Фома Аквинский — биография, жизнь и учение философа

Фома Аквинский — биография

Фома Аквинский — итальянский теолог и философ, основатель томизма, член доминиканского ордена. Католическая церковь канонизировала его как святого.

Фома Аквинский не был кабинетным ученым, известный католический богослов предпочитал путешествовать и переезжать, тишина монастырской кельи его угнетала. Биография его аналогична судьбе героя романа У. Эко «Имя розы», того же философа-монаха. Только ему удалось соединить аристотелевскую философию и христианскую веру, именно он систематизировал православную схоластику и сформулировал пять доказательств существования Бога.

Детство

Фома Аквинский родился 25 января (предположительно) 1225 года в Италии, в замке Рокказекка, недалеко от города Акино. Его отца звали граф Ландольф Аквинский, он был рыцарем при дворе короля Роже II. Мамма Теодора принадлежала к старинной неаполитанской семье, она занималась воспитанием детей, семеро из которых в семье. Томас (Thomas) родился последним, седьмым ребенком.

Родители отправили старших детей познавать мудрость военного дела, но Томасу уготовили другую судьбу. Брат его отца, Синибальд, настоятель бенедиктинского монастыря Монтекассино, взял пятилетнего мальчика к себе домой, где он начал учебу. В 1239 году Томас поступил в Неаполитанский университет, где его окружали выдающиеся философы того времени: Аристотель, еврейский богослов Маймонид, арабский философ Аверроэс, оказавшие большое влияние на формирование богословского мировоззрения молодого человека.

Портрет Фомы Аквинского в молодости
Портрет Фомы Аквинского в молодости

В возрасте девятнадцати лет Томас решает вступить в ряды католического Ордена братьев-проповедников, но его семья категорически против. Члены Ордена понимали, что мать попытается вмешаться в судьбу сына, поэтому решили спрятать молодого монаха в Риме. По пути старшие братья «схватили» Фому и увезли его домой.

Судьба

В то время как первенцы доминировали в армии, родители выбрали для Томмазо путь Синибальдо, брата Ландольфа, который служил настоятелем в бенедиктинском монастыре Монтекассино. В 5 лет мальчик оказался в церковном монастыре, в 1239 году — в Неаполитанском университете. Здесь Фома Аквинский познакомился с Аристотелем, еврейским богословом Маймонидом, западным арабским философом Аверроэсом, мнения которых повлияли на богословские учения итальянского языка.

В 19 лет молодой философ решил вступить в католический Орден братьев-проповедников. Семья Фомы Аквинского была против этой идеи. Чтобы не допустить вмешательства Феодоры в судьбу сына, члены Ордена пытались спрятать мыслителя в Риме, но по тому способу, которым он был схвачен своими братьями.

Родители, пытаясь заставить сына отказаться от монашеского ордена, держали его в заключении 2 года. Говорят, что однажды братья посадили публичную женщину в «тюрьму», чтобы она нарушила обет безбрачия. Фома Аквинский защищался от нее горячим бревном.

Победа молодого человека над искушением запечатлена на портрете Диего Веласкеса «Искушение святого Фомы Аквинского». На полотне изображен измученный, одетый в монашеские одежды Томас, которого обнимает ангел. Другой посланник с небес стоит позади, и удивленная женщина выглядывает через его плечо. На полу у ног мыслителя лежит обугленный обрубок.

Философ хранил обет безбрачия до самой смерти, личная жизнь в ее широко распространенном значении Фома Аквинский предпочитал схоластическую. У него не было ни жены, ни детей.

Понимая, что его труды не приносят результатов, в 1244 году Феодора организовала побег Фомы сначала в Неаполь, затем в Рим, где философ встретил Иоганна фон Вильдесхаузена, генерального магистра Ордена, и вступил в ряды монашеской организации.

В 1245 году юноша поступил в Парижский университет, и его наставником стал теолог Альберт Великий. Из-за его полноты и покорности, слишком суровой даже для монаха, одноклассники высмеивали Фому Аквинского с сицилийским быком. В ответ на насмешки Альберт Великий произнес пророческую цитату:

«Вы называете его тупым быком, но однажды его идеи разразятся так громко, что оглохнут весь мир».

