Владимир Красно Солнышко – краткая биография князя, интересные факты

Святой равноапостольный князь Владимир

Князь Владимир I Святославич — внук великой княгини Ольги (прославленной церковью как святой, равный апостолам) и сын великого князя Святослава Игоревича.

Святой Владимир жил и правил на рубеже X-XI веков. Вначале, с 970 г., он княжил в Новгороде; затем, с 978 г до его смерти в 1015 г., в Киеве, столице Киевской Руси.

именно князь Владимир, равный апостолам, в святом крещении Василия положил начало Крещению Руси, поворотному моменту в истории нашей страны. В 988 году христианство стало государственной религией Киевской Руси. Сам бывший язычник князь Владимир активно распространял новую веру среди славян. За это его прозвали Владимиром Крестителем.

Церковь прославляла князя Владимира перед святыми как равного апостолам. Святым апостолам равны те, кто в своей жизни служил проповеди Евангелия и распространению христианской веры среди людей. Короли и князья, просветившие свой народ светом Христа, часто прославляются наравне с апостолами. Например, великая княгиня Ольга, бабушка князя Владимира, которая стала первой правительницей Киевской Руси, принявшей христианскую веру.

Житие князя Владимира

Владимир был внуком святой княгини Ольги (ок. 890-11.07.969), сына великого князя Святослава Игоревича (942-972). Мать Владимира была домработницей княгини Ольги Малуши (ок. 940/944 -?) — дочери Малка Любечанина (? –946), которого многие историки отождествляют с князем Древлян Мала.
Святой князь Владимир
Портрет великого князя Святослава Игоревича работы царского кавалера, 17 век

Годом рождения Владимира Святославича считается 960-й. Согласно Никоновской и Устюгской летописи будущий креститель Руси родился в селе Будутин (Будятино).

Святой князь Владимир
Великая княгиня Ольга. Лицо Строгановской иконы подлинное. Фрагмент. Конец 16 — начало 17 века
Святой князь Владимир
Святой князь Владимир, равный апостолам. Значок. Новгород, первая треть XV века. Из коллекции И.С. Остроуховой. Государственная Третьяковская Галерея

О дальнейшей судьбе матери Владимира Малуши информации нет. В Киеве Владимир находился под присмотром бабушки по отцовской линии княгини Ольги. Вероятно, его воспитанием занимался дядя по материнской линии Добрыня, так как на Руси было принято доверять воспитание наследника пожилым воинам.
Святой князь Владимир
Добрыня Никитич с младшей сестрой — матерью князя Владимира Малуши. 1895 год. Иллюстрация к книге «Герои русской эпопеи». А. Рябушкин

Стоит отметить, что бабушка Владимира княгиня Ольга была христианкой: в 955 году она приняла святое крещение в Константинополе. Ольга пыталась приобщить Святослава к вере, но даже не думала слушать ее.

В 970 году, незадолго до своей смерти, великий князь Святослав разделил Русь между тремя своими сыновьями: Киев был передан царству Ярополка (? — 11.06.98), Овруч, центр древлянской земли, — Олегу (955–977) и Новгород — во Владимире.
Святой князь Владимир
Князь Ярополк с блудом (слева) и Варяжко (справа). В.П. Верещагин

В 977 году началась братская война между Ярополком и его братьями Олегом и Владимиром. Князь Олег погиб в результате этой вражды. С этой новостью Владимир бежал от графа Норвегии Хакона Могущественного (ок. 937–995). Ярополк стал править всей русской землей.
Святой князь Владимир
Смерть Олега, князя Древлянского. Т.Г.Шевченко, 1836 г

Находясь в Скандинавии, Владимир и Добрыня собрали войско и в 980 году вернулись в Новгород, изгнав оттуда мэра Ярополка. Владимиру удалось захватить перешедший к Киеву Полоцк после убийства семьи правителя города князя Рогволода (ок. 920 — 978) и его дочери княгини Рогнеды (ок. 960 — ок. 1000)) , принимая его в жены. Известно, что Владимир ранее ухаживал за Рогнедой, но она отказалась стать его женой, назвав его «робичичем»: княгиня Полоцкая считала недопустимым выходить замуж за сына экономки Малуши.
Святой князь Владимир
Сваты Владимир Святославич в Рогволоде (слева), Рогволод беседует с Рогнедой (справа). Миниатюра из Радзивилловской летописи, XV век

Тогда Владимир с большим варяжским войском осадил Киев, Ярополк был убит, а Владимир взял в наложницу жену Ярополка, бывшую греческую монахиню.

