Перикл — фото, биография, личная жизнь, причина смерти, государственный деятель

Праправнук Писистрата – Перикл: биография стратега из рода Алкмеонидов

1980-е годы V века до нашей эры были чрезвычайно напряженными для Афин в частности и для Греции в целом. Реальная угроза нападения персидских правителей постоянно усугублялась серьезными политическими разногласиями между разрозненными фракциями внутри страны. Архонт и стратег того периода Фемистокл, один из отцов-основателей народной демократии, всячески боролся против клана Алкмеонидов, к которому принадлежал наш герой, регулярно устраивая остракофорию (голосование за изгнание) по отношению к его членам.

Об этом человеке ходит много легенд и слухов. Перикл долгое время занимал пост архонта (правителя города), а также был умелым оратором, любившим писать речи на несколько часов. В Афинах было принято участие в народных собраниях всех граждан, независимо от социального или материального положения. На выборах его выступление растянулось на шесть-восемь часов. Усталые граждане предпочли быстро переизбрать его на следующий срок и уехать домой, нежели слушать других кандидатов.

Детство и юность

Перикл считался сыном Сантиппо, родившимся около 494 г до н.э в семье, к которой в прошлом присоединились представители славных семей. Мужская линия происходила из уважаемой династии Бузигов, а женская линия была связана с Алкмеонидами, известными рядом блестящих умов.

Отец будущего полководца и оратора стал видным военным и политическим деятелем, который в древности руководил афинскими отрядами, участвовавшими в Троянской войне. Мать, которую назвали Агарист, воспитывала детей Перикла и Арифрона, а также, по слухам, девочку, которая росла со своими братьями на равных.

Поскольку из поколения в поколение предки будущего правителя принадлежали к древнегреческой аристократии, они не остались равнодушными к тревожной ситуации древности. В то время персидская угроза Афинам была усилена популярными партиями Фемистокла, заинтересованными в изгнании и разорении преданных и влиятельных семей.

Отец и дядя потомка Алкмеонидов прошли процедуру остаркизма и, заслужив презрение общества, ушли в ссылку на 10 лет. Эти события оставили отпечаток в первой биографии Перикла и, по мнению исследователей, оставили рану и неизгладимый след в душе ребенка.

Без мужского внимания мальчик не мог получить достойного образования, потому что, как и большинство аристократов, презирал учителей. Согласно воспоминаниям историка Плутарха, который описывал жизни известных людей, он прошел поверхностный курс философии, литературы и теории музыки.

Не обладая исключительными способностями в молодости, Перикл ожидал возвращения изгнанников, прибывших в Афины раньше своего времени благодаря вмешательству превосходящих сил. Вместе с ними молодой человек присоединился к сторонникам политика Кимона, подавившего зарождающуюся демократию и ставшего признанным героем.

Ранняя жизнь и подъем к власти

Первые годы жизни Перикла прошли спокойно, и молодой человек стал избегать публичных выступлений и выступлений, предпочитая уделять время учебе. Позже эта первоначальная застенчивость и стеснительность публичных выступлений породила злые заявления о том, что его жена, легендарная Аспасия, писала для него речи и учила его говорить правильно, поскольку, по их мнению, не было никаких доказательств того, что он изучал ораторское искусство в молодости. Для афинянина, особенно государственного деятеля, утверждение, что женщина ответственна за свою успешную карьеру, было серьезным оскорблением, и политические враги Перикла неоднократно обращали внимание на это обвинение. Перикл уже был вовлечен в политику в начале 460 г до н.э.

Он вел судебный процесс против своего политического соперника Кимона (ок. 510–450 до н. Э.) В 463 г до н. Э., Обвиняя последнего в коррупции в его отношениях с Македонией. Кимон, сын Мильтиада (герой битвы при Марафоне), был оправдан, но это могло быть больше связано с его политическими связями и влиянием, чем с неспособностью Перикла вести дело. Кимон был лидером Консервативной партии и способным военачальником, сражавшимся при Саламине в 480 г до н. Э., Когда греки победили персов. Во время персидского вторжения 480 г до н.э. Афины сплотили другие города-государства для защиты и впоследствии заняли доминирующее положение.

Лига Дели, Конфедерация городов-государств, была образована в 478 г до н.э., чтобы обеспечить защиту от дальнейшей персидской агрессии, и Саймон сыграл важную роль в убеждении различных городов-государств присоединиться к ней. За много лет до того, как Перикл встал на политический путь, Кимон уже был влиятельной личностью и сделал много добра афинянам и другим городам-государствам. В 461 г до н.э н.э. Перикл снова обвинил Кимона в коррупции — на этот раз утверждая, что он помогает интересам Спарты — и добился изгнания своего соперника из города на десять лет (Афины и Спарта в то время находились в состоянии длительного конфликта).

