Иоганн Бах — биография
Иоганн Себастьян Бах был одним из величайших композиторов 18 века. Со дня его смерти прошло почти три столетия, но его музыка не только не утратила актуальности, но, напротив, вызывает еще больший интерес. Как и многие талантливые личности, Бах не добился славы при жизни, он был наиболее известен как художник, особенно импровизатор.
Его работы стали популярными только через 100 лет после его смерти. Первым его произведение исполнил композитор Мендельсон, и это была непревзойденная страсть по Матфею. Впоследствии полное собрание его произведений было издано на его родине. Музыка Баха входит в репертуар самых известных исполнителей мира, которые не перестают восхищаться его мастерством и совершенством. «Не будь потоком! «Море должно быть его именем» — это слова Бетховена о Бахе. И добавить к этому нечего, точнее сказать нельзя.
Детство
Иоганн Себастьян родился 31 марта 1685 года в немецком городе Айзенах. В большой семье Бахов он был самым младшим, восьмым ребенком (четверо из них умерли в младенчестве). Их семья славится своей музыкальностью с начала 16 века; многие из его родственников и предков были профессионалами в области музыки (исследователи насчитали около пятидесяти). Прадед композитора Веры Бах имел профессию пекаря и прекрасно играл на цитре (это такой щипковый музыкальный инструмент в форме шкатулки).
Отец мальчика, Иоганн Амброзиус Бах, играл на скрипке в церкви Айзенаха и работал придворным сопровождающим (на этой должности участвовал в организации светских концертов). Старший брат Иоганн Кристоф Бах служил органистом в церкви. Из их семьи вышло столько трубачей, органистов, скрипачей и флейтистов, что фамилия «Бах» стала нарицательной, поэтому они называли любого более-менее достойного музыканта сначала в Айзенахе, а затем по всей Германии.
В такой семье вполне естественно, что маленький Иоганн Себастьян начал заниматься музыкой еще до того, как научился говорить. Первые уроки игры на скрипке он получил от отца и очень порадовал родителей своей алчностью к музыкальным знаниям, трудолюбием и мастерством. У мальчика был отличный голос (сопрано), и он, еще совсем юный, пел в хоре городской школы. В своей будущей профессии никто не сомневался: Себастьяну суждено было стать музыкантом.
Когда ему было девять лет, умерла его мать, Элизабет Леммерхирт. Через год умер и отец, но ребенок не остался один, его привел к нему старший брат Иоганн Кристоф. Он был тихим и уважаемым музыкантом и учителем в городе Ордруф. Вместе со своими учениками Иоганн Кристоф научил своего младшего брата играть духовную музыку на клавесине.
Однако юному Себастьяну эти занятия казались однообразными, скучными и болезненными. Он начал заниматься самообразованием, особенно когда обнаружил, что у его старшего брата в закрытом шкафу хранится тетрадь с произведениями известных композиторов. Ночью молодой Бах зашел в шкаф, достал тетрадь и при свете луны переписал записи.
От такой напряженной ночной работы зрение молодого человека начало ухудшаться. Как было обидно, когда старший брат узнал, что этим занимается Себастьян, и забрал все записи.
Образование
В Ордруфе молодой Бах окончил среднюю школу, где изучал теологию, географию, историю, физику и латынь. Его школьный учитель посоветовал ему продолжить обучение в знаменитой вокальной школе при церкви Святого Михаила в городе Люнебург.
Когда Себастьяну было пятнадцать, он решил, что уже достаточно независим, и отправился в Люнебург, пройдя почти 300 километров из центральной Германии на север. Здесь он поступил в школу и три года (с 1700 по 1703 год) был на полном пансионе, а также получал небольшую стипендию. Во время учебы он посетил Гамбург, Целле, Любек, где познакомился с творчеством современных музыкантов. В то же время он пытался создавать собственные произведения для клавесина и органа.
После окончания вокальной школы Себастьян имел право поступить в вуз, но не воспользовался им, так как должен был зарабатывать на жизнь.
Обучение музыке
Под руководством своего старшего брата Иоганн Себастьян начал учиться игре на органе и клавесине. Однажды она обнаружила, что у ее брата в шкафу лежит музыкальная тетрадь. Парень украл его ночью и переписал партитуру. Об этом узнал старший брат и запретил Иоганну Себастьяну переписывать, потому что мальчик испортил ему зрение, когда писал при лунном свете.