Следуя за учителем, 3 года спустя Томас уехал в Кельн, где объяснил ученикам законы Ветхого Завета. В 1252 году он вернулся в Париж, чтобы получить степень магистра богословия. За заслуги перед доктриной через 4 года философу предложили стать регентом Парижского университета; в 1268 году Томас возобновил эту должность.

Фома Аквинский оставил след в истории Римско-католической церкви: в 1261 году папа Урбан IV поручил философу сочинить гимны для нового праздника Тела и Крови Христовых. Pange lingua, Tantum ergo и Panis angelicus исполняются до сих пор.

В 1265 году церковь снова обратилась за помощью к Фоме: последующий папа Климент IV предложил итальянцу должность богослова.

В 1272 году, оставив пост регента Парижского университета, Фома Аквинский переехал в Неаполь, где проповедовал народу. А через год мыслитель был охвачен Божьим озарением.Согласно легенде, после утренней мессы в Доминиканском монастыре в Неаполе, в часовне Сан-Никола, Томас услышал голос Христа:

— Ты хорошо меня описал, Томас. Какое вознаграждение вы хотите получить за свой труд?».

Еще одно озарение произошло в декабре 1273 года, когда Фома Аквинский во время своей проповеди был поражен длительным экстазом. Он отказался продолжать свою большую работу, которая позже стала известна как Сумма теологии. После отдыха в мыслителе проснулась жажда письма, но он не смог закончить трактат.

Папа Григорий X объявил о созыве Второго Лионского собора, главной целью которого было примирение католической и православной церквей. На встречу был приглашен и Фома Аквинский. По пути верхом на осле по Виа Аппиа Антика мужчина ударился головой о упавшую ветку дерева и тяжело заболел.

Философ был доставлен на лечение в Монтекассино. Выздоровев, Томас отправился в путь, но снова заболел. Его приветствовали в аббатстве Фосанова. Монахи ухаживали за ним несколько дней. Фома Аквинский умер за столом 7 марта 1274 года — он комментировал «Песнь песней песней».

50 лет спустя, 18 июля 1323 года, Папа Иоанн XXII провозгласил Фому Аквинского святым, а 7 марта крестил святого Фому Аквинского в календаре римских праздников. После 1969 года дата была перенесена на 28 января. Останки философа переносились несколько раз: в январе 1369 г. — в церкви якобинского монастыря в Тулузе, с 1789 по 1974 г они хранились в базилике Сан-Сатурнино в Тулузе, затем возвращены в церковь якобинского монастыря, где они остаются по сей день.

Семья

Сыновьям Ландольфа предсказывали военную карьеру, а Томасу, как младшему, — путь служения Богу, что было обычным делом среди итальянской знати в то время. Синибальдо, дядя Томмазо по отцовской линии, был настоятелем бенедиктинского монастыря Монтекассино, одного из крупнейших и самых известных в католической Европе. Зрелый Томас должен был сделать карьеру в церкви и получить такую ​​же должность в будущем. Поэтому уже в раннем детстве мальчика отправили на воспитание в монастырь к монахам-бенедиктинцам, где он оставался до 14 лет.

Образование

Следующие пять лет Томас провел в монастыре бенедиктинцев, получив начальное образование. В этот период он прилежно изучал труды Аристотеля, которые впоследствии стали отправной точкой его философских исследований. Именно в этом монастыре, который тесно сотрудничал с Неаполитанским университетом, Томас проявил интерес к прогрессивным монашеским орденам, проповедующим духовное служение.

Около 1239 года Томмазо учился в Неаполитанском университете. В 1243 году он тайно вступил в доминиканский орден, а в 1244 году был пострижен. Узнав об этом, семья похищает его из монастыря и держит в плену целый год. Однако Фома не отказался от своих взглядов и, освободившись в 1245 году, вернулся в доминиканский дом.