Управление Афинами при Перикле

Средства, с помощью которых Перикл приобрел и укрепил это положение в Афинах, были настолько умело выбраны и разнообразны, что только люди с величайшими талантами могут выбирать и разнообразить их. Он был настолько осторожен, что, прежде чем успел закрепить благосклонность народа, он никогда не представлял себя на сцене в качестве настоящего лидера партии и никогда не прибегал к незаконным средствам, как многие другие, для достижения власти. Перикл был строго неподкупен и чрезвычайно сознателен в управлении афинской государственной казной. Средства, которые он время от времени использовал для укрепления своего правления, всегда соответствовали обстоятельствам и характеру афинского народа. Перикл помог основать новые колонии, чтобы обеспечить существование тысяч бедных граждан, организовал раздачу хлеба за счет государства и построил большие здания, которые украсили Афины и повысили их значение, и в то же время обеспечили работой и едой к толпам рабочих и художников. Точно так же Перикл учредил множество новых фестивалей и увеличил великолепие предыдущих, отчасти для того, чтобы связать горожан с собой этим великолепием и публичными праздниками, а отчасти с той же целью — способствовать их развитию с поучительными и высокими удовольствиями. Последнее обстоятельство имело особое значение в Афинах. Благодаря высокой образованности местных жителей и огромному значению искусства и литературы среди всех племен греческой нации, а также тесной связи между этой стороной человеческой жизни, государством и его целями, существовавшими во всем мире греческими , организация вечеринок и представлений имела в Афинах такое же значение, как и в крупных столицах нашего времени, озабоченных дешевизной хлеба. Именно поэтому Перикл учредил так называемый теорикон, то есть особый сундук, из которого беднейшие граждане получали деньги на вход в театр. Жажда развлечений, любовь к искусству и страсть к удовольствиям были настолько сильны среди афинян, что вскоре после Перикла, чтобы увеличить великолепие праздников, они начали использовать, помимо сумм этого сокровища, другие государственные доходы..что у него другое предназначение; даже принят закон, который грозит смертной казнью тем, кто предлагает использовать суммы теоретического символа на военные расходы.

Перикл также ввел распределение жалованья афинским судьям (Элиасте). По его предложению все граждане, избранные судьями, стали получать за каждое собрание одно пожертвование (три русских дореволюционных серебряных копейки), а возможно, и три, поскольку неизвестно, ввел ли Перикл эту тройную выплату или был учрежден через двенадцать лет после этого он. Насколько такая мера должна была благоприятствовать Периклу беднейшим гражданам из шести тысяч, ежегодно избираемых судьями, уже можно судить, потому что в Афинах, по свидетельству всех историков, отец семейства мог тогда содержать себя и его семье на 100 дореволюционных российских рублей в год. Таким образом, три подношения удовлетворили основные потребности бедного гражданина. Периклу также приписывают установление налогов для участия в народном собрании. Однако эта выплата была незначительной (не более одного пожертвования) и выплачивалась каждому члену национального собрания, который должен был ее получить. Только в 393 г до н.э он был увеличен до трех гоболов. Эта мера также привлекла к Периклу несколько тысяч бедных афинских граждан; но это привело к тому, что почти все эти бедные граждане стали появляться в каждом национальном собрании, и в результате справедливость, законодательство и правительство перешли к невежественным людям, которые были слепыми инструментами всех, кто знал, как ими командовать.

Перикл победил афинский народ еще несколькими подобными мерами. Был принят закон, согласно которому государство должно выдавать зарплату и питание гражданам, которые служат в армии, тогда как раньше эта услуга была отправлена ​​бесплатно. Жалованье гоплита, то есть того, кто вооружен до зубов, никогда не было меньше двух приношений, и столько же он получал за свою еду. Нижние лидеры получили дважды, а рыцари — втрое больше. Если вспомнить, что тогда ценность денег была в шесть или восемь раз выше, чем сегодня, то легко понять, что в то время война давала тысячам граждан средства к существованию не хуже, чем наши среднестатистические чиновники. Перикл постоянно следил за тем, чтобы флот из не менее шестидесяти афинских кораблей ежегодно выходил в море, что снова давало ему возможность в течение восьми месяцев в году содержать за счет казны многих граждан, которые не могли занимать и кормить общественные работы. Наконец, различные военные подвиги также помогли ему обогатить афинских граждан добычей и грабежом. Этот обогащающий агент, введенный Кимоном, получил дальнейшее развитие в Перикле.

Кратко о деятельности Перикла на поприще демократии

По праву рождения этот древний политик и государственный деятель имел возможность бороться за власть в старейшем демократическом городе мира. Он упорно учился, чтобы добиться совершенства и делать для своего народа, а затем стал сторонником демократа Эфиальта, который предложил значительно уменьшить власть аристократии и предоставить больше прав избирателям — плебеям и другим свободным гражданам. Когда вождь умер, его место занял Перикл, который через некоторое время стал стратегом Афин.