Владимир правил в Киеве в 980 году. Летопись сообщает, что в этот период Владимир отличался жестоким нравом и языческой развратностью. Вскоре после восшествия на престол Киева он поставил статуи языческих божеств на холме возле своего дворца. Однако в то же время Владимир был мудрым правителем. Например, он совершил несколько успешных военных походов на запад и восток, подчинил себе племена радимичей и вятичей, присоединил к России «города Червен» (Волынь, Холм, Белз, Броды, Перемышль, Володава, Червень и др).
Святой князь Владимир
Владимир идет в поход против вятичей. Миниатюра из Радзивилловской летописи

Языческая реформа — попытка создать общий пантеон богов во главе с князем Владимиром потерпела поражение, так как у каждого племени были свои боги. Вероятно, это поражение, а также пример христиан, живших рядом с ним, все больше заставляли молодого князя задуматься о необходимости изменений в жизни Российского государства.

Происхождение

Владимир Святославич был сыном киевского князя Святослава Игоревича и экономки Малуши. Княгиня Ольга очень разозлилась, что ее сын связался с родившей его рабыней. Однако по языческим обычаям внебрачный ребенок мог унаследовать от отца-князя.

Точный год рождения Владимира неизвестен, но, по приблизительным оценкам историков, это около 958. У него было еще двое сводных братьев и сестер: Ярополк и Олег. Перед смертью князь Святослав Игоревич разделил все свои владения между тремя сыновьями, и Владимир получил Новгород.

Междоусобицы

В 972 году, после смерти князя Святослава, на Киевский престол взошел его старший сын Ярополк. С этого момента между братьями разгорелась серьезная борьба за власть. Объединив усилия, Владимир и Олег двинулись на Киев, но их ждала неудача: во время битвы в 977 году князь Олег был раздавлен конями.

С остатками армии Владимир отправился в Норвегию к королю Хакону Могущественному, которому покровительствовал. Набрав приличную команду в Скандинавии, князь Владимир вернулся на родину, сверг наместника Ярополка и воцарился в своем легальном владении — в Новгороде.

Однако честолюбивому Владимиру этого показалось мало, и он решил покорить Полоцк, убив правителя Рогволода и его сыновей. Единственную дочь Рогнеда, которая была невестой Ярополка, Владимир насильно сделал его женой. Он не остановился на достигнутом и вскоре двинулся в Киев с большим войском. Получив сообщение о приближении брата, Ярополк попытался скрыться, но Владимир нашел и безжалостно убил его, а беременную жену сделал своей наложницей.

Почти бастард

Наверное, киевский князь Владимир — креститель Руси и победитель пеценегов — самый загадочный из великих правителей русской истории. Предположения о дате его рождения сильно разнятся — от 942–955 до 1960-х годов, но обстоятельства его рождения еще более любопытны. Известно, что князь Владимир родился домработницей своей бабушки, княгини Ольги, которую звали Малуша. Отрывочные сведения об этой женщине утверждают, что она была дочерью некоего Малка Любечанина и сестрой одного из губернаторов, князя Святослава Добрыни. По законам Древней Руси хранители ключей, то есть слуги, несшие личные ключи хозяина, становились личными рабами в силу особенностей своей ответственной профессии.

Княгиня Ольга отправила свою экономку из Киева в некое село Будутино беременной. Родившийся там по славянскому обычаю Владимир воспитывался матерью до трех лет, о которых, кажется, забыл князь Святослав, в то время не переживший Дунайских войн.

Происхождение «от раба» оказало огромное влияние на всю жизнь Владимира. Во многих действиях князя, связанных с завоеванием и поддержанием власти, угадывается его желание стереть память о своем происхождении. Для оппонентов рождение князя из раба станет важным аргументом в оспаривании права Владимира владеть гигантской восточной периферией европейского мира.

