старшего сына Пьеро было четыре мачехи, 12 сводных братьев и сестер.

Первые знания Леонардо получил в начальной школе своего города. Примечательно, что всю свою жизнь он писал левой рукой и справа налево, а буквы давал в зеркальном отображении.

Путь Леонардо в университет был закрыт, самообразование осталось. Это также имело свои преимущества, поскольку освободило его от идей и заблуждений других, присущих наукам того периода, и сделало его самым культурным человеком своего времени.

Отец пытался увлечь в свой бизнес 14-летнего мальчика, но не проявил интереса. Учитывая художественные наклонности сына, нотариус вскоре направил его в мастерскую Андреа дель Верроккьо, который стал первым и единственным наставником Леонардо.

Мастерская Верроккьо располагалась на территории лаборатории, в которой плавили колокола, изготавливали керамику, резьбу по камню и дереву и многое другое. Здесь юноша научился работать с металлом, отделать кожу, приобрел навыки ювелирного мастерства. В мастерской учителя заказывали картины, иногда их рисовали ученики.

В такой среде сформировался будущий гений. Благодаря своему многогранному влиянию он стал не только самым известным художником своего времени, но и исследователем, инженером и изобретателем. При этом он достиг блестящих результатов во всем, а его открытия дали толчок развитию человеческой цивилизации в будущем.

человек

Рождение гения

Период жизни и творчества Леонардо да Винчи пришелся на эпоху Возрождения. Он родился недалеко от Флоренции в семье богатого нотариуса. Как только отец осознал творческие способности сына, было решено отправить юного Леонардо на учебу у известного художника и скульптора Андреа дель Верроккьо (образец его работы — копия памятника кондотьеру Бартоломео Коллеони — можно увидеть в ГМИИ им. А.С. Пушкина в Москве).

Под покровительством своего учителя талант Леонардо стремительно развивается. Даже тогда работы да Винчи с поразительной точностью отражают истинные позы, жесты и выражения лица человека. Именно в этот период родились такие картины, как «Благовещение» (ок. 1472 г.) и «Мадонна Бенуа» (1478 г.). В 1475 году карандашом была написана пейзажная работа, изображающая долину Арно.

Подружившись с астрономом Паоло Тосканелли, который является хранителем библиотеки во Флоренции, молодой человек начинает проявлять интерес к науке и технике.

Учитель или учителя

Первым мастером Леонардо (когда ему было около 15 лет) считается Андреа Верроккьо (итал. Andrea del Verrocchio), итальянский скульптор и художник эпохи Возрождения. В мастерской Верроккьо, находившейся в интеллектуальном центре тогдашней Италии — городе Флоренция, Леонардо также изучал гуманитарные науки, здесь он приобрел некоторые технические знания. В 1473 году, в возрасте 20 лет, Леонардо да Винчи получил квалификацию мастера искусства Сан-Лука.

Раннее творчество и научная деятельность

В начале своей карьеры Леонардо почти все время посвящал живописи. В 1472–1477 годах художник создал картины «Крещение Христа», «Благовещение», «Мадонна с вазой». В конце 70-х он закончил Мадонну с цветком (Мадонна Бенуа). В 1481 году было создано первое великое произведение Леонардо да Винчи: «Поклонение волхвов».

В 1482 году Леонардо переехал в Милан. С 1487 года да Винчи разработал летательный аппарат, основанный на полете птиц. Леонардо сначала создал простейший крылатый аппарат, а затем разработал воздушный механизм с полным управлением. Однако реализовать идею не удалось, так как у исследователя не было двигателя. Кроме того, Леонардо изучал анатомию и архитектуру, открыл ботанику как самостоятельную дисциплину

Миланский период (1482 — 1499 гг.)

Леонардо прибыл в Милан как посланник мира от Лоренцо ди Медичи к Лодовико Сфорца, известному как Иль Моро. Здесь его работа приняла новое направление. Его призвали в состав суда сначала инженером, а потом художником.