Выдающемуся правителю удавалось переизбираться на эту должность более десяти раз, что говорит об особом доверии к нему людей. Благодаря этому, выгодный морской союз афинянам, строительство великолепного Акрополя с центральным храмом — Парфенон, а также длинные и высокие стены между жилой частью города и портом, превратившие его в неприступную крепость. Именно Периклу удалось заключить долгожданный мир с персидскими правителями и Спартой. При этом противники и враги нашли сотни причин, чтобы обвинить человека. В основном его называли аморальным атеистом, а после эпидемии бубонной чумы даже хотели казнить. Однако вклад этой цифры в мировую историю колоссален, и его нельзя недооценивать.

Семья «окруженного славой»

Сантипп из рода Буцигов был правнуком знаменитого Гиппократа и правнуком афинского тирана Писистрата. Это был старый и довольно богатый класс, но он имел небольшое влияние в политической сфере. Поэтому он решил жениться на Агаристах и ​​Алкмеонидах. Около 484 г до н.э она родила ребенка по имени Перикл, что означает «покрытый славой». Мальчик был сильным, красивым, с раннего детства обладал крепким здоровьем и проявлял естественное влечение к науке.

После рождения первенца в семье родилось еще двое детей. Младшего брата будущего стратега назвали Арифроном. Была еще сестра, но в рассказе не сохранилось ее имени или информации о том, как складывалась ее дальнейшая жизнь для нас. Они жили в собственном доме в районе Афин под названием Акамантис, который не считался особенно престижным. Кто такой Перикл, тогда еще мало кто знал, но прошло менее двух десятилетий, прежде чем ситуация радикально изменилась.

Понтийская экспедиция

В отличие от других фактов биографии Перикла, только Плутарх писал об экспедиции на Понте. При этом сама кампания, то есть ее цели, маршрут и боевые действия Плутарха не интересовали. Его внимание было сосредоточено исключительно на личности Перикла. По всей видимости, Плутарх взял информацию об экспедиции из несохраненных произведений Феопомпа. Несмотря на ограниченность базы, ученые, за редким исключением, признают экспедицию на Понте как историческое событие.

Понтийскую экспедицию следует рассматривать в контексте поставок зерна в Афины. После превращения Афин в один из самых величественных и густонаселенных городов Эллады город начал испытывать нехватку еды. Афины стали зависимыми от импортного зерна. Тремя потенциальными источниками были Египет, Великая Греция и Черноморский регион.После поражения египетской экспедиции афинян и провала политики колонизации Перикла в Фуриях экспедиция Понта стала чрезвычайно важной для Афин. Кроме того, афиняне во время Самосской войны установили контроль над Византией и, как следствие, над морскими торговыми путями от Черного до Эгейского моря.

Сам Перикл отправился в Причерноморье с афинской эскадрой. Понтийская экспедиция, скорее всего, проходила между 437 и 435 годами до н.э. Одной из целей экспедиции было установление дружеских контактов с новой династией босфорских царей Спартокидов. Во время похода Перикл посетил Синоп и Амис и основал там колонии — Синопскую клеручию и Амис-апоикию. В Синопе он оставил 13 кораблей для борьбы с изгнанным тираном Тимизилео. Историк И.Е. Суриков предполагает, что флот Перикла также посетил побережья северного Причерноморья, которые были основным направлением экспедиции.

Перикл сначала плавал вдоль западного и северо-западного побережья Черного моря, здесь несколько местных политиков вошли в Афинский морской союз, имена которого встречаются во фрагментах афинских списков фороса. Затем флот Перикла прибыл в Киммерийский пролив Босфор, Перикл установил дружеские отношения с царем Спартаком и основал афинские форпосты возле Пантикапея. Историки так и не пришли к единому мнению по поводу результатов этой экспедиции. Есть тенденция преувеличивать и недооценивать масштабы Понтийской экспедиции. В целом, результатом этой экспедиции стало включение новых членов в состав Афинского государства, создание форпостов, усиление контроля над торговлей зерном, установление дружеских отношений со Спартокидами.

Становление политического деятеля

На четыреста семьдесят третьем или втором году жизни Сантиппо неожиданно скончался. Как именно это произошло: история умалчивает. Возможно, он стал жертвой очередного заговора и убийства, подобных случаев в те времена было неисчислимое количество. Но, возможно, это произошло по естественным причинам — этого, скорее всего, мы никогда не узнаем.

Когда умер отец Перикла, мальчик стал самым старшим мужчиной в семье, что само по себе предписывало ему выполнять определенные обязанности. Многие думали, что из-за его юного возраста он откажется от своих притязаний на власть, но дальновидный подросток этого не сделал.