Позже в средневековой Европе сформировалось понятие «ублюдок» — внебрачный сын монарха. Но это уже характерно для полностью христианизированного континента. Для все еще языческой России многоженство было нормой, не говоря уже о наличии множества внебрачных детей у любого выдающегося правителя. Но князю Владимиру повезло: в трехлетнем возрасте княгиня-мать Ольга приняла его в свое воспитание, навсегда оторвав сына от матери.

Следы Малуши теряются во тьме истории. Согласно одной из более поздних легенд, во время правления Владимира в Новгороде Малуша будет жить там как известная на всю Северную Европу чародейка и прорицательница, почитаемая славянами, варягами и чухнаями.

Семья и дети

До крещения Владимир был известен как «великий распутник» (лат. Блудник maximus, согласно немецкому летописцу Титмар Мерзебургский), у которого было несколько сотен наложниц в Киеве и в загородной резиденции Берестово. Кроме того, он состоял в нескольких официальных языческих браках, в частности, с вышеупомянутой Рогнедой, с «чехом» (по некоторым данным, он апеллировал к союзу с Чехией в борьбе против Ярополка, союзника германского императора.) и «болгары» или дунайские болгары — неизвестно; по одной из версий, она была дочерью царя дунайских болгар Петра, а Борис и Глеб — ее сыновьями). Кроме того, Владимир сделал наложницей своего брата Ярополка, греческую монахиню, похищенную Святославом во время одного из его походов. Вскоре она родила сына Святополка, которого считали «двух отцов»; Владимир считал его своим законным наследником, а сам Святополк, по косвенным данным, считал себя сыном Ярополка и Владимира-узурпатора.

После крещения Владимир якобы имел два последовательных христианских брака — с византийской царевной Анной и после ее смерти в 1011 году с неизвестной «мачехой Ярослава», захваченной Святополком в 1018 году.

Дети (всего 13 сыновей и не менее 10 дочерей):

Из «чехини» (по Татищеву — Оловые пельмени):

  • Вышеслав, князь Новгородский, старший сын Владимира. Он умер раньше, чем умер его отец.

От гречанки (по Юлии Татищевой), вдовы Ярополка Святославича (жена с 978 года):

  • Святополк Проклятый, князь Туровский, впоследствии Киевский. Возможно, это был не сын Владимира, а Ярополк Святославич, но Владимир признал его своим сыном.

От Рогнеды, дочери полоцкого князя Рогволода (жена с 977 г):

  • Изяслав, князь Полоцкий. В летописи красочный рассказ о том, как маленький Изяслав защищал свою мать, вторгшуюся в жизнь Владимира, и был отправлен с ней в удел в Полоцк. Он также умер, когда его отец был еще молод, в 1001 году. Основатель Полоцкой ветви Рюриковичей.
  • Мстислав; если он упоминается в некоторых вариантах списка детей Владимира не случайно (имя Мстислава повторяется дважды, см ниже), то, скорее всего, он умер в детстве.
  • Ярослав Мудрый, князь Ростовский, после смерти Вышеслава — Новгород, после победы над Святополком — Киев.
  • Всеволода иногда отождествляют с «Виссивальдом, королем Гардарики», который умер в Швеции в 993 году.
  • Предслава, выполненная наложницей польского князя Болеслава I Храброго.
  • Премислава (ум. 1015), по некоторым данным с 1000 г жена венгерского князя Владислава (Ласло) Лысого (ум. 1029).
  • Мстислава в 1018 году в числе других владимирских дочерей попала в плен к польскому князю Болеславу I Храброму.

От Аделлы (по поздним и не совсем достоверным данным):

  • Мстислав Тмутараканский, князь Тмутараканский и Черниговский, после победоносной войны с правителем половины Руси Ярославом; он умер в 1036 году, не оставив наследников.
  • Станислав, князь Смоленский (сведения о судьбе Станислава не совсем достоверны).
  • Судислав, князь Псковский, в плену в 1024-1059 гг., Умер в 1063 г., пережив всех своих братьев.