Герцога Миланского, человека жестокого и ограниченного, не интересовала творческая составляющая личности Леонардо. Еще меньше маэстро волновало герцогское равнодушие. Интересы сошлись в одном. Моро требовалось инженерное оборудование для военных операций и механические конструкции для отдыха на заднем дворе. Леонардо знал это лучше, чем кто-либо другой. Его разум не спал, мастер был уверен, что возможности человека безграничны. Его идеи были близки гуманистам современной эпохи, но во многом были непонятны современникам.
Фреска Тайная вечеря

К тому же периоду относятся два важных произведения: фреска «Тайная вечеря» (The Last Supper) для трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (Доминиканская церковь и монастырь Санта-Мария-делле-Грацие) и картина «Dama con l ‘горностай «(Дама с горностаем).
рисование

Второй — портрет Сесилии Галлерани, фаворитки герцога Сфорца. Биография этой женщины необычна. Одна из самых красивых и культурных дам эпохи Возрождения, она была проста и добра, умела ладить с людьми. Роман с герцогом спас из тюрьмы одного из его братьев. У него были самые нежные отношения с Леонардо, но, по свидетельствам современников и мнению большинства исследователей, их кратковременная связь оставалась платонической.

Более распространенная (и даже неподтвержденная) версия интимных отношений мастера с учениками Франческо Мельци и Салаи. Подробности личной жизни артист предпочитал хранить в глубокой тайне.

Моро заказал у мастера конную статую Франческо Сфорца. Были сделаны необходимые эскизы и изготовлена ​​глиняная модель будущего памятника. Дальнейшей работе помешало французское вторжение в Милан. Художник уехал во Флоренцию. Здесь он вернется, но к другому джентльмену: французскому королю Людовику XII (Людовику XII).

Снова во Флоренции (1499 — 1506 гг.)

Возвращение во Флоренцию ознаменовалось поступлением на службу герцога Чезаре Борджиа и созданием самой известной картины — «Джоконда).

Новая работа предполагала частые поездки, мастер ездил в Романью, Тоскану и Умбрию по разным заказам. Его основной задачей была разведка и подготовка местности к боевым действиям Цезарем, намеревавшимся подчинить себе Папское государство. Чезаре Борджиа считался величайшим злодеем христианского мира, но Леонардо восхищался его упорством и замечательным талантом полководца. Он утверждал, что пороки герцога уравновешиваются «одинаково великими добродетелями». Честолюбивым планам великого авантюриста не суждено было сбыться. Мастер вернулся в Милан в 1506 году.

Поздние годы (1506 — 1519 гг.)

Второй миланский период длился до 1512 года. Маэстро изучал строение человеческого глаза, работал над памятником Джакомо Тривульцио и над собственным автопортретом. В 1512 году художник переехал в Рим. Папой был избран Джованни ди Медичи, сын Лоренцо Великолепного, которому был посвящен в сан Льва X (Leo X). Брат папы, герцог Джулиано ди Медичи, высоко оценил деятельность своего соотечественника. После его смерти мастер принял приглашение короля Франциска I (François I) и уехал во Францию ​​в 1516 году.
Автопортрет Леонардо да Винчи

Франциск оказался самым щедрым и благодарным покровителем. Мастер поселился в живописном замке Кло-Люсе в Турене, где имел все возможности делать все, что его интересовало. По королевскому заказу он построил льва, из груди которого раскрылся букет лилий. Французский период был самым счастливым в его жизни. Король назначил своему инженеру ежегодную ренту в размере 1000 скуди и пожертвовал землю с виноградниками, гарантируя ему мирную старость. Жизнь мастера была прервана в 1519 году. Он завещал свои записи, инструменты и наследство своим ученикам.

Зрелый период творчества

В 1490 году да Винчи создал картину «Дама с горностаем», а также знаменитый рисунок «Витрувианский человек», который иногда называют «каноническими пропорциями».

В 1495–1498 годах Леонардо работал над одной из самых значительных своих работ: фреской «Тайная вечеря» в Милане в монастыре Санта-Мария-делле-Грацие.

В 1502 году да Винчи присоединился к военному инженеру и архитектору Чезаре Борджиа. В 1503 году художник создал картину «Мона Лиза» («Джоконда»). С 1506 года Леонардо служил при короле Франции Людовике XII.

Мыслитель и писатель

Тайная вечеря - картина на mifistoria.info
Тайная вечеря 1498

Вскоре Лео начал понимать, что теория необходима для подтверждения практики. Он считал, что художник должен глубоко вникать в изучение определенных предметов. Мастер записывал свои наблюдения в блокнот, сопровождая их рисунками, набросками, рисунками, аллегориями и анекдотами. Он делал заметки об архитектуре, музыке, технике, перспективе.