Глава рода и стратег Афин – Перикл

Согласно историческим свидетельствам Плутарха, на момент смерти его родителя молодому патрицию было всего двенадцать или тринадцать лет. Однако ему так хотелось показать всем, на что он способен, что он смело бросился «в бой» со своими политическими противниками. Прежде всего, мальчик взял на себя ответственность и стал корегой (филантропом, спонсором театра), чтобы как-то заявить о себе.

Первым его начинанием была постановка трагедии известного писателя Эсхила, известной как «Персы». Это привлекло внимание горожан к его тогда еще скромной персоне. Кроме того, потребовалось более десяти лет, чтобы доказать своей работой и красноречием, что, несмотря на свое аристократическое происхождение, он является поклонником демократии и стоит за нее.

В четыреста шестидесятом году началась открытая политическая борьба с аристократом Кимоном, имевшим в то время довольно высокий авторитет среди горожан. Сам Перикл принадлежал к демократической группе Эфиальта. Его члены поддерживали развитие морской мощи Афин и расширение их торговых отношений с купцами из других местностей. Есть сведения, что оба этих человека уже на четыреста шестьдесят четвертом или третьем году уже были стратегами (военачальниками) города, а это значит, что у них был ряд приспешников и подчиненных.

Источники пишут, что Перикл совершал набеги на восточное Средиземноморье, где правили персы. Это было прямым нарушением договора с ними, но все, включая персидского правителя Артаксеркса I, просто закрывали на это глаза, потому что в этих плаваниях греки не встретили ни одного корабля, и никаких сражений или просто конфликтов не последовало. Популярность храброго полководца росла, а его отвага и отвага привлекали все больше и больше сторонников.

В 463 году Кимон был осужден, но оправдан, но через два года он был подвергнут остракизму, и лидер нашего героя, Эфиальт, реформировал Ареопаг (совет старейшин). Вскоре он был подло убит, и Перикл, как говорили, взял это в свои руки. Ничего не удалось доказать, и через несколько дней он возглавил демократические силы Афин, став их безраздельным лидером на тот момент.

Внутренняя политика управленца Афин

Как только человек занял высокое положение, он в первую очередь взял на себя обязательство проводить внутренние реформы. Было бы ошибкой думать, что он один правил страной или городом. В то время было выбрано десять стратегов, которые действовали вместе, и Перикл просто имел среди них очень серьезный авторитет.

  • Считается, что открытые выборы в Народный совет полностью отменены. Тогда выборы стали делом удачи: с корабля сняли черную или белую фасоль, что означало одобрение или отклонение номинации.
  • Он инициировал допуск цейгица (низшего из высших слоев общества) для избрания административно-бюрократического аппарата. После этого любой человек, принадлежащий к любому классу, мог стать архонтом (лидером) или даже стратегом.
  • Перикл поддержал возрождение судебной системы для демосов (регионы, регионы). Он учредил выборного судью, который подчинялся центральному офису Афин. В судебном процессе могли принимать участие обычные порядочные граждане, мнение которых учитывалось при обвинении и осуждении.
  • Социальная политика Перикла основывалась на принципе гражданства, получить которое мог не каждый. Стратег и лидер демократов позаботились о том, чтобы гражданами считались только те, у кого были оба родителя. Можно было обвинить Перикла в пристрастности, но этим шагом он заблокировал возможность лично получить афинские права, потому что его мать была из Аркадии.
  • Согласно Платону, Перикл считал, что «воспитанием» или «воспитанием» государственных деятелей следует заниматься с раннего детства, выбирая наиболее способных детей из разных классов.
  • Этот правитель первым ввел заработную плату для людей, занимающих государственные должности. Кроме того, с его легкой руки были введены ежемесячные пособия (алименты) инвалидам, престарелым и детям-сиротам. Единственные, кто остался без прав в Афинах, были рабы. У них не было права голоса, но с большим рвением они могли добиться только статуса свободного человека, не более того.

Еще одной заслугой Перикла считается культурное возрождение Афин. Под его руководством началась и вскоре завершилась полная реконструкция Акрополя. Здесь и там строились новые храмы, общественные центры, стены и укрепленные здания. Фактически, это привело к резкому снижению безработицы и бедности, что еще больше укрепило доверие к нашему персонажу.

Внешняя политика военного лидера

В отношении других государств Перикл вел довольно агрессивную полемику, старательно не давая отношениям «уладиться».