От Малфриды (позже):

  • Святослав, (ум. 1015), князь древлянский.

От «болгарки»:

  • Борис, князь Ростовский.
  • Глеб, князь Муромский.

Неизвестно, от какой жены:

  • Позвизд, судя по языческому имени, родился до крещения Владимира.
  • Добронега Мария (ум. 1087) (скорее всего, дочь от второго христианского брака) — стала женой короля Польши Казимира I.

Кроме того, у Владимира было много других дочерей, имена которых не назывались. Всего дочерей Владимира в 1018 году было живыми не менее девяти, как мы знаем из летописи Титмара. Точная судьба всех из них неизвестна.

Польский историк Анджей Поппе выдвинул весьма правдоподобную гипотезу о том, что жена мэра Новгорода Остромира Феофана была дочерью Владимира I Святославича и Анны Византийской. Кроме того, возможно, что дочь Владимира была женой маркграфа Северного Марка Бернарда II Младшего фон Хальдеслебена (ум. 1044) и матерью маркграфа Вильгельма (ум. 1056).

Годы правления князя Владимира Святославича

Князь Владимир Святославич правил на рубеже X-XI веков. Сначала с 970 г он правил в Новгороде, затем с 978 по 1015 г. (год его смерти) в Киеве, столице Киевской Руси.

Начало правления

В 980 году князь стал полноправным правителем всей Киевской Руси. Произошло это в результате первой в истории России внутренней войны между наследниками князя Святослава. Люди уважали и любили этого человека. Его заслуги перед Россией сложно переоценить. В результате политики, сопровождавшей правление этого человека, люди стали называть его, как и Гранде. За заслуги перед церковью он был удостоен звания «равноапостольного».

В начале своего правления Владимир Красное Солнце был религиозно ориентирован на язычество, потому что сам был набожным язычником. Придя к власти, этот правитель даже приказал поставить в центре Киева новых идолов славянского бога грома — Перуна. У него также было пять жен, которые родили ему двенадцать сыновей и несколько дочерей. Стремясь разделить власть между своими детьми, Владимир делает каждого из них лидером одного из двенадцати крупнейших городов Киевской Руси. С этого решения начался раздел страны, а также условия для новых внутренних войн.

Военные походы

В 981 году князь «Красно Солнышко» предпринял поход на Волынь, находившуюся под гнетом поляка. В результате этой военной кампании города Червен и Перемышль были присоединены к владениям Киевской Руси. Также, чтобы усилить свое влияние в этом регионе, победитель размещает город, который называется Владимир-Волынский. С этого похода начались многочисленные войны за укрепление и расширение границ своего государства. В 981 году произошли новые походы, на этот раз против вятичей. Дважды за годы команда Киевской Руси переходила в наступление к победе. Следующий год был отмечен кампаниями против Ятвингов, которые подчинились России и обязались платить дань Киеву. Впоследствии настала очередь другого постоянного врага: Волжской Булгарии. В результате этой кампании между болгарами и русичами было подписано мирное соглашение. Вскоре после этого Волжская Булгария была завоевана Золотой Ордой и вошла в ее состав. Хан Батый стал победителем болгар. Для сбора дани в этом регионе позже был построен город Казань. В 982 году князь Владимир отправился в Карпаты, где ему удалось покорить хорватские племена.