Леонардо не хотел публиковать свои мысли, он зашифровал многие из них, и сегодня многие не переведены. Да Винчи отрицал некоторые существующие мировоззрения, считая, что научный подход требует чистого разума, в котором нет предрассудков.

«Необходимо знать вещи, не имея (возможно, ложного) представления о них заранее. Это все равно что делать все сначала. Вы должны проверить свои идеи на практике, а не зацикливаться на них. Если в рассуждениях не участвует опыт, уверенности не будет », — считал Леонардо.

Он знал, как невероятно просто объяснять сложные вещи, удивляя людей красотой и выразительностью речи.
Дневник да Винчи - фото на mifistoria.info
Дневник Леонардо да Винчи

На сегодняшний день сохранилось почти 7000 страниц дневника ученого. Записи делались в перевернутом виде. Лев умел писать обеими руками. Но большая часть записей сделана слева. Поэтому он попытался зашифровать заметки. Есть еще такое понятие, как «почерк Леонардо».

Я также хочу обратить ваше внимание на тот факт, что записи, заметки и идеи Леонарда во многом были не его, а только улучшены им. Некоторые проекты и технические идеи он находил в других ученых, чужих дневниках, практиках и т.д. Достоинства в живописи были, скорее, его собственными достижениями.

Многие видят в нем пионера инженерных знаний, не понимая, что идеи пришли к нему (не все, конечно) от других людей.

Изобретения Леонардо да Винчи

Настоящие изобретения Леонардо да Винчи, а также приписываемые ему. Что есть что? Судите сами. Нет точного подтверждения

Величайшее желание осуществления человеческого полёта

Леонардо особенно интересовал вопрос о способности человека летать. По сравнению со своими современниками, он был единственным, кто посвятил долгие часы размышлениям и тщательному изучению этой проблемы. В его записях и рисунках отражены такие важные характеристики, как баланс полета самолета, способ управления им путем изменения геометрии крыла и многое другое.

В своих научных исследованиях в области полетов да Винчи основывался на изучении особенностей полета птиц: «Птица — это инструмент, работающий по математическим законам, который можно сделать силой человека при всех его движениях, но не с такими же возможностями ». Логично продолжая эту идею, изобретатель приступил к созданию орнитоптера — самолета с крыльями, закрылками которых управлял человек. Позже, осознав, что человеческих сил недостаточно для выполнения этой задачи. В полете было решено, что за мощность закрылков должен был отвечать специальный двигатель.

Исследуя возможности человека, Леонардо представил ряд полезных и эффективных изобретений, актуальных по сей день. К таким изобретениям относилось также управление движением головы пилота с помощью хвостового оперения — в наши дни именно так военные вертолеты наводят на цель ствольное оружие. Складные трапы в самолетах — это не что иное, как современные рамы, и нет необходимости упоминать особую форму корпуса самолета в виде подводной лодки.

В 15 веке были известны только два типа механических двигателей: ветряные и водяные. Леонардо нашел выход: мотором служил механизм с наибольшей удельной мощностью, как в катапульте и арбалете — натянутый лук или пружина. С помощью человеческой силы и тугой дуги аппарат можно поднять в воздух, и уже во время полета хватит только мышечных сил человека.

Однако долгое время орнитоптер никак не мог взлететь, поскольку гипотезы Леонардо не оправдались. Затем изобретатель приступил к разработке самолета со статичным крылом, которым можно было бы управлять с помощью движений определенных элементов крыла. Аналогичную систему полета имеют современные планеры, полеты которых осуществлялись только в конце XIX века.

Помимо орнитоптера, да Винчи стремился создать аппарат, являющийся прототипом современного вертолета. Однако его пришлось бы подбросить в воздух, раскручивая винт вручную. Однако Леонардо предполагал, что сможет поднять аппарат с земли, поэтому изобретатель сконструировал прибор для оценки крена вертолета — прототип авигоризона, а также прибор для измерения силы ветра (он используется до сих пор в метеостанциях).