Описывая биографию Баха, стоит отметить, что преподавание занимает важное место в его жизни. В пятнадцать лет Иоганн Себастьян уехал в Люнебург. Поскольку денег на коляску у него не было, он прошел около 300 километров. В Люнебурге будущий композитор поступил учиться в местную школу. Образовательный период для подростка сыграл немаловажную роль, он побывал во многих городах, где познакомился с творчеством местных музыкантов. Во время учебы мальчик начал музыкально развиваться и написал свою первую органную музыку (1700–1703).
После окончания школы Бах должен был поступить в университет, но он этого не сделал, так как ему были нужны деньги для своего существования.
Творческий путь
Бах отправился в Тюрингию, где нашел работу в частной часовне герцога Иоганна Эрнста Саксонского в качестве придворного музыканта. Полгода он играл для джентльменов на скрипке и впервые приобрел популярность как переводчик. Но молодому музыканту хотелось развиваться, открывать новые творческие горизонты и не радовать слух богатых. Он уехал в Арнштадт, что в 200 км от Веймара, где начал работать придворным органистом в церкви Сан-Бонифачо. Бах работал всего три дня в неделю и при этом получал довольно высокую зарплату.
Церковный орган был настроен по новой системе, у молодого композитора появилось много новых возможностей, которыми он воспользовался и написал около тридцати каприччи, сюит, кантат и других сочинений для органа. Однако три года спустя Иоганну пришлось покинуть город Арнштадт, так как у него сложились напряженные отношения с властями. Церковным властям не нравился его новаторский подход к совершению духовных богослужений. В то же время слава о талантливом органисте разнеслась по Германии быстрее ветра, и Баху предлагали выгодные должности во многих городах Германии.
В 1707 году композитор уехал в Мюльхаузен, где поступил на службу в церковь Сан-Бьяджо. Здесь он начал зарабатывать деньги мастером по ремонту органов и написал праздничную кантату «Господь мой король».
В 1708 году он с семьей переехал в Веймар, где долгое время оставался композитором и придворным органистом. Считается, что именно здесь и в этот период началась его карьера музыкального композитора.
В 1717 году Бах покинул Веймар, чтобы устроиться дирижером придворного оркестра в Кётене у принца Леопольда Ангальта, который ценил талант композитора. Князь хорошо заплатил Баху, дал ему полную свободу действий, но исповедовал кальвинизм в религии, что исключало использование сложной музыки на богослужении. Поэтому в Кётене Бах в основном занимался написанием мирских произведений:
- оркестровая сюита;
- шесть бранденбургских концертов;
- французская и английская сюита для клавесина;
- 1-й том «Хорошо темперированного клавесина»;
- сюита для виолончели соло;
- изобретения в двух и трех частях;
- сонаты;
- три матча для скрипки соло.
В 1723 году Себастьян переехал в Лейпциг, где устроился на работу в церкви Св. Фомы дирижером хора. Вскоре ему предложили должность «музыкального руководителя» всех церквей Лейпцига. Этот период его творческой деятельности ознаменован написанием следующих работ:
- Страсть по Матфею»;
- «Рождественское молебное»;
- Страсть к Иоанну»;
- месса си минор;
- «Высокая масса»;
- «Славное ораторское искусство».
За свою жизнь композитор написал более тысячи произведений.
Органное творчество
Во времена Баха органная музыка в Германии уже имела давнюю традицию, сложившуюся благодаря предшественникам Баха: Пахельбелю, Бёму, Букстехуде и другим композиторам, каждый из которых повлиял на него по-своему. Бах знал многих из них лично.
При жизни Бах был известен как первоклассный органист, педагог и композитор органной музыки. Он работал как в традиционных «свободных» жанрах того времени, таких как прелюдия, фантазия, прикосновение, пассакалия, так и в более строгих формах — хоровой прелюдии и фуге. В своих органных произведениях Бах умело сочетал характеристики разных музыкальных стилей, с которыми он познакомился при жизни. На композитора оказала влияние как музыка северогерманских композиторов (Георг Бём, с которым Бах познакомился в Люнебурге, и Дитрих Букстехуде в Любеке), так и музыка южногерманских композиторов. Кроме того, Бах копировал произведения французских и итальянских композиторов, чтобы лучше понять их технику; позже он переписал несколько концертов Вивальди для скрипки и органа. В самый плодотворный период для органной музыки (1708-1714) Иоганн Себастьян написал не только множество пар прелюдий, прикосновений и фуг, но и Органную книгу (Orgelbüchlein) — сборник из 46 прелюдий, демонстрирующих различные методы и техники инструментальной обработки протестантских песен. Покинув Веймар, Бах стал меньше писать для органа; однако многие известные произведения были написаны после Веймара, в том числе 6 трио-сонат, третья часть сборника «Clavier-Übung» и 18 лейпцигских хоров. На протяжении всей своей жизни Бах не только сочинял органную музыку, но и консультировал по конструкции инструментов, проводил исследования новых органов и хорошо разбирался в особенностях их настройки.