Князь Владимир и его подвиги

Разгром войск Ярополка

Скрытый в Скандинавии князь Владимир не ушел в спячку. Окруженный заботой своего наставника, он разработал план захвата престола. Собрав войско, Владимир пошел войной на брата и выгнал его из Новгорода. Но эта война стала началом коварного плана Владимира. По указанию Добрыни Владимир пошел войной в Полоцк, который к тому времени перешел на сторону Киева. В Полоцке князь разгромил семью правителя Рогволода, предварительно изнасиловав княжну Рогнеду на глазах у ее семьи, затем уничтожил всю семью и взял ее в наложницу. И сделал он это, потому что Рогнеда отказался выйти за него замуж, назвав его сыном раба и тем самым оскорбив его достоинство.
После этого кровопролитного похода князь Владимир послал свое войско в Киев, где скрывался Ярополк. Подкупив Ярополка тем, что он может поднять мятеж в Киеве, он заставил его бежать в Роден. Именно в этом городе Ярополк был обманут, предположительно для ведения переговоров, и убит. А жена Ярополка стала наложницей Владимира.
Но наемная армия Владимира восстала и стала требовать дань за свою службу. Владимир сначала пообещал отдать дань уважения, но потом передумал. И чтобы армия не смогла поднять мятеж, князь отправил значительную ее часть в Константинополь с отправкой к византийскому императору, чтобы разделить армию и отправить отдельные отряды для службы в разных частях страны. И лишь небольшая часть наемников, Владимир, уехала в Киев, чтобы они помогли ему в управлении городом.
Совет Владимира.
Исторические источники и летописи говорят, что князь Владимир принял княжество в Киеве в 980 году, однако, согласно трудам инока Иакова, это произошло в 978 году. При этом князь Владимир правил более тридцати лет.
Будучи язычником, Владимир приказал построить храм, в котором были установлены идолы главных богов славянского язычества, что свидетельствует о нелюбви Владимира ко всему, что связано с его братом Ярополком. Известно, что Ярополк симпатизировал христианской вере. Считается, что уже тогда в Киеве была церковь, построенная Ярополком.
После взятия города Корсунь Владимир попросил в жены Анну, сестру византийских императоров. Опасаясь, что Владимир пойдет войной против Константинополя, императоры согласились на его просьбы, но поставили условие, чтобы князь крестился до брака, чтобы Анна могла выйти замуж за единоверца. Владимир принял это условие и вместе со своим войском в присутствии священников, пришедших с Анной в Корсунь, крестился, после чего в 988 году женился на Анне и вернулся в Киев, где приказал уничтожить всех ранее воздвигнутых идолов его собственный заказ. Судя по некоторым историческим источникам, князь Владимир крестился впервые и уже через несколько лет попросил Анну в жены.
После обряда крещения князь Владимир получил имя Василий, в честь византийского императора Василия II.

Крещение Руси князем Владимиром

Летопись определяет крещение Руси как результат сознательного «выбора веры» князем Владимиром: к его двору были приглашены проповедники иудаизма, ислама, западного «латинского» христианства, пока Владимир, как сообщается в летописи, после общаясь с «греческим философом», он остановился на христианстве византийского обряда.


Беседа Владимира с греческим философом о христианстве. Радзивилловская летопись, л. 49 т.

Важным толчком к крещению Руси стала просьба Владимира женить его на Анне, сестре византийских императоров Василия II и Константина VIII, в обмен на поддержку в борьбе с захватчиком Варда Фока (? — 13.04.989). Византийские правители согласились, но в свою очередь попросили крестить киевского князя. Не получив невесту, разгневанный Владимир напал на византийский город Корсунь (Херсонес) в Крыму, и только после этого состоялась свадьба.

Армянский историк Стефан Таронский, современник князя Владимира, также сообщает о масштабах российской военной мощи и крещения:

Тогда все жители Рузова (Руси), которые были там (в Армении около 1000), поднялись на битву; Их было 6000 — лакеев, вооруженных копьями и щитами, — которых царь Василий спросил у царя Рузова, когда тот выдал свою сестру замуж за последнего. В то же время рузы уверовали во Христа .

Датой Крещения Руси считается 988 год. При крещении Владимир принял имя Василий. Известно, что незадолго до крещения Владимир ослеп и сразу после крещения зрение вернулось. Известно, что в Киеве крещение людей проходило относительно мирно, в отличие от Новгорода, где крещение проводилось Добрыней и сопровождалось восстаниями язычников, карательными методами баптистов. На землях Ростова и Суздаля, где местные славянские и финно-угорские племена не были полностью подчинены политически, христиане оставались меньшинством, по-видимому, даже после князя Владимира (до 13 века среди вятичей преобладало язычество).