  • В начале своей карьеры он стал настоящим героем, приняв участие в культовой битве в деревне Танагра. Затем афиняне проиграли, но через два месяца кардинально исправили ситуацию, разгромив врага при Энофите и полностью подчинив себе центральную Грецию.
  • В 1950-х годах греки заключили сепаратный мир с Регио, Эгестой, а также, возможно, с Леонтини, Неаполем и Метапонто. Так греки начали совать нос прямо в спартано-коринфские дела, без особого вреда для себя.
  • Примерно в четыреста сорок лет до нашей эры вспыхнула война с островом Самос, который не хотел мириться с расширением Афин. Сопротивление оказалось бесполезным, побежденным саамам пришлось снести все защитные стены, заплатить штраф за расходы захватчиков, сдать все корабли и даже предоставить заложников.
  • Регулярные стычки между Фукидидом и Периклом только разочаровывали первого. Таким образом, к сорок девятому году был заключен окончательный мир с Персией, война с которой длилась около пяти десятилетий.

Во второй половине тридцатых годов четвертого века до нашей эры произошло три события, которые привели к возникновению нового конфликта. Во-первых, афиняне объединились с жителями острова Керкира, на которые коринфяне постоянно заявляли свои права. Впоследствии подчиненные Перикла приказали жителям Потидеи разорвать все связи со столицей, и там вспыхнуло настоящее восстание. Третьей и последней каплей стали экономические ограничения в отношении города Мегара. Так началась Пелопоннесская война, продолжавшаяся годами, самая кровавая и ужасная за всю историю Древней Греции. Его прервала эпидемия бубонной чумы, которую жители Афин посчитали еще одним проявлением проклятия семьи Алкмеонидов и отвернулись от Перикла.

Первая Пелопоннесская Война

Делийская лига существовала в то время почти двадцать лет и все больше становилась продолжением афинской власти и политики, чем греческой конфедерацией для взаимной защиты. Города-государства просто предпочли заплатить Афинам за их защиту, а не посылать войска и припасы для общего дела, и эта причина, которую Афины приветствовали, сделала город богатым и могущественным.

Перикл

Первая Пелопоннесская война началась между Афинами и Спартой и велась за господство в регионе, хотя в фактическом конфликте в основном участвовали Афины и Коринф, союзники Спарты. В то время Греция была не единой страной, а конфедерацией городов-государств, связанных «общей кровью, общим языком, общей религией и общими обычаями» (как отмечал Геродот). Афины или Спарта, два самых могущественных в зависимости от их интересов, и это создало сеть союзов, которые сформировали противоположные стороны войны. Спарта опасалась, что растущая мощь Афин представляет собой угрозу, но не могла надеяться победить афинский флот, который стал больше и эффективнее только после победы при Саламине в 480 г до н.э.

Однако у Коринфа был флот, а также еще один союзник, Эгина (остров недалеко от Афин), которым спартанская коалиция воспользовалась. Настоящей причиной войны было не то или иное мелкое восстание, не восстание далекой колонии, не нарушение незначительного договора и тому подобное. Это было что-то глубоко под поверхностью, глубоко в человеческой природе и причина всех войн, когда-либо происходивших. Движущей силой была жадность, та странная страсть к власти и владению, которую не удовлетворяют ни власть, ни владение. Власть или ее эквивалент породили стремление к большей власти, большему богатству. Афиняне и спартанцы воевали только по одной причине: потому что они были сильны и поэтому были вынуждены стремиться к большей власти (историк Эдит Гамильтон).

Перикл в качестве главнокомандующего возглавил афинские войска в ряде сражений, но ни одной из сторон не удалось добиться значительного преимущества. В конце концов, было заключено перемирие, организованное Чимоне, который вернулся из ссылки в 451 г до н.э. Перемирие позволило Периклу сосредоточиться на других областях. Он издал свой так называемый Указ Конгресса в 449 г до н.э., пригласив все города-государства встретиться для переговоров по единой стране, но когда Спарта отказалась участвовать, инициатива прекратилась. Однако военные действия не возобновились, и Первая Пелопоннесская война закончилась соглашением, которое установило сферу действия Афин и Спарты.

Основание колонии Фурии

Вокруг вопроса о заселении афинской колонии на юге Италии разгорелась ожесточенная внутриполитическая борьба. По сути, он состоял из другого взгляда на предпочтительное направление экспансии древних Афин. Сторонники олигархии, лидерами которой были Кимон и Фукидид, сочли необходимым продолжить войну с персами. Поражение египетской экспедиции афинян в 454 г до н.э временно остановило греческую экспансию на восток. В то же время Афины нуждались в стабильных поставках зерна. В результате внимание афинских политиков обратилось к богатому и плодородному региону Великой Греции. Однако этот средиземноморский регион долгое время считался сферой влияния Пелопоннеса, в основном Коринфа и Спарты. Следовательно, проникновение туда афинян неизбежно должно было привести к внутригреческому конфликту .

В этот период жители Сибари после разрушения своего города кротонами были вынуждены восстановить свои поселения. Выжившие сибариты трижды пытались заселить город, но их попытки потерпели неудачу. Затем они обратились за помощью в Спарту и Афины. Спартанцы отказали им и Афины, предположительно в 446 г до н. Э., Отправили на помощь сибаритам десять кораблей во главе со знаменитыми гадалками Малиной и Ксенокритом. Оба принадлежали к близкому кругу друзей Перикла. Создание колонии в Великой Греции можно рассматривать как часть экспансионистской политики Перикла.