С 1245 по 1252 год Фома Аквинский продолжал учиться у доминиканцев в Неаполе, Париже и Кельне. Оправдывая пророчество святого отшельника, он становится примерным учеником, хотя, по иронии судьбы, его скромность часто приводит к недопониманию о нем как об ограниченном человеке.

Монашеский постриг

Еще во время учебы в Неаполе молодой человек решает постричься и вступить в доминиканский орден, против чего категорически возражала его мать. Томас пытается переехать в Париж, останавливаясь в Риме, но не может добраться до столицы Франции, потому что на улице его перехватывают братья, насильно забирают в дом родителей и держат взаперти 2 года.

Однако юноше удается освободиться. Он бежал в Рим, где предстал перед магистром Доминиканского ордена Иоганном фон Вильдесхаузеном и дал монашеский обет.

Преподавание в Риме

В 1260 году Томмазо вернулся в Италию, служил священником в Неаполе и поселился в городе Орвието Папского региона. Здесь, уже опытный педагог, он преподает в студии — средневековом университете. Он написал духовные гимны для римской курии, которые до сих пор исполняются в католических церквях. Ученый становится папским богословским советником.

При этом Фома Аквинский продолжает оставаться в рядах доминиканцев. В римской базилике Санта-Сабина, их главной церкви, рождается кабинет как новый образовательный проект ордена. В то время курсы в Папской области еще не имели четкого разделения по специализации или предметам.

В Санта-Сабине преподавался широкий круг ограниченных философских наук, посвященных как природе, так и высшим вопросам, а также моральным и этическим вопросам. Фому отправили работать в студию, где он продолжил активно заниматься преподавательской деятельностью. Он также развивался как мыслитель: именно в этот период Фома Аквинский начал работу над «Суммой богословия», своей главной и самой известной работой.

Вступление в орден доминиканцев

Во время учебы юноша пристрастился к науке. Несмотря на то, что доминиканцы составляли небольшой орден, большинство монахов были людьми высокообразованными. В средние века быть образованным человеком было опасно; таких людей обвиняли в ереси и называли слугами сатаны.

Орден бенедиктинцев, куда родители хотели поселить Томаса, изумился его внешним величием, но не ставил перед собой цели узнать правду и передать ее обычным людям. Однако Томас счел такую ​​жизнь бесполезной, поэтому убежал из дома и присоединился к доминиканскому ордену.

Старшие братья похитили Томаса по приказу родителей и отвезли его в семейное поместье, где молодой человек был заперт на 2 года, прежде чем ему удалось сбежать. Во время плена к нему посылали даже блудниц, чтобы соблазнить монаха, но он был непреклонен. Родители хотели, чтобы молодой человек передумал и бросил служение науке, но они не могли получить то, что хотели.

Основы философского учения

Фома различает понятия «философия» и «теология». Философия изучает вопросы, доступные разуму, и касается только тех областей знания, которые касаются человеческого существования. Но возможности философии ограничены; человек может познать Бога только через теологию.

Фома сформировал концепцию отрывков истины, основанную на учении Аристотеля. Древнегреческий философ считал, что их было 4:

  • опыт;
  • изобразительное искусство;
  • знания;
  • мудрость.

Томас ставил мудрость выше других уровней. Мудрость основана на Божьих откровениях и является единственным способом божественного знания.

По словам Томаса, существует 3 типа мудрости:

  • украшать;
  • теологический: он позволяет вам верить в Бога и в Божественное Единство;
  • метафизический — понимает сущность бытия, используя разумные выводы.

С помощью разума человек может осознать существование Бога, но вопросы явления Бога, воскресения, Троицы остаются для него недоступными.

Виды бытия

Жизнь человека или любого другого существа подтверждает факт его существования. Возможность жить важнее истинной сущности, потому что только Бог предлагает такую ​​возможность. Каждая субстанция зависит от божественного желания, а мир — это совокупность всех субстанций.

Существование может быть 2-х видов:

  • независимый;
  • работник.