Крещение русских. Миниатюра из среднеболгарского перевода Летописи Константина Манассии. Московская перепись 1345 г. Государственный исторический музей

Во время крещения Руси установилась и церковная иерархия. Россия стала Киевской митрополией Константинопольского Патриархата, а в Новгороде была создана епархия. После крещения Руси у князя Владимира было два последовательных христианских брака: с вышеупомянутой византийской царевной Анной, а после ее смерти в 1011 году — с 1018 года со второй женой, которую называют «мачехой Ярослава». У князя Владимира было 13 сыновей и 10 дочерей. Самыми известными среди них были Святополк, Ярослав Мудрый, Борис и Глеб.

Церковное почитание князя Владимира

Точных данных о начале почитания храма князя Владимира нет. Возможно, изначально Владимира вместе с сыновьями поминали святые князья Борис и Глеб.


«Царь Владимир». Праздничная минея, 1619 г

Почитание князя Владимира как святого и по сей день вызывает споры среди историков. Известно, что Византия отказалась признать его святым. Возможно, потому, что его языческое поведение, подробно описанное в анналах, еще не забыто. Но для России заслуги Владимира перед Отечеством были очевидны: Владимир — креститель Руси, мудрый правитель, полководец, человек щедрый и милосердный.


Владимир I Святославич. Миниатюра из «Хозяина царя»

Еще одним препятствием для почитания храма князя Владимира было отсутствие чудес, связанных с его именем. Точное время канонизации киевского князя неизвестно. Владимир умер в 1015 году, и самые ранние сохранившиеся письменные свидетельства его официального почитания относятся к XIV веку. Литургические книги отмечаются как День памяти Владимира 15 июля (по старому стилю).

Мощи князя Владимира не получили дара чудес, поэтому в Церкви шли споры о его святости. Однако заслуги князя Владимира для государства Русского были значительны и велики для всего русского народа, поэтому народное почитание князя Владимира возникло еще в XI веке. После смерти Владимира вокруг его образа сложился целый эпический цикл. Память народа сохранила представление о Владимире как о гостеприимном и милосердном князе, «Красном Солнце». Князь Владимир Святославич до сих пор почитается как человек, живший во благо и славу Отечества.


Святой князь Владимир, равный апостолам. Фреска. Ферапонтов монастырь, 1502 г

Монеты князя Владимира

Во время своего правления князь Владимир по примеру Византии впервые в России начал чеканить монеты. Они были сделаны из золота и серебра и назывались соответственно «золотом» и «серебром». На монетах изображен восседающий на престоле князь и читается: «Владимир на столе», что означает «Владимир на престоле».

Основание города Владимира

 

Историки расходятся во мнениях относительно того, кто основал город Владимир (Владимир на Клязьме). По одной из версий, город был основан в 990 году самим великим князем Владимиром Святославичем. По другой, в 1108 году — князь Владимир Мономах.

В пользу основания города равноапостольным святым князем Владимиром говорят о нем в нескольких летописях. Это Супрасль, Густынская, Ермолинская и некоторые другие летописи.

Первый христианин на Руси

Сейчас довольно сложно точно понять причины изменения личного поведения Владимира после событий 988 года. Верующие назовут это интуицией, открытием истинной веры. Критикам религии это может показаться хорошо спланированным политическим спектаклем или даже безумием. Но факт остается фактом: следующую четверть века своего правления Владимир проводит как фанатичный сторонник христианства. Степень, в которой он достиг рвения христианского неофита, демонстрируется эпизодом в Хрониках епископа Титмара Мерзебургского, который отмечает, что после своего крещения князь намеренно собрал врачей, которые должны были сдерживать его плоть, не прибегая ни к каким методам радикальный

Владимир также решил отдать одну десятую своих собственных доходов, что означает доход государства для церкви. Этот обычай сохранялся у многочисленных наследников Владимира до монголо-татарского нашествия в середине 13 века. Князь активно распределял земли под церквями, монастырями и епископскими домами, что, учитывая общий социально-экономический подъем России в начале XI века, позволило церкви быстро разбогатеть. Справедливо сказать, что эти процессы также способствовали распространению образования, развитию инженерии и искусства.

Как Владимир принимал решение?

Памятник князю Владимиру

На момент женитьбы на княжне Анне Владимир уже был готов к крещению. Согласно летописи, в 986 году он поднял вопрос, какую веру выбрать. Он принял послов из Волжской Булгарии, которые предложили принять ислам, хазарских евреев, которые пригласили в иудаизм, миссионеров из Ватикана. Но все они были отвергнуты. После них пришел византийец, который говорил о христианской вере.