«Рай математических наук»

Как инженер и изобретатель Леонардо да Винчи особенно ценил точные науки: «Те, кто осуждает максимальную точность математики, питаются путаницей и никогда не откажутся от уловок софистических наук, порождающих бесконечную болтовню». Именно точные расчеты позволили Леонардо произвести удивительно правильные расчеты, многие из которых действительны и по сей день. Так, например, он задумался о сути шарикового подшипника, пришел к идее устройств для преобразования вращательного движения в поступательное и наоборот, создал роликовую цепь, которую мы сегодня можем наблюдать в велосипедах и мотоциклах. Именно да Винчи создал теоретическую основу передаточных механизмов, на которой столетия спустя стала базироваться классическая инженерная механика.

Предвидя открытия Ньютона и Бернулли, да Винчи работал над гидравликой и пытался создать вакуум в перевернутых колбах, помещенных в емкости с водой. Кроме того, Леонардо также дал практические советы по строительству плотин и укреплению берегов рек.

«Нет уверенности в науках, в которых ни одна из математических наук не может быть применена, и в тех, которые не имеют отношения к математике», — считал великий изобретатель. Многие люди, даже далекие от точных наук, знают такое понятие, как «золотое сечение» — пропорциональное соотношение объекта, гармонирующего с человеческим глазом, равное 1,6180….. Это значение было знакомо Евклиду, но дал такое красивое и точное название, что это был да Винчи.

Создание оружия будущего

Несмотря на «мирные» изобретения Леонардо, да Винчи также занимается разработкой оружия. Его проекты катапульты и крепостных арбалетов примечательны, однако порох активно использовался уже в те годы, поэтому необходимо было создать что-то принципиально новое. Изобретатель занимается укреплением крепостных стен с пушечными платформами, создает оружие, которое следует заряжать с казенной части, фугасные бомбы, удлиненные снаряды с пороховым ускорителем.

В его проектах есть и более глобальные «машины убийства», например бронемашина с артиллерией и подводная мина, которую следует размещать на днище подводной лодки. Такая подводная мина использовалась только в 1860 году в Америке во время войны между югом и севером.

Человек и Вселенная

Помимо любимой механики, да Винчи активно изучал строение человеческого тела и даже занимался анатомией. Среди его эскизов огромное количество рисунков, изображающих строение мышц, костей, внутренних органов. Зная, что на сетчатку проецируется перевернутое изображение, Леонардо построил камеру-обскуру, чтобы подтвердить свою гипотезу.

В области ботаники Леонардо также отличился невероятной точностью изображений: его зарисовки смело можно печатать в специализированных учебниках. Именно да Винчи открыл геотропизм и гелиотропизм растений. Изобретатель смог объяснить красочное свечение жира на воде преломлением света, хотя до того, как эта концепция была реализована, прошли еще столетия.

Гений изобретателя простирался за пределы человека, земли и способов создания самолета. Леонардо прекрасно понимал, что наша планета не единственная во Вселенной и, видимо, даже планировал построить обсерваторию: «А теперь подумайте, как выглядит наша звезда с такого большого расстояния, и представьте, сколько звезд может быть между нами со всех сторон во всем темном пространстве».

Среди прочего, Леонардо размышлял о сущности инерции: «движение имеет тенденцию к сохранению, то есть движущиеся тела продолжают двигаться, пока на них продолжает действовать сила двигателя — первоначальный импульс. Ничто не может двигаться само по себе, движение вызвано действием чего-то другого. Этим другим служит сила ». Отсюда логический вывод, что создание« вечного двигателя »- утопия.

Леонардо да Винчи умер во Франции в одиночестве, бедном и разочарованном. Современники не оценили его творчество, да и сам он не пытался как-то себя рекламировать. В те годы даже картины да Винчи не восхищали людей и, например, знаменитая сегодня «Джоконда» спокойно висела в ванной комнате богатого дворянина.

Практически в короне в многочисленных нотах и ​​записках гения Леонардо да Винчи возникает вопрос: «Скажите, а вы когда-нибудь что-то делали? .. Было ли что-то сделано? Готово? «И если тогда великий инженер-механик-художник мог с горечью ответить на собственный вопрос, то теперь все человечество может только восхищаться и благодарить этого неординарного человека. Не только много веков спустя, но даже сегодня люди изучают работы да Винчи, восхищаясь тем, сколько его изобретений и идей остаются актуальными и по сей день .. и, возможно, даже опережают свое время.