Истинное существо — это Бог, все остальные существа зависят от него и подчиняются иерархии. Чем сложнее природа существа, тем шире его положение и больше свобода действий.

Единство религии и философии

Фома Аквинский
Фома Аквинский, величайший схоласт

«Я верю, чтобы понять» — это высказывание средневекового философа Ансельма Кентерберийского стало девизом новой науки — схоластов. Схоласты занимались объединением веры и знания, стремились подтвердить догматы веры с точки зрения философии. Представители этого философского направления считали, что путь к Богу — это не только вера, но и понимание законов мироздания.

Схоластика достигла своего пика в учении итальянского философа 13 века Фомы Аквинского. Он считал, что между философией и религией нет противоречий, они дополняют друг друга и образуют единство. Мир является творением Бога и поэтому несет в себе тайну божественного плана, которую мы можем попытаться разгадать.

Как это может быть сделано? Во-первых, с помощью разума. Это не прямой путь, и он не даст нам полного понимания, потому что возможности человеческого разума ограничены. Но ее также можно использовать, чтобы приблизиться к Богу. Таким образом, философия, при всей ее важности, все же вторична по отношению к религии. Именно Фома Аквинский первым назвал философию «слугой богословия». Второй способ понять великий замысел Бога — это вера. Первоначальной концепцией учения Фомы Аквинского было божественное откровение, нечто, что ускользает от человеческого разума, но необходимо для спасения души.

Согласно Фоме Аквинскому, мудрость — это высшее познание Бога.Философ выделил три типа мудрости: мудрость благодати, высшая из всех; мудрость богословия, основанного на вере, но использующего разум для понимания; метафизическая мудрость, инструментами которой являются разум и знание.

«Каждый сам является творцом своей жизни, и смерть будет вознаграждена, которую он заслужил своим поступком» (Фома Аквинский)

Сочетание формы и материи

Материя — это бесформенный субстрат. Внешний вид формы создает объект, наделяет его физическими качествами. Единство материи и формы — это сущность. Духовные существа сложны. У них нет физических тел, они существуют без участия материи. Человек создан из формы и материи, но он также обладает сущностью, которой Бог наделил его.

Поскольку материя однородна, все существа, созданные ею, могут иметь одинаковую форму и стать неотличимыми. Но по воле Бога форма не определяет бытие. Индивидуализация объекта формируется его личными качествами.

Представления о душе

Союз души и тела создает индивидуальность человека. Душа имеет божественную природу. Он был создан Богом, чтобы дать человеку возможность достичь блаженства, присоединившись к своему Создателю после окончания его земной жизни. Душа — это самостоятельная бессмертная субстанция. Он нематериален и недоступен человеческому глазу. Душа наполняется только в момент соединения с телом. Человек не может существовать без души, это его жизненная сила. У всех остальных живых существ нет души.

фото 815

Человек — промежуточное звено между ангелами и животными. Он единственный из всех телесных существ, кто обладает волей и желанием познания. После телесной жизни ему придется отвечать перед Создателем за все свои действия. Человек не может приближаться к ангелам: они никогда не имели телесной формы, по своей сути они безупречны и не могут совершать поступки, противоречащие божественным замыслам.

Человек волен выбирать между добром и грехом. Чем выше его интеллект, тем активнее он стремится к добру. Такой человек подавляет животные стремления, порочащие его душу. Каждым действием он приближается к Богу, внутренние устремления отражаются извне. Чем привлекательнее человек, тем он ближе к божественной сущности.

Размышления о человеке и обществе

Мыслитель уделял пристальное внимание рассуждениям о человеческой душе.

Подобно тому, как схоластика зависит от высших откровений, тело подчиняется бессмертной душе. Душа формирует личность, возлагает на человека ответственность за действия, а союз души и тела составляет человеческую природу.

Важно! Главная особенность человеческой души, которая сближает ее с Творцом, — это свобода выбора между светом и тьмой, добром и злом. Человек — не безвольное существо, он не поле битвы, на котором Бог и дьявол сражаются за его душу.