Клавирное творчество
Бах также написал много пьес для клавесина, многие из которых можно было сыграть на клавесине. Многие из этих произведений представляют собой энциклопедические сборники, демонстрирующие различные приемы и методы создания полифонических произведений. Самые известные из них:
- Хорошо темперированный клавесин в двух томах, написанный в 1722 и 1744 годах, представляет собой сборник, каждый том которого содержит 24 прелюдии и фуги, по одной на каждую тональность. Этот цикл был очень важен в связи с переходом к системам настройки инструментов, которые позволяют одинаково легко играть музыку в любой тональности — в первую очередь, на современную когда? Равную темпераментную гамму. Хорошо темперированный клавесин заложил основу для цикла движений, играющих во всех тональностях. Это также уникальный пример «цикла в цикле»: каждая прелюдия и фуга тематически и образно связаны друг с другом и образуют единый цикл, который всегда исполняется вместе.
- 15 изобретений, состоящих из двух частей, и 15 изобретений, состоящих из трех частей, представляют собой небольшие произведения, расположенные в порядке возрастания ключевых персонажей. Они были предназначены (и используются по сей день) для обучения игре на клавишных.
- Английские люксы и французские люксы. В каждой коллекции 6 люксов, построенных по стандартной схеме (аллеманд, карильон, сарабанда, гига и дополнительная часть между двумя последними). В английских сюитах аллеманде предшествует прелюдия, а между сарабандой и джигой ровно одно движение; во французских сюитах увеличивается количество необязательных партий и отсутствуют прелюдии.
- Первая и вторая части сборника «Clavier-Übung» de (букв. «Упражнения для клавесина»). Первая часть (1731 г.) включала шесть спичек, вторая (1735 г.) — Увертюра во французском стиле (BWV 831) и Итальянский концерт (BWV 971).
- Вариации Гольдберга (опубликованные в 1741 году как четвертая часть «Clavier-Übung») представляют собой мелодию с 30 вариациями. Цикл имеет довольно сложную и необычную структуру. Вариации основаны на тональной плоскости темы, а не на самой мелодии.
- Искусство фуги (серия обработок одной темы в различных полифонических техниках).
Оркестровая и камерная музыка
Бах писал музыку как для одиночных инструментов, так и для ансамблей. Его произведения для сольного инструмента — 3 сонаты и 3 части для скрипки соло, BWV 1001-1006, 6 сюит для виолончели, BWV 1007-1012 и лотерея для флейты соло, BWV 1013 — многие считают одними из самых глубоких творения. Кроме того, Бах сочинил несколько пьес для сольной лютни. Он также написал три сонаты, сонаты для флейты соло и альта да гамба, в сопровождении только общего баса, а также большое количество канонов и более богатых автомобилей, в основном без указания инструментов для исполнения. Наиболее яркими образцами этих произведений являются циклы «Искусство фуги» и «Музыкальное предложение».
С его помощью Бах написал много произведений для оркестра и сольных инструментов. Некоторые из самых известных — Бранденбургские концерты. Они были названы так потому, что Бах, отправив их в 1721 году маркграфу Христиану Людвигу из Бранденбурга (Швеция), думал найти работу при его дворе; эта попытка не увенчалась успехом. Эти шесть концертов написаны в жанре большого концерта. Оркестровые шедевры Баха включают два скрипичных концерта (BWV 1041 и 1042), концерт для двух скрипок ре минор BWV 1043, так называемый тройной концерт ля минор (для флейты, скрипки, клавесина, струнных и континуо) BWV 1044 и концерты для клавесина и камерного оркестра: семь для одного клавесина (BWV 1052-1058), три для двух (BWV 1060-1062), два для трех (BWV 1063 и 1064) и один для минорного BWV 1065 для четырех клавесинов. Сейчас эти концерты с оркестром часто исполняются на фортепиано, поэтому их иногда называют «фортепианными» концертами Баха, но не забывайте, что во времена Баха пианино не было. Помимо концертов, Бах сочинил четыре оркестровые сюиты (BWV 1066-1069), некоторые из которых очень популярны в наше время, особенно последняя часть Второй сюиты (так называемая «Шутка» — излишне дословный перевод жанр скерцо) и вторая часть Третьей сюиты («Ария»).