Чтобы узнать, как проходят церемонии и какие законы существуют у каждой религии, князь отправил послов поклоняться немцам, грекам и мусульманам. В конце концов он выбрал христианство.

Почему Херсонес, а не другое место в Византии?

Еще в IV веке Херсонес был важнейшим оплотом Византийской империи во всей Восточной Европе. Он был одновременно центром политической и коммерческой власти и величайшим центром церковной жизни.

Только здесь был епископ, распространивший свою власть на племена, жившие в соседних землях. А в те времена Таинство Крещения мог совершать только сам епископ.

Как выглядела купель?

Крещение Владимира - картина Васнецова

Разбираясь в вопросе, где крестился князь Владимир, будет интересно узнать, как это произошло. Предполагается, что изначально купель, в которой совершалось причастие, была именно такой, которую художник Васнецов изобразил на росписи во Владимирском соборе в Киеве.

В Херсонесе он был высечен в скале, на данный момент его глубина составляет 74 сантиметра. Когда он открылся в 1880-х годах, было обнаружено, что вся впадина была облицована мрамором. Крест внизу тоже был покрыт мрамором. К сожалению, со временем все это великолепие было унесено, и сегодня здесь есть голая скала, имеющая светло-коричневый цвет. Даже крест не сохранился.

В то время крестильный зал воспринимался как обычный храм. В 1890-х годах выдающийся русский инженер Александр Львович Бартье высказал гипотезу о том, что высеченная в скале мраморная купель была именно местом крещения князя Владимира. В советские годы экспедиция Беляева полностью обследовала памятник. И с исторической точки зрения, и с археологической, и с канонической, и с литургической.

Сейчас в найденном источнике считается доказанным, что именно на месте бывшего (крестильного) храма, в найденном источнике, было совершено крещение Владимира в Херсонесе. После того как С.А. Беляев совершил поездку по Европе с докладом на эту тему, научная общественность приняла это свидетельство.

Как появилась беседка?

Беседка на месте крещения

Раньше через крестильный, который не был огорожен, проходила тропа к пляжу и сюда приходили люди. Как известно, за годы перестройки отношение властей к церкви изменилось, началось возрождение храмов и церквей. Тогдашний благочинный местного округа отец Георгий Поляков задумал установить здесь беседку, чтобы хоть как-то увековечить место крещения князя Владимира. Когда он был изготовлен и должен был быть установлен, никакой поддержки со стороны руководства музея не нашлось. Это был конец 90-х годов прошлого века.

Тогда отец Георгий нашел оригинальный выход. Специалисты, с которыми он договорился, доставили беседку к источнику на вертолете. Его опускали максимально точно, а затем максимально надежно закрепляли на скале. Затем было отмечено место крещения князя Владимира.

Памятники крестителю Руси

Памятники князю Владимиру находятся во Владимире, Великом Новгороде (памятник Тысячелетия Руси, где Владимир изображен слева от Рюрика), Белгороде.
Святой князь Владимир
Памятник «Тысячелетие России» в Великом Новгороде. Построен в 1862 году. Фрагмент. Владимир Креститель держит в руке крест и наступает на идола Перуна

Княжеская статуя находится также в Санкт-Петербурге, в Казанском соборе. Также скульптуры князя Владимира есть в Киеве, Севастополе, Коростене.
Святой князь Владимир
Памятник Владимиру Великому в Киеве. Установлен в 1853 г

Памятники Крестителю Руси установлены в Торонто (Канада), Лондоне (Великобритания), Брисбене (Австралия).
Святой князь Владимир
Памятник Владимиру Великому в Торонто (Канада). Установлен в 2006 г