Сама душа по своей природе христианская, поэтому прислушайтесь к голосу Бога и откликнитесь на его призыв. Дьявол не может заставить человека отвернуться от Всевышнего, но он может соблазнить его, обмануть, прогнать. По мнению мыслителя, главный выбор в своей жизни человек делает сам.

Фома Аквинский также много говорил об общественном устройстве. По его словам, моральная сущность человека — единственный источник права. Философ разделил законы на человеческие и божественные. Человеческие законы регулируют жизнь общества, а божественные законы ведут к достижению блаженства после смерти.

Фома Аквинский видел идеальную государственную структуру в симбиозе церковной и светской власти, подчиняющейся примату первой.

Этика

Мы заканчиваем рассмотрение биографии Фомы Аквинского, его идей и работ, но остановимся на этике, которой он уделил достаточно внимания. По его мнению, Фома исходил из принципа свободы воли человека, хорошего учения. Согласно Фоме Аквинскому, зло не является таким совершенным добром, чтобы оно происходило намеренно, чтобы можно было преодолеть все стадии совершенства.

Основная цель этических концепций Фомы касается того факта, что целью всех человеческих устремлений является высшее благо, которое состоит в размышлении и познании истины, а значит, и самого Бога. Фома Аквинский считал, что люди делают добро и поступают правильно не потому, что их этому учат, а потому, что в сердце каждого человека есть негласный тайный закон, который необходимо соблюдать.

Подводя итоги статьи, скажем, что биография Фомы Аквинского очень богата и разнообразна. Ему пришлось пойти против воли отца и не оправдывать своих надежд следовать велениям своего сердца. Этот великий человек внес огромный вклад в развитие теологии и философии, подарив миру невероятные и глубокие идеи о Боге и существовании.

Томизм

Учение Фомы Аквинского позже было названо томизмом. Решением Папы Томизм был объявлен официальной идеологией католиков.

Философ провел различие между философским и теологическим учением. Философия изучает вопросы, касающиеся человеческого существования, и объясняет проблемы, доступные человеческому пониманию и сознанию.

Важно! Это предел философского учения: человек может познать Бога только с помощью теологии.

Схоластика — это раздел богословия, религиозно-философское направление, направленное на научное обоснование веры. Схоласты донесли до слушателя смысл многих церковных догм и христианских высказываний, недоступных широкому кругу верующих.

До Фомы Аквинского попытки рационально обосновать священные истины считались большим грехом. Божественные откровения нужно было принимать безоговорочно, не задумываясь о смысле. Фома Аквинский считал, что одной веры без аргументов недостаточно.

Основополагающий принцип учения Фомы — гармония между разумом и верой

Томизм был призван объяснить христианское учение доступным языком, не опровергая его истинности. Так возникла богословская мудрость, которая отражала свет истинного знания точно так же, как сотворенная вселенная отражает величие и мудрость Всевышнего.

Основные принципы томизма

Основываясь на древних христианских учениях и догмах, Фома выделил пять доказательств существования Бога:

  1. Первый двигатель. По словам Фомы Аквинского, все, что происходит в мире, происходит после толчка извне, все, что движется, приводится в движение волей Бога.
  2. Основная причина. Нет такого события, которое было бы причиной самого себя, поэтому за этим стоят высшие силы.
  3. Необходимость. Все, что мы считаем, создано с определенной целью, с необходимостью. Эта необходимость находится в нематериальной сфере.
  4. Степени бытия. Человечество с каждым шагом стремится к лучшей, новой ступени бытия, отличной от предыдущей. Все, что существует, находится на стадии совершенства, а высшее совершенство — Творец.
  5. Объективная причина подразумевает существование того, кто ставит перед собой цель. Философ утверждал, что все в мире имеет цель и движется к ней.

В своем учении Фома Аквинский также определил принципы, которым подчиняются все вещи. Фундаментальные принципы бытия, согласно Фоме Аквинскому:

  • Все, что существует на Земле, состоит из материи и идеи;
  • Существование есть не что иное, как единство материи и идеи;
  • Идея — это основа, а материя — только форма;
  • Идея существует в божественном плане, в ее форме и в восприятии человека.