Вокальные произведения
- Петь. На протяжении долгого периода жизни каждое воскресенье Бах в церкви св. Фомы дирижировал исполнением кантаты, тема которой была выбрана по лютеранскому церковному календарю. Хотя Бах исполнял кантаты других композиторов, в Лейпциге он составил по крайней мере три полных годовых цикла кантат, по одному на каждое воскресенье года и на каждый религиозный праздник. Кроме того, он написал серию кантат в Веймаре и Мюльхаузене. Всего Бах написал более 300 кантат на духовные темы, из которых около 200 сохранились до наших дней. Кантаты Баха сильно различаются по форме и инструментам. Одни написаны для голоса, другие — для хора; для некоторых требуется большой оркестр, а для некоторых требуется всего несколько инструментов. Однако наиболее часто используемая модель следующая: кантата открывается торжественным хоровым вступлением, затем чередуются речитативы и арии для соло или дуэтов, и все заканчивается хором. В качестве речитатива они обычно берут те же слова из Библии, которые читаются на этой неделе по лютеранским канонам. Заключительному хоралу часто предшествует хоровая прелюдия в одной из центральных частей, а иногда также появляется во вступительной части как cantus firmus. Популярные кантаты церкви Христа отставания в Тодесбандене (BWV 4), Ein ‘festivities Burg (BWV 80), Wachet auf, ruft uns die Stimme (BWV 140) и Herz und Mund und Tat und Leben (BWV 147). Кроме того, Бах также сочинил серию светских кантат, обычно приуроченных к определенным событиям, например к свадьбе. К популярным светским кантатам относятся «Кофе» (BWV 211) и «Крестьянка» (BWV 212).
- Страсти или страсти. Страсти по Иоанну (1724) и Страсти по Матфею (ок. 1727) — произведения для хора и оркестра на евангельскую тему страданий Христа, предназначенные для исполнения на вечерне в Страстную пятницу в церквях Сан-Томмазо и Сан-Никола. «Страсти по Матфею» (вместе с мессой ми минор) — самое грандиозное произведение Баха.
- Оратории и магнификат. Самая известная — «Рождественская оратория» (1734 г.) — цикл из 6 кантат, исполняемых в рождественский период литургического года. «Пасхальная оратория» (1734–1736 гг.) И «Магнификат» (1730 г.; первое издание 1723 г.) — это довольно обширные и сложные кантаты, меньшие по объему, чем «Рождественская оратория» или «Страсти.
- Масса. Самая известная и значительная месса Баха — месса си минор (завершена в 1749 году), которая представляет собой полный цикл ординария. Эта месса, как и многие другие произведения композитора, включает переработанные старинные произведения. Месса никогда не исполнялась полностью при жизни Баха — впервые это произошло только в 19 веке. Кроме того, эта музыка не была исполнена по прямому назначению из-за несоответствия лютеранскому канону (в который входили только Кайри и Глория), а также из-за продолжительности звука (примерно 2 часа). Помимо мессы си минор, Бах написал 4 короткие мессы в двух частях (Kyrie и Gloria), а также в отдельных частях (Sanctus и Kyrie).
Среди других вокальных произведений Баха — несколько мотетов, около 180 хоров, песен и арий.
Этапы трудовой деятельности
Иоганн Себастьян Бах очень много работал, чтобы обеспечить свою большую семью. Биография композитора Баха включает периоды службы в его жизни. Он начал работать в Арнштадте и Мюльхаузене (1703–1708). Затем композитор переехал в Веймар (1708-1717), затем продолжил работу над органом в Кетене (1717-1723). Закончил службу в Лейпциге (1723-1750 гг.).
Кетенский период
После Веймара Бах отправился в город Кетен. Князь Кетенский пригласил его на службу в 1717 году. Бах согласился, так как ему было обещано очень высокое жалованье и свобода действий. Спустя время Бах начал понимать, что его не устраивает Кетен, так как здесь мало перспектив. Кроме того, в этом городе не было университета, и Бах задумался об обучении своих детей. В Кетене даже органа не было. Поэтому композитор начал играть на клавесине. Результатом кетенского периода стали следующие работы:
- «Бранденбургские концерты»;
- цикл сочинений «Хорошо темперированный клавесин»;
- «Хроматическая фантазия и фуга»;
- сонаты для скрипки и другие произведения.