Согласно реконструкции древних ученых, основанной на информации, взятой из «Жития Фукидида», за год до изгнания Фукидида (444 или 443 г до н.э.) Перикл не был переизбран стратегом. Власть в Афинах перешла к аристократам. Эти изменения во внутриполитической жизни связаны с неожиданным поворотом в колонизации Великой Греции. Афинские поселенцы обратились за помощью к эллинам других городов. Рано прибывшие на Пелопоннесе выбрали Дионисио Халка своим ойкистом. Они решили, что город нужно восстанавливать не на месте разрушенного Сибари, а поблизости. Новое поселение называлось Фурии. Затем произошел конфликт между сибаритами и выходцами из Греции. История закончилась частичным убийством Сибаритов, частичным изгнанием из Фурий и основанием Сибариса на Трейде. За год до изгнания Фурий его посетил политический противник Перикла Фукидид. Власть в Фуриях стала приобретать характер олигархии и принадлежала аристократам. Фурии были разделены на 10 типов, дав им названия, основанные на их племенном составе: Аркадия, Ахея, Эвбея, Беотия, Элея, Афения, Дорида и другие. Таким образом, афиняне потеряли свое лидирующее положение в городе. Первоначальный план Перикла по созданию афинского форпоста в Италии провалился .

Остракизм Фукидида

В 444 или 443 г до н.э. Перикл начал остракофорию, в которой его главный политический оппонент Фукидид был изгнан из Афин. Эти годы считаются древними учеными наиболее вероятными датами остракизма Фукидида. Историки П. Кренц, Г. Маттингли считают, что это событие могло произойти позже, в 438–436 гг. До н.э. Также в литературе встречаются даты 445 и 442 гг. До н.э. NS. Эти эпиграфы дополняют сведения об остракофории Фукидида. Согласно сохранившимся остраконам, Перикл и Фукидид были не единственными истинными кандидатами на изгнание. Так, в 2006 году около 67 остраконов были известны под именем Фукидид и более сотни — под именем Клиппид. Неизвестно, чем был виноват Клиппидес, что за него было отдано столько голосов.

Остракизм Фукидида стал неоспоримой победой Перикла и поворотным моментом в его политической карьере. Плутарх писал, что «после падения Фукидида и его изгнания за остракизм Перикл имел единоличную и непрерывную власть в течение как минимум пятнадцати лет, хотя должность стратега была назначена на год». Этот отрывок интерпретируется историческим профессором Т. Уэйд-Гири как указание на то, что Перикл непрерывно 15 раз подряд занимал должность стратега. В этот период у Перикла не было серьезных внутриполитических проблем. Вероятно, эфир Фукидида, почувствовав его слабость, перешел в «спящее» состояние. Фукидид оставался в контакте со своими сторонниками. Его партия сохранила свою структуру и готовилась к мести.

Последние боевые действия

В конце концов, у героев есть вся земля для могилы; а в странах, далеких от их страны, где об этом заявляет столбец с эпитафией, на каждой груди хранится неписаное воспоминание без каких-либо скрижалей, чтобы сохранить его, кроме записи сердца.

— Фукидид, В честь Перикла

В 430 г до н.э армия Спарты во второй раз разграбила Аттику, но Перикл не испугался и отказался пересмотреть свою первоначальную стратегию. Не желая вступать в бой со спартанской армией, он снова возглавил военно-морскую экспедицию, чтобы разграбить побережье Пелопоннеса, на этот раз взяв с собой 100 афинских кораблей. По словам Плутарха, незадолго до отплытия кораблей солнечное затмение испугало команду, но Перикл использовал астрономические знания, полученные Анаксагором, чтобы успокоить их. Летом того же года разразилась эпидемия, опустошившая афинян. Точная идентичность заболевания неясна; есть подозрение на сыпной тиф или брюшной тиф, но это стало источником многих споров. В любом случае бедственное положение города, вызванное эпидемией, вызвало новую волну общественного возмущения, и Перикл был вынужден защищаться в эмоциональной заключительной речи, казнь которой представляет Фукидид. Это считается монументальным дискурсом, раскрывающим достоинства Перикла, но также и его горечь по отношению к неблагодарности своих соотечественников. Ему временно удалось подавить возмущение народа и пережить бурю, но последняя попытка его внутренних врагов ослабить его потерпела неудачу; им удалось лишить его звания командира и оштрафовать от 15 до 50 талантов. Древние источники упоминают Клеона, восходящего и динамичного главного героя афинской политической сцены во время войны, в качестве обвинителя на суде над Периклом.