Важно! Многие церковные истины, такие как воскресение Христа, не поддаются рациональному объяснению, поскольку они свидетельствуют о сверхъестественных качествах Бога.

Работы

Перо Фомы Аквинского, очень плодовитого писателя, насчитывает около 60 произведений, от коротких заметок до огромных томов. Рукописи его произведений продавались в библиотеки по всей Европе. Его философские и богословские работы охватывают широкий круг вопросов, включая комментарии к библейским текстам и обсуждения натурфилософии Аристотеля.

Сразу после смерти Фомы Аквинского его произведения получают широкое признание и горячую поддержку среди представителей доминиканского ордена. Его Summa Theologica, заменившая предложения в четырех книгах Питера Ломбарда, стала основным богословским текстом в университетах, семинариях и школах того времени. Влияние произведений Фомы Аквинского на формирование философской мысли настолько велико, что количество комментариев, написанных к ним сегодня, составляет не менее 600 работ.

Самые известные труды

Фома Аквинский написал 12 церковных книг и книгу притч. Самыми популярными произведениями были «Сумма теологии» и «Сумма философии».

Труд «Сумма теологии» приобрел большую популярность в кругах философов и богословов. Сегодня он считается классическим произведением средневекового европейского богословия. Именно в нем философ обосновал пять доказательств существования Бога.Кроме того, книга отвечает на многие религиозные вопросы того времени.

Книга Фомы Аквинского «Сумма богословия»

«Сумма философии» также называется «Сумма против язычников». Эта книга была адресована христианским миссионерам, которые пытались убедить язычников в необходимости обращения в христианство. Основная идея книги — убеждение в необходимости бороться за душу каждого язычника. Книга разделена на четыре раздела.

Первый раздел содержит размышления о монотеизме, второй — о божественном провидении. В третьем разделе рассматривается сотворение мира, в четвертом раскрываются основные догматы христианства.

Трактат «О правительстве суверенов» основан на переосмысленной философии Аристотеля, раскрывает сущность человека как члена общества. Малоизвестный труд «О единстве разума против аверроистов» также посвящен пониманию философии античного мыслителя.

Общественное устройство

Как и Аристотель, Фома Аквинский был убежден, что человек — существо социальное и не может жить вне государства. Целью государства, по его словам, является не только создание благоприятных условий жизни для граждан, но и укрепление добродетели и религиозности. Изучая политологию, зародившуюся в античности, философ выделяет шесть типов правления. Фома Аквинский рассматривает монархию, аристократию и систему полисов, аналогичную той, которая существовала в Древней Греции, как просто формы социальной структуры. Среди несправедливых форм он называет тиранию, олигархию и демократию.

Как лучше всего управлять? Фома Аквинский уверен, что это монархия, потому что она ближе по форме к божественному порядку мира. Правильное развитие общества, его движение к добру и к Богу лучше всего достигается, если управление идет из одних рук.

Фома Аквинский смог ответить на многие философские и религиозные вопросы и устранить многие противоречия между верой и знанием. По этой причине современные философы прозвали его «ангельским доктором», а «доктор» — это высшая степень средневековой философии. Католическая церковь до сих пор считает учение Фомы Аквинского основополагающим.

«В каждой душе есть стремление к счастью и значению» (Фома Аквинский)

Создавая бесконечность

В 13 веке богословы начали ожесточенные споры о природе Вселенной: существовала ли Вселенная всегда или создавалась ли она в определенное время. Эти споры продолжаются и сегодня, но Фома Аквинский был уверен, что нашел ответ на этот вопрос.

Он был не просто священником, он был философом-схоластом, и христианское учение и учение Аристотеля были для него неиссякаемым источником вдохновения. Аристотель утверждал, что Вселенная существовала всегда и не было времени, когда бы ее здесь не было. Однако книга Творения описывает процесс сотворения мира Богом. Итак, какая концепция верна? Философы-схоласты соглашались с Аристотелем, но это привело их к несогласию с официальной религиозной доктриной, что не очень поощрялось в средние века. В любом случае древние философы нашли изъян в аргументах Аристотеля. Возможно ли, что великий Стагирита ошибался?