Великие произведения

Леонардо да Винчи, известный во всем мире в основном как художник, написал не более 20 картин за всю свою долгую жизнь. Более того, многие из них остались незавершенными. Леонардо работал очень медленно, и эта черта была известна всем заказчикам. Художник мог смотреть на свои работы несколько часов, не делая ни единого движения кистью.

Первой картиной, с которой Леонардо да Винчи объявил себя зрелым мастером, была Мадонна в гроте (начата в 1483 году). Он был выполнен для церкви Сан-Франческо в Милане и, по словам художника, станет центром триптиха. Ограниченный во времени, Леонардо не смог завершить работу вовремя. Впоследствии заказчик обратился в суд, по решению которого артист был вынужден написать вторую, более позднюю версию. Он называется «Мадонна делле Рочче».

Одна из главных картин Леонардо да Винчи — знаменитая «Тайная вечеря» хранится не в музее, а в трапезной монастыря Санта-Мария-делле-Грацие (Милан). Это большая фреска размером 4,6 × 8,8 М. Сюжет картины отсылает нас к драматическим событиям земного пути Христа: он проводит вечер в окружении учеников и произносит пророческие слова: «Одного из вас я предам». Художника всегда интересовала тема человеческих страстей, и на этот раз он решил показать апостолов не как исторических персонажей, а как простых людей, максимально подробно передав их настроение. В традициях европейской живописи художники нередко выделяли в этом сюжете Иуду, но Леонардо поступил иначе: Иуда со всеми сидит за общим столом, он мрачен и тень падает на его лицо и фигуру. При создании картины да Винчи использовал пропорции «золотого сечения», позиционируя апостолов с математической точностью: они разделены на четыре группы, расположенные слева и справа от центральной фигуры Христа.

Загадочная «Джоконда» или «Мона Лиза» («мона» в переводе с итальянского — дама) — одно из любимых произведений художника. Она была с ним до конца его жизни. При довольно скромном размере (77 × 53 см) изображение производит такое сильное впечатление, что выглядит как большое полотно. Исследователям не удалось выяснить, кто был заказчиком работ. В записных книжках художника об этом не было. Также неизвестно, кто послужил моделью. Есть несколько вариантов, вплоть до того, что это автопортрет самого Леонардо да Винчи. У изображения есть любопытная особенность: взгляд героини всегда направлен на смотрящего, а выражение ее лица меняется в зависимости от ракурса.

Картины

  • В Государственном Эрмитаже хранятся два изображения Мадонны Леонардо, Мадонны Бенуа и Мадонны Литты, написанные спустя 10 лет.
    картины Леонардо в Эрмитаже Мадонна Бенуа и Мадонна Литта
  • Рисунок «Витрувианский человек» (Homo vitruviano), изображающий человека «идеальных пропорций», хранится в коллекции Gallerie dell’Accademia в Венеции.
    Homo vitruviano Леонардо Фигура
  • Фреска «Тайная вечеря», изображающая последнюю трапезу Христа, начала разрушаться еще при жизни автора. Франциск I хотел перенести стену трапезной монастыря во Францию, чтобы спасти шедевр.

  • «Джоконда» — самая обсуждаемая работа Леонардо. Главная загадка — кто позировал артисту? Они называют Лизу дель Джокондо, жену дворянина Констанцу д’Авалос, любовницей Джулиано Медичи
    Мона Лиза Джокондо Картина Леонардо Мона Лиза Мона Лиза
    В более нетривиальных версиях говорится, что «Джоконда» — это то же самое, что да Винчи или его ученик Салаи, одетый в женское платье. Существует много домыслов, копий изображения еще больше, но бессмертная «Мона Лиза» продолжает покорять своей неповторимой улыбкой.

Личная жизнь

Личная жизнь мастера хранилась им в строжайшей конфиденциальности. Леонардо использовал шифр для записи в своих дневниках, но даже после расшифровки исследователи получили мало достоверной информации. Есть версия, что причиной секретности была нетрадиционная ориентация да Винчи.

Теория о том, что художник любил мужчин, основывалась на предположениях исследователей, основанных на косвенных фактах. В юном возрасте артист фигурировал в деле о мужеложестве, но доподлинно неизвестно, в каком качестве. После этого случая мастер стал очень сдержанным и скупым на комментарии к личной жизни.