Однако всего за год, в 429 г до н.э., афиняне не только простили Перикла, но и переизбрали его стратегом. Он был восстановлен в должности командующего афинской армией и руководил всеми ее военными операциями в течение 429 г до н.э., снова получив контроль над рычагами власти. Однако в том году Перикл стал свидетелем эпидемии, когда умерли Паралло и Сантипп, его законные дети от первой жены. Его боевой дух был сломлен, охвачен горем, Перикл сильно оплакивал свою потерю, и даже компания Аспазии не могла его утешить. Сам он умер в том же году от чумы.

Незадолго до его смерти друзья Перикла сосредоточились вокруг его кровати, перечисляя его достоинства мирного времени и выделяя девять его военных трофеев. Перикл, хотя и умер, услышал их и прервал их, показывая, что они забыли упомянуть его лучший и величайший титул, к их радости; «Потому что, — сказал он, — ни один афинянин никогда не плакал обо мне». Перикл жил в течение первых двух с половиной лет Пелопоннесской войны, и, согласно Фукидиду, его смерть была катастрофой для Афин, поскольку его преемники были ниже его; они предпочитали разжигать все дурные привычки мафии и следовали нестабильной политике, пытаясь быть популярными, а не полезными. Этими горькими комментариями Фукидид не только оплакивает потерю человека, которым восхищался, но и предвещает проблеск уникальной славы и величия Афин.

Культурное достижение

В эпоху Перикла Афины процветали как центр образования, искусства, культуры и демократии. Художники и скульпторы, драматурги и поэты, архитекторы и философы нашли в Афинах захватывающую и бодрящую атмосферу для своей работы. Афины при Перикле увидели строительство Акрополя и славу Парфенона, начатое в 447 г до н.э. Драматурги Эсхил, Софокл, Еврипид и Аристофан — все известные имена были созданы во времена правления Перикла. Гиппократ, создавший легендарную клятву врачей, которая используется до сих пор, занимался медициной в Афинах. В городе работали великие скульпторы, такие как Фидий, создавший статую Зевса в Олимпии (считающуюся одним из семи чудес древнего мира), а также статую Афины для Парфенона и скульптор Мирон его шедевр, известный как дискотечный шар.

Ораторское мастерство

Современные комментаторы Фукидида, наряду с другими современными историками и писателями, занимают разные позиции по вопросу о том, какая часть речей Перикла, произнесенных этим историком, на самом деле представляет слова Перикла, а какая часть является свободным литературным творчеством или пересказом Фукидида. Поскольку Перикл никогда не записывал и не распространял свои речи, ни один историк не может ответить на этот вопрос с уверенностью; Фукидид воссоздал три из них по памяти, поэтому нельзя утверждать, что он не добавил свои собственные идеи и мысли.

Хотя Перикл был его главным источником вдохновения, некоторые историки отмечают, что страстный и идеалистический литературный стиль речей Фукидида полностью противоречит холодному аналитическому стилю письма Фукидида. Однако это может быть результатом включения жанра риторики в жанр историографии. То есть Фукидид мог просто использовать два разных стиля письма для двух разных целей.

Иоаннис Какридис и Арнольд Гомме были двумя учеными, которые обсуждали оригинальность ораторского искусства и последнюю речь Перикла. Какридис считает, что Фукидид изменил слова Перикла. Некоторые из его самых сильных аргументов включены во Введение в дискурс (Thuc. 11.35). Какридис предполагает, что невозможно представить Перикла, отклоняющегося от ожидаемого похоронного оратора, обращаясь к скорбящей аудитории из 430 человек после Пелопоннесской войны. К ним подошли две группы: те, кто были готовы поверить ему, когда он восхвалял мертвых, и те, кто не поверил. Гомме отвергает позицию Какридиса, защищая тот факт, что «Никто из людей никогда не осознавал зависть и ее действия, как греки, и что греки и Фукидид, в частности, пытались скрыть все мотивы в своих обобщениях, что не всегда актуально. »

Каган утверждает, что Перикл использовал «возвышенную манеру речи, свободный от пошлых и обманчивых уловок мафиозных ораторов» и, по словам Диодора Сицилийского, «превосходил всех своих сограждан в ораторском искусстве». По словам Плутарха, он избегал уловок в своих речах, в отличие от страстного Демосфена, и всегда говорил спокойно и мирно. Биограф, однако, указывает, что поэт Ион сообщил, что стиль речи Перикла был «высокомерным и несколько высокомерным, и что в его высокомерии было много презрения и презрения к другим».

В одноименном диалоге Платона Горгий использует Перикла как пример мощного ораторского искусства. В «Менессене», однако, Сократ (через Платона) бросает тень на риторическую известность Перикла, иронично заявляя, что, поскольку Перикл был воспитан Аспазией, наставником многих ораторов, он был бы лучше в риторике, чем кто-то, обученный Антифоном. Он также верит в похоронную речь Аспасии и критикует почитание Перикла его современниками.