Несмотря на расцвет творчества в Кетене, Иоганн Себастьян пережил здесь боль: умерла его жена. Он даже не смог присутствовать на похоронах, так как в то время находился очень далеко — в городе Карловы Вары.
Через год Бах снова женился.
Лейпцигский период
В 1723 году Иоганн Себастьян с семьей переехал в Лейпциг. В это время Бах начал работать кантором хора Св. Фомы в церкви. Церковные праздники заставляли композитора писать праздничные произведения. Бах создал праздничные композиции: «Рождественская песнь», «Страсти по Иоанну» и многие другие. Через некоторое время он стал музыкальным руководителем всех церквей Лейпцига. Этот период его жизни длился шесть лет. В Лейпциге Бах написал много светских произведений. В 1729 году он стал главой Музыкального училища.
Личная жизнь
Первой женой музыканта была его двоюродная сестра. Брак был заключен в 1707 году. От этого союза у пары родилось 7 детей. Трое из них умерли в детстве по разным причинам.
Сыновья музыканта продолжили дело знаменитого отца и пошли по тому же пути.
В 1720 году жена композитора внезапно скончалась. Дети остались без материнского надзора.
Буквально через год после трагического события Иоганн Себастьян Бах знакомится с Анной Магдаленой Вильке, которая становится его второй женой.
В 1721 году пара вступила в юридический союз. В этом браке рождается 13 детей. Только 9 выжили.
Смерть композитора
За несколько лет до смерти музыкант потерял зрение. Любимый инструмент Баха: орган ему больше не давали. И мужчина не мог писать заметки. Многочисленные сыновья композитора помогали улавливать новые идеи.
В 1750 году Бах попытался восстановить свое видение. Он обратился за помощью к Джону Тейлору, врачу английского происхождения.
Несмотря на то, что Бах был известен как авантюрист и не очень успешный врач, он решил рискнуть. Из этого предприятия ничего не вышло. После второй операции зрение частично вернулось, да и то ненадолго.
Джон Тейлор, лечивший Дж. С. Баха
Тогда здоровье композитора было серьезно подорвано. 18 июля 1750 года мужчина перенес инсульт. А чуть больше недели спустя, 28-го, Бах умер.
На какое-то время могила композитора была потеряна. Его нашли только в 19 веке. Во время войны они снова проиграли. Наконец, прах музыканта был захоронен.
Последним пристанищем Иоганна Себастьяна было кладбище в церкви Святого Фомы в Лейпциге.
Памятники Баху в Германии
Памятник И.С. Баху в Айзенахе, возле его дома (ныне дом-музей Баха)
- Памятник в Лейпциге, воздвигнутый 23 апреля 1843 года Германом Кнауром по инициативе Феликса Мендельсона по эскизам Эдуарда Бендеманна, Эрнста Ритчеля и Юлиуса Хюбнера.
- Бронзовая статуя фрауэнплана в Айзенахе, спроектированная Адольфом фон Донндорфом, была установлена 28 сентября 1884 года. Первоначально она стояла на Рыночной площади возле церкви Святого Георгия; 4 апреля 1938 года его перенесли на Фрауэнплан с укороченным постаментом.
- Памятник на площади Баха в Кётене, установлен 21 марта 1885 года. Скульптор — Генрих Польман
- Бронзовая статуя Карла Сеффнера на южной стороне церкви Святого Фомы в Лейпциге — 17 мая 1908 года.
- Бюст Фрица Бена в монументе Валгаллы близ Регенсбурга, 1916 год.
- Статуя Пауля Бирра у входа в церковь Святого Георгия в Айзенахе, установленная 6 апреля 1939 года.
- Памятник арке. Бруно Эйерманн в Веймаре, сначала возведенный в 1950 году, затем перенесенный на два года и вновь открытый в 1995 году на площади Демократии.
- Рельеф в Кётене (1952). Скульптор — Роберт Пропф.
- Памятник возле рынка Арнштадт, воздвигнут 21 марта 1985 года. Автор — Бернд Гёбель
- Деревянная стела Эда Гарисона на площади Иоганна Себастьяна Баха перед церковью Сан-Бьяджо в Мюльхаузене — 17 августа 2001 года.
- Памятник Ансбаху, спроектированный Юргеном Гёрцем, был установлен в июле 2003 года.