Среди возможных любовников Леонардо есть несколько его учеников, самый известный из которых — Салаи. Молодой человек был одарен женственной внешностью и стал моделью для нескольких картин да Винчи. Картина «Джованни Баттиста» — одна из сохранившихся работ Леонардо, для которой позировал Салаи.

Есть версия, что «Мона Лиза» тоже была написана этой моделью, одетой в женское платье. Следует отметить некоторое физическое сходство между людьми, изображенными на картинах «Мона Лиза» и «Иоанн Креститель». Факт остается фактом: да Винчи завещал свой художественный шедевр Салаю.

Историки также считают возможными любовниками Леонардо Франческо Мельци.

Есть еще одна версия тайны личной жизни итальянца. У Леонардо были романтические отношения с Сесилией Галлерани, которая предположительно изображена на портрете «Дама с горностаем». Эта женщина была любимицей миланского герцога, владелицы литературного салона, покровительницы искусств. Знакомит молодого художника с кругом миланской богемы.

Среди записок да Винчи был обнаружен черновик письма к Сесилии, которое начиналось словами: «Моя возлюбленная богиня…». Исследователи предполагают, что портрет «Дама с горностаем» был написан с явными признаками неизрасходованных чувств к изображенной на нем женщине.

Некоторые исследователи считают, что великий итальянец вообще не знал плотской любви. Мужчины и женщины физически его не привлекали. В контексте этой теории предполагается, что Леонардо вел жизнь монаха, который не родил потомков, но оставил великое наследие.

Смерть и могила

Современные исследователи пришли к выводу, что вероятная причина смерти художника — инсульт. Да Винчи умер в возрасте 67 лет, это случилось в 1519 году. Благодаря воспоминаниям современников известно, что в то время художник уже страдал частичным параличом. Леонардо не мог пошевелить правой рукой, как полагают исследователи, из-за инсульта, перенесенного им в 1517 году.

Несмотря на паралич, педагог продолжил активную творческую жизнь, прибегнув к помощи своего ученика Франческо Мельци. Здоровье да Винчи ухудшилось, и к концу 1519 года ему уже было трудно ходить без посторонней помощи. Эти данные согласуются с теоретическим диагнозом. Ученые считают, что второй приступ цереброваскулярной катастрофы в 1519 году завершил жизнь знаменитого итальянца.

На момент смерти мастер находился в замке Clos-Luce недалеко от города Амбуаз, где прожил последние три года своей жизни. По завещанию Леонардо его тело было похоронено в галерее церкви Сен-Флорентин.

К сожалению, могила хозяина была разрушена во время войн гугенотов. Церковь, в которой отдыхали итальянцы, была разграблена, после чего она пришла в запустение и была снесена новым владельцем замка Амбуаз Роджером Дюко в 1807 году.

После разрушения часовни Сен-Флорентин остатки многих гробниц за несколько лет были смешаны и захоронены в саду. С середины 19 века исследователи предприняли несколько попыток идентифицировать кости Леонардо да Винчи. Новаторы в этом деле руководствовались описанием жизни мастера и выбирали наиболее подходящие фрагменты из найденных останков. Они изучают их какое-то время. Работой руководил археолог Арсен Уссе. Он также нашел фрагменты надгробной плиты, предположительно из могилы да Винчи, и скелет, в котором отсутствовали некоторые фрагменты. Эти кости были захоронены в реконструированной гробнице художника в часовне Святого Юбера на территории замка Амбуаз.

В 2010 году группа исследователей под руководством Сильвано Винчети планировала эксгумировать останки мастера эпохи Возрождения. Планировалось идентифицировать скелет с использованием генетического материала, взятого из могил родственников Леонардо по отцовской линии. Итальянским исследователям не удалось получить разрешение от владельцев замка на проведение необходимых работ.

На месте, где когда-то стояла церковь Сен-Флорентин, в начале прошлого века по случаю 400-летия со дня смерти знаменитого итальянца был установлен гранитный памятник. Реконструированная могила инженера и каменный памятник с его бюстом — одни из самых популярных достопримечательностей Амбуаза.

Монеты, посвящённые Леонардо да Винчи

В 2019 году во всем мире активно отмечали 500-летие со дня смерти великого итальянца. По этому случаю многие монетные дворы подготовили свои памятные монеты: биметаллические 2 евро 2019 года, выпущенные Италией и Сан-Марино. На аверсе первой изображен портрет Сесилии Галлерани, знаменитой Дамы с горностаем. На втором — фрагмент картины «Крещение Христа», написанной Андреа Верроккьо совместно с Леонардо да Винчи.