Сэр Ричард С. Джебб заключает, что «уникальный афинский государственный деятель, Перикл, должно быть, был уникален в двух отношениях так же, как и афинский оратор; в первую очередь потому, что он занимал личную позицию, которой никто другой не занимал до или после него; во-вторых, потому, что его мысль и его моральная сила снискали ему такую ​​репутацию красноречия, которой еще никто не получил от афинян ».

Древнегреческие писатели называют Перикла «олимпийцем» и превозносят его таланты; Ссылаясь на него, «гром, и молния, и возбуждая Грецию» и несущий оружие Зевса во время его речи. По словам Квинтилиана, Перикл всегда старательно готовился к своим выступлениям и, прежде чем подняться на трибуну, всегда молился богам, чтобы они не произносили неуместных слов.

Личная жизнь

По мнению историков, в личной жизни известного античного деятеля было немало прекрасных влюбленных, претендовавших на роль жен. Первой из них была религиозная и благочестивая дева Телесипп, но из-за атеистических взглядов Перикла этот брак был осужден.

Организовав будущее беспокойного избранника, грек взялся за воспитание кровного отпрыска в надежде сделать Сантиппа и Парала образованными и достойными мужьями. Но затея не удалась из-за появления прекрасной уроженки Милета Аспазии, подарившей демократу и полководцу много радостных и счастливых дней.

К сожалению, строгие законы запрещали Периклу жениться на девушке, потому что она не была полноправным гражданином Афин. Но благодаря доминирующему положению в обществе внебрачному третьему ребенку удалось стараниями аристократа добиться статуса гражданина, которого мать не получила.

По неизвестным никому причинам грек поссорился со своим старшим сыном, и со временем Ксантиппо стал яростно ненавидеть своего отца. Связав судьбу с дочерью Тисандра, Перикл встретил юношу лишь однажды, когда средний сын и сестра умерли от эпидемии.

После этих печальных событий грек обратился к Алкивиаду, внуку двоюродного брата, которого считали достойным преемником, в отличие от его единокровных сыновей. Но честолюбивый молодой человек не оправдал надежд своего благодетеля и воспитателя, поскольку проявлял склонность к тирании и презирал простых людей.

Знакомство с Аспасией

Несмотря на военное положение в городе, на протяжении всей войны Перикл участвовал в различных культурных инициативах в Афинах, что позволило ему познакомиться с выдающимися умами Афин. Среди них была писательница и учительница Аспасия ди Милетус, сразу покорившая ее сердце (также предполагается, что на самом деле Аспазия была гетеросексуальной, то есть проституткой, которая вела свободный образ жизни). В 445 году до нашей эры Перикл развелся со своей женой Телесиппой и завязал романтические отношения с Аспазией.

Талант Аспасии как писателя и близкие отношения с Периклом побудили ее врагов утверждать, что она была автором его величайших речей, но очевидно, что дар красноречия он имел с юных лет, задолго до встречи с ней, о чем свидетельствует его речи, подобные той, в которой он говорит об изгнании Кимона. Несмотря на свою огромную любовь к ней, Перикл не мог дать ей афинское гражданство — это было запрещено. Но совместный сын сожительствующих супругов (даже официальный брак для них был невозможен из-за иностранного происхождения Аспасии), он смог получить афинское гражданство.

Смерть

Во время вспышки эпидемии умерли оба сына Перикла от первого брата и сестры. Смерть родственников сильно подорвала его здоровье. Перикл умер в 429 г до н.э. Вероятно, он был одной из жертв эпидемии.

Наследие

Наиболее заметное наследие Перикла находится в литературных и художественных произведениях Золотого века, многие из которых сохранились до наших дней. Акрополь, хотя и находится в руинах, все еще стоит и является символом современных Афин. Папарригопулос писал, что этих шедевров «достаточно, чтобы имя Греции стало бессмертным в нашем мире».

В политике Виктор Л. Эренберг утверждает, что основным элементом наследия Перикла является афинский империализм, который отрицает истинную демократию и свободу для всех, кроме правящего государства. Говорят, что пропаганда такого высокомерного империализма разрушила Афины. Перикл и его «экспансионистская» политика были в центре аргументов в пользу демократии в угнетенных странах.

Другие аналитики придерживаются афинского гуманизма, проявившегося в золотой век. Свобода выражения мнения считается непреходящим наследием этого периода. Перикла называют «идеальным типом совершенного государственного деятеля в Древней Греции», и его похоронная речь сегодня является синонимом борьбы за демократию участия и гражданскую гордость.

Фото Перикла

перикл-5
перикл-4

бюст-аспаси

перикл-2

сократ-учит-перикла
Сократ учит Перикла

перикл-3

смерт-перикла

 

Оцените статью
Блог про перстни