Аргумент, опровергающий концепцию вечной вселенной, звучал так: Аристотель утверждал, что вселенная будет существовать бесконечное количество дней, и такое же количество дней уже существует. В Древней Греции бесконечность была сложным предметом: реальная бесконечность, предполагающая одновременное существование бесконечного числа вещей, считалась непостижимой для человеческого разума и оставалась под юрисдикцией богов, и поэтому оказалось, что Аристотель признавал ее невозможной.

концепция Святой Троицы
Аристотель, умерший задолго до прихода Иисуса на землю, ничего не знал о концепции Святой Троицы. Но Фома Аквинский отметил, что это не значит, что он не согласен с этой идеей.

Однако бесконечное время признано возможным в формате «бесконечного потенциала», поскольку дни проходят один за другим. Если это так, отметили оппоненты Аристотеля, то количество бессмертных человеческих душ, накопившихся бесконечное количество раз в прошлом Земли, составило бы истинную бесконечность, что противоречит собственным аргументам Аристотеля.

Фома Аквинский разрушил эту оппозицию Аристотелю. Бог всемогущ, а это значит, что он в полной мере способен создать вечную вселенную. Она создала его в какой-то момент в прошлом, как утверждают Библия и другие священные книги, но Бог дал ей бесконечное прошлое и бесконечное будущее. И поэтому уже в момент создания Вселенная существовала всегда, и не было времени, когда бы ее не было, как утверждал Аристотель. Логическое искусство Фомы Аквинского позволило признать абсолютно правильными обе точки зрения!

Популяризация трудов Аристотеля

Хотя Аристотель был язычником, Церковь не восприняла его учение враждебно, потому что в своих сочинениях он собрал лучшие мысли того времени. Кроме того, противники католиков — евреи и мусульмане — ссылались на Аристотеля, а это значит, что католикам нужны аргументы для аргументированного спора.

Раньше во Франции использовали произведения античного мыслителя, переведенные с арабского языка. Томас доказал, что этот перевод содержит много неточностей и искажает суть мысли философа, ему удалось добиться запрета на публикацию произведений Аристотеля в этом переводе.


Главная черта философии св. Фомы — аристотелизм

Работы Аристотеля во многом стали основой философской мысли Фомы Аквинского. Он не только досконально изучил мысли древнего философа, но и сумел адаптировать их к христианскому мировоззрению.

Аристотель считал, что существует 4 уровня познания истины: искусство, знание, опыт и мудрость. Фома считал мудрость высшей ступенью, поскольку считал ее единственным путем к божественному знанию.

Мудрость, в свою очередь, Фома разделил на три стадии: мудрость благодати, богословская мудрость и метафизическая мудрость. Метафизическая мудрость относится к философии и помогает познать сущность бытия, а богословская мудрость помогает верить в Бога.

Аристотель утверждал, что факт существования подтверждает жизнь любого человека или другого живого существа. Фома сказал, что только Бог дает возможность жить.

Важно! Таким образом, бытие может быть независимым и зависимым. Независимость и правдивость присуща только Богу, все остальное зависит от его воли и ему подчиняется.

Окончание педагогической деятельности

В 1272 году ученого отозвали в Италию: доминиканцы основали университет в Неаполе, и им потребовалась помощь опытного учителя и знатока науки. Фома Аквинский по-прежнему продолжает читать лекции, проповедовать в церкви и работать над третьей частью Summa. Однако вскоре ухудшение здоровья вынудило его оставить отделение и писать.

Последние годы жизни

Осенью 1273 года ученый пережил мистический опыт, который стал одним из самых загадочных фактов его биографии. Однажды, когда Томас был в состоянии экстаза, ему показали видения, после которых он в конце концов перестал работать. Следовательно, «Сомма» осталась недостроенной.