Сан-Марино, 2 евро 2019 «500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи»

Сан-Марино, 2 евро 2019 «500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи»
Картины Леонардо да Винчи также популярны в нумизматике. В 2019 году Соломоновы Острова выпустили 150 долларов — эта серебряная монета 999 пробы прямоугольной формы с цветной печатью представляет собой уменьшенную копию картины «Иоанн Креститель». В той же серии Дама с горностаем демонстрирует схожие характеристики. Однако у этой монеты есть и более дешевый никелевый вариант — 1 доллар 2015 года. В продолжении серии («Музейное собрание») можно увидеть «Мону Лизу».

На Островах Кука также были выпущены монеты с оттисками картин Леонардо да Винчи. Это 20 долларов 2008 года («Тайная вечеря») серебра 999 пробы весом 93,3 г, а также 20 долларов 2009 года («Мона Лиза») серебра с золотыми вставками (7,78 грамма).

Италия, 2 евро 2019 «500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи»

Италия, 2 евро 2019 «500 лет со дня смерти Леонардо да Винчи»

Тайны Леонардо да Винчи

Работы Леонардо да Винчи серьезно изучаются учеными, искусствоведами и даже религиозными деятелями. Многие предполагают, что художник использовал какой-то графический код при написании своих картин.

Например, с помощью нескольких зеркал ученым удалось разгадать загадку видов на «Джоконду» и «Джованни Баттиста».

Как оказалось, оба персонажа устремили взор на загадочное существо в маске. Секретный код в дневниках да Винчи также был раскрыт через зеркала.

Чертежи-и-наброски-некоторых-изобретений-Леонардо-да-Винчи
Рисунки и эскизы некоторых изобретений Леонардо да Винчи

В то же время американский писатель Дэн Браун написал не одну книгу, относящуюся к творчеству художника. В 2006 году по произведению Брауна был снят фильм «Код да Винчи», завоевавший огромную популярность во всем мире.

Многие религиозные лидеры и простые верующие раскритиковали фильм как кощунственный. Интересен тот факт, что этой точки зрения придерживались и христиане, и мусульмане.

Несмотря на это, фильм посмотрело рекордное количество зрителей. Это, в свою очередь, привело к тому, что многие люди начали проявлять глубокий интерес к личности и биографии Леонардо да Винчи, а также к его гениальным работам.

Утраченные и незаконченные работы

Не все работы мастера дошли до наших дней. Среди не уцелевших работ: щит с картиной в виде головы Медузы, конная скульптура герцога Миланского, портрет Мадонны с веретеном, картина «Леда и лебедь» и фреска » Battaglia di Anghiari».

Современные исследователи знакомы с некоторыми картинами мастера по сохранившимся копиям и воспоминаниям современников да Винчи. Например, судьба оригинальной Леды и Лебедя до сих пор неизвестна. Историки считают, что картина могла быть уничтожена в середине 17 века по приказу маркизы де Ментенон, жены Людовика XIV. Эскизы, сделанные рукой Леонардо, и несколько копий полотна, выполненные разными художниками, сохранились до наших дней.

На картине изображена обнаженная молодая женщина в руках лебедя, у ног которой играют дети, вылупляющиеся из огромных яиц. Создавая этот шедевр, художника вдохновил известный мифический сюжет. Интересно, что полотно, основанное на истории спаривания Леды с Зевсом, принявшим форму лебедя, написал не только да Винчи.

Известный соперник Леонардо Микеланджело также написал картину, посвященную этому древнему мифу. Полотно Буонаротти постигла участь да Винчи. Картины Леонардо и Микеланджело одновременно исчезли из собрания французского королевского дома.

Среди неоконченных работ итальянского гения выделяется картина «Поклонение волхвов». Полотно было заказано монахами-августинцами в 1841 году, но осталось незаконченным из-за отъезда мастера в Милан. Клиенты нашли другого художника, и Леонардо не видел причин продолжать работу над картиной.