В 2015 году власти Москвы приняли решение установить памятник князю Владимиру на Воробьевых горах. Однако это заявление вызвало бурную общественную дискуссию. Появились как сторонники, так и противники этого намерения. Противники возведения памятника Крестителю Руси в качестве причин называли «неудобное» место для скульптуры, портящей вид на Воробьи холмы. Некоторые представители общественности утверждали, что из-за слишком большого веса памятник выскользнул бы в Москву-реку. Кроме того, были выражены чисто мещанские протесты: скульптура будет мешать фотографированию главного здания МГУ, а также монумент нарушает освещение ближайшей территории. Однако, как сказал заместитель исполнительного директора Российского военно-исторического общества (РВИО) Владислав Кононов: «Если мы решим собрать подписи за установку памятника, я думаю, что счет уйдет на сотни тысяч и миллионы». В результате 4 ноября 2016 года по случаю праздника Казанской иконы Божией Матери и Дня народного единства в центре Москвы на Боровицкой площади состоялось открытие памятника св. Князь держался Владимира Он хранил себя равным апостолам.
Святой князь Владимир
Памятник князю Владимиру в Москве на Боровицкой

Князь Владимир на знаках политических организаций

Согласно постановлению № 65 Российской фашистской партии «На религиозном значке ВФП» каждый фашист должен был носить религиозный значок той религии, к которой он принадлежал. Дизайн религиозного значка организации национального меньшинства должен был быть разработан основателями религии и утвержден Высшим советом ВФП. Религиозным знаком русских православных фашистов было изображение равноапостольного князя Владимира на щите голубого фона, окаймленное Владимирской лентой .

Князь Владимир в беллетристике

В эпоху «Владимира-Солнца», очерченную в «Истории государства Российского» Карамзина, происходит действие пушкинского «Руслана и Людмилы.

Князь Владимир — центральный персонаж многих исторических романов: «Голубь на Понте» («Когда пал Херсонес») Антонина Ладинского, «Владимир» Семена Скляренко, «Князь Владимир» Юрия Никитина, «Дочь императрицы» Михаила. Казовский (1999), «Язычник» (2009) и «Княжья Русь» (2010) Александра Мазина и др. в романах «Князь» (2005) и «Герой» (2006) Александр Мазин упоминает о рождении и детстве Владимира.

Князь Владимир в кинематографе

Владимир Святославич — один из персонажей фильма «Ярослав Мудрый» (Мосфильм / Киностудия Довженко, 1981); его роль исполнил Петр Вельяминов

В 1983 году на киностудии им. Довженко (Киев) снял фильм «Сказание о княгине Ольге», в котором история рассказана через призму воспоминаний Владимира. Роль Владимира исполнил Иван Миколайчук.

В 1993 году режиссер Юрий Томошевский снял художественный фильм «Владимир Святой».

В 2006 году на основе биографии С. Во Владимире был снят полнометражный мультфильм «Князь Владимир».

Храмы в честь святого князя Владимира

Во имя святого князя Владимира есть храм в Москве в Старых Садехах. Он был построен в 1514-16 годах предположительно архитектором Алевизом Фрязиным (Новым) на месте одноименного старинного храма. Боковая часовня Кирика и Юлиты была пристроена в 1677 году. В 1670 году был перестроен главный храм, существенно изменена вся верхняя часть. Вторая северная часовня в честь святых Бориса и Глеба была пристроена в 1689 году. Храм был закрыт в 1933 году, затем обезглавлен. Службы возобновились в 1991 году.
Святой князь Владимир
Церковь равноапостольного князя Владимира на Старых Садехах в Москве

Именем святого князя Владимира освящена церковь Кирилло-Белозерского монастыря, построенная в 1554 году.
Святой князь Владимир
Храм во имя святого князя Владимира в Кирилло-Белозерском монастыре

Также в честь святого Владимира освящены придел (между 1113 и 1125 гг.) Церкви Преображения Господня в Берестове в Киеве и придел (1635 г.) церкви Воскресения Слова в селе Исайда, Рязанская обл.

В селе Староуткинск Свердловской области продолжается строительство храма святого князя Владимира Русской старообрядческой православной церкви.
Святой князь Владимир
Строящаяся церковь во имя святого благоверного князя Владимира РПСЦ

Есть также старообрядческая община во имя святого князя Владимира (часовни, беспоповцы) в селе Дерсу Приморского края.

 

Оцените статью
Блог про перстни