Ему осталось жить недолго. Однако вскоре папа Григорий X попросил ученого явиться на церковный совет в Лионе, где после раскола 1054 года планировалась попытка примирить католическую и православную церкви.

Ожидалось, что мудрый и опытный мыслитель сможет указать путь к возможному преодолению разногласий. Томмазо д’Акино отправляется в путешествие по местам, где прошло его детство. Томас останавливается в монастыре Фосануова (недалеко от Рима), где он умирает в 1274 году. Сейчас его останки покоятся в храме Тулузы (Франция).

Смерть

Фома Аквинский скончался 7 марта 1274 года в монастыре Фосанова по дороге в кафедральный собор Лиона. По дороге в собор он тяжело заболел. Монахи ухаживали за ним несколько дней, но не смогли его спасти.

На момент смерти ему было 49 лет. Летом 1323 года Папа Иоанн XXII канонизировал Фому Аквинского.

Доказательства бытия Бога

Обобщая древнюю и современную схоластическую философскую мысль, Фома Аквинский выводит тезисы, доказывающие реальность Бога как явления. Это доказательство — одна из важнейших частей наследия мыслителя.

Через движение

Мир понимается как универсальное движение, а все может двигаться только при получении импульса извне. Образуется своего рода цепочка из многих звеньев. Однако оно не может быть бесконечным: есть первое звено, которое в конечном итоге создает динамику для всего сущего. Это то, что есть Бог.

Через необходимость

Есть случайные и естественные вещи. Любое явление может быть потенциально и проявляться через бытие. Однако, имея только потенциальную возможность вещей, мир просто не возник бы физически, необходимо что-то, что может преобразовать потенциал в реальность и бытие, то есть высшую божественную силу.

Через производящую причину

Тезис по сути очень похож на первое доказательство. Каждая вещь или явление определяется как следствие причины. Таким образом, цветы растут из семян, живые существа рождаются друг из друга, а грозовая туча приносит дождь. Но ничто не может создать само себя: существует бесконечный ряд причинно-следственных связей, которые должны иметь отправную точку. Это то, что есть Бог.

Через целевую причину

Постулат возникает из идеи вселенной или управления вещами. То есть все, что существует, имеет направление и вектор движения в своем бытии. Только мыслящие живые существа могут контролировать себя так или иначе, но объекты лишены такой возможности, поскольку они не правы. Следовательно, Бог является первичным источником постановки целей, абсолютно правит всем и может направлять это в соответствии со своей волей.

Интересные факты

В одном из своих произведений Фома Аквинский провозгласил, что наказанием за ересь может быть не только отлучение от церкви, но и смерть. Этот постулат был подтвержден папской энцикликой. Таким образом, идеи св. Фомы Аквинского способствовали зверствам инквизиции, разоблачая их как «божественный акт».

Некоторые положения томизма были осуждены архиепископом Этьеном Тампье в последней четверти 13 века.

В 1879 году Фома Аквинский был признан самым авторитетным католическим философом. Ведь именно он связал христианское учение с идеями Аристотеля.

После его смерти назначенный богослов получил титул второго Августина и «ангельского врача». В 1323 году Фома был канонизирован.

Идеи Фомы Аквинского продолжили свое развитие в рамках «томизма». Ярчайшие ее представители — Т де Вио и Ф. Суарес. Некоторое влияние на Г. В. Лейбница оказал томизм. С конца 19 века. Учение Фомы снова вызвало широкий интерес, и возник «неотомизм».

Цитаты

Пусть мысли, содержащиеся в книгах, будут вашим главным капиталом, а мысли, возникающие в вас самих, — интересом к ним.

Счастливому человеку нужны друзья, а не для того, чтобы извлекать из них пользу, потому что он может сам, и не для того, чтобы ими восхищаться, потому что он обладает совершенными прелестями добродетельной жизни, а именно для того, чтобы делать добрые дела для друзей.

Правители нуждаются в мудрецах гораздо больше, чем мудрецы — в правителях.

Я часто сожалел о том, что сказал, но редко сожалел о том, что молчал.

 

Оцените статью
Блог про перстни