Исследователи считают, что композиция полотна не имеет аналогов в итальянской живописи. На картине изображена Мария с младенцем Иисусом и волхвами, а за спиной паломники — рыцари и руины языческого храма. Предполагается, что Леонардо запечатлен на фото среди мужчин, произошедших от сына Божьего и самого себя в возрасте 29 лет.

Интересные факты о Леонардо да Винчи

Несмотря на то, что Леонардо был внебрачным ребенком, его детство было на удивление счастливым. Отец будущего художника сер Пьеро ди Антонио да Винчи не только обеспечил будущее матери мальчика Екатерины, удачно женившись на ней, но и усыновил внебрачного ребенка в семью. Особый статус Леонардо вызывал некоторые трудности, но он также во многом помогал игре мальчика. С одной стороны, из-за того, что это было нелегитимно, ему было приказано посещать университеты, а значит, он должен был разбираться во всех науках самостоятельно. Но с другой стороны, именно отсутствие образования позволило Да Винчи оставаться беспристрастным, не связанным правилами и сохранять веру в то, что нет ничего невозможного.
Однако неизвестно, как бы раскрылись таланты Леонардо, если бы он не получил адекватного образования в духе Возрождения. С раннего детства мальчик рисовал, играл на музыкальных инструментах и ​​изучал азы поделок, которые пригодятся ему в будущем. Согласно одной из легенд, да Винчи научился писать самостоятельно, а потому всю жизнь пользовался особым способом письма: левой рукой, справа налево и в зеркальном отображении. Леонардо с детства знал, что у него много талантов, но в то же время был достаточно внимательным и сдержанным. Эта секретность только усилилась и на какое-то время даже стала антиобщественной после того, как художника обвинили в содомии в 1476 году. Хотя да Винчи удалось избежать наказания, скандал, связанный с судом, едва не стоил ему карьеры. Возможно, эта неприятная история стала одной из причин, почему в записях артиста практически нет сведений о его личной жизни.
Единственное, что можно сделать с твердой уверенностью из этих документов, — это отношение Леонардо к нашим младшим братьям. Детство художника прошло в деревне и во всех его биографиях недвусмысленно сказано, что да Винчи любил животных больше, чем многих людей. И если для людей он разрабатывал эффективное оружие и создавал конструкции военной техники, то даже мысль о причинении вреда животным казалась ему невыносимой. Леонардо не ел мяса, он предпочитал одежду из хлопка и покупал птиц на рынках, а потом оставлял их свободными. Художник однажды сказал: «Придет время, когда люди, подобные мне, начнут воспринимать убийство животного так же, как они воспринимают убийство человека».
Да Винчи довольно откровенно отзывался о людях, которые ели мясо, называя их «живым кладбищем». Однако любовь к животным сосуществовала в характере художника с любопытством и желанием получить как можно больше новых знаний и навыков. В своих картинах Леонардо да Винчи старался максимально точно изобразить любой предмет, включая фигуры не только людей, но и других живых существ. Доподлинно известно, что художник, желая разобраться в секретах анатомического строения человека, вскрывал тела умерших. То же самое он сделал и с животными: наверное, поэтому они очень живо появляются на его полотнах. Мышцы, положение конечностей, блеск глаз, визуальная мягкость шерсти представлены реалистично, со знанием физиологии и анатомии. Ярким примером работы этого мастера является конная статуя в Корте Веккьо, модель которой была разрушена в 15 веке и восстановлена ​​по чертежам художника в конце 20 века.
Многочисленные таланты да Винчи в конечном итоге привели его в мастерскую флорентийского мастера Андреа дель Верроккьо. Здесь юноша научился самостоятельно мастерить кисти и шлифовать краски, разбирался в основах анатомии и принципах изображения человеческих фигур. Кроме того, в мастерской Верроккьо Леонардо значительно расширил свои знания и навыки в различных ремеслах, изучал ювелирные украшения, резьбу по камню и дереву. В конце концов, Верроккьо стал доверять талантливому ученику воплощение деталей в своих работах. Последней их совместной работой стала знаменитая картина «Крещение Христа», на которой Леонардо да Винчи нарисовал фигуру ангела и пейзаж на заднем плане. Существует легенда, придуманная биографом Джорджо Вазари, согласно которой Верроккьо, закончив работу над «Крещением Христа», не написал бы ни одной картины, потому что ученик превзошел ее.

 

Оцените статью
Блог про перстни