Дмитрий Шостакович — биография композитора, жизнь и произведения

Биография Шостаковича

Биография Дмитрия Шостаковича началась в Санкт-Петербурге в 1906 году. Он правнук сосланного в Сибирь народника, поляка по национальности. Родители увлекались музыкой. Отец, Дмитрий Болеславович, получил химическое образование. Ее мать, Софья Васильевна, была преподавателем фортепианной музыки. Помимо Дмитрия в семье воспитывались две девочки. Позже старшая Мария тоже стала пианисткой, а младшая Зоя получила профессию ветеринара. Мальчику было 8 лет, когда началась Первая мировая война.

Детство Дмитрия Шостаковича

Впечатленный рассказами взрослых, Митя сочинил первое музыкальное произведение и назвал его «Солдат». В 1915 году мальчик поступил в спортзал, не забывая заниматься музыкой и писать песни. Его первым учителем была его мать. А потом доверил ее заботе известного учителя И.А.Гляссера. После окончания музыкальной школы мальчик в 1919 году поступил в консерваторию по классу фортепиано. В течение первого года он закончил оркестровую пьесу, над которой начал работать дома: Fis-moll Scherzo.

В 1920 году молодой музыкант написал для фортепиано следующие произведения:

  • «Две басни Крылова»;
  • «Три фантастических танца».

Тогда молодой человек познакомился с Борисом Асафьевым и Владимиром Щербачевым, которые были учениками школы Анны Фогт.

Дмитрий старался хорошо учиться, несмотря на небольшой паек, выдаваемый публике. В свободное время она пела в ансамбле, ходила на уроки пешком, так как не было физических сил, чтобы бегать трамвай между людьми.

После смерти отца он очень сблизился, и он засиял как пианист в одном из театров. Проработав месяц, пошел получать зарплату, но директору Волынскому было стыдно, что человек искусства не должен думать о материальных вещах и ничего не давал. Он все еще получал часть заработанных денег, а на остальные можно было предъявить иск.

Директор консерватории им. А.К. Глазунова,

Директор консерватории А.К. Глазунов оказал прилежному студенту большую помощь, назначив молодому композитору крупную стипендию и оплатив его лечение в Крыму.

В 1923 году Дмитрий Шостакович получил диплом пианиста и композитора. Через некоторое время его диссертацию, Первую симфонию, сыграли лучшие оркестры того времени под управлением Б. Вальтера и А. Тосканини. Позже концерт также состоялся в Берлине.

Детство

Дмитрий Шостакович родился 25 сентября 1906 года в Санкт-Петербурге. Его отец, Дмитрий Болеславович, инженер-химик, страстно любил музыку. Мама Софья Шостакович окончила Консерваторию по классу фортепиано, давала уроки игры на фортепиано для начинающих. На момент рождения Дмитрия в семье уже подрастала дочь Мария, ставшая известной пианисткой, после него родилась еще одна дочь — Зоя, которая стала ветеринаром. Все дети обладали музыкальными способностями и часто устраивали дома импровизированные концерты.

В 1916 году Диму отправили в коммерческий спортзал. Параллельно с этим он посещал частную музыкальную школу Игнатия Глассера. Знаменитый музыкант научил Шостаковича в совершенстве играть на фортепиано, но композиция не была его сильной стороной, поэтому талантливый ученик изучил эту тему самостоятельно.
Дмитрий Шостакович в детстве
Дмитрий Шостакович в детстве

Дмитрий охарактеризовал Глассера как самовлюбленного, скучного и неинтересного человека. Она училась у него три года и бросила школу, хотя мать настояла на продолжении учебы. Но Дмитрий всегда отличался твердостью характера, не привык менять решения.

Началом творческой биографии Дмитрия можно считать пьесу «Похоронный марш памяти жертв революции», написанную им с таким впечатлением, что он видит расправу над мальчиком. В 1917 году будущий композитор стал свидетелем того, как казак рубил ребенка саблей, и это навсегда останется в его памяти.

Образование

В 1919 году Дмитрий поступил в Петроградскую консерваторию. Буквально после первого курса он завершил работу над своим первым оркестровым произведением: Fis-moll Scherzo.

Через год он стал автором фортепианных композиций «Три фантастических танца» и «Две басни Крылова». В те годы он познакомился с Борисом Асафьевым и Владимиром Щербачевым, членами кружка Анны Фогт».
Дмитрий Шостакович в молодости
Дмитрий Шостакович в молодости

Дмитрий был прилежным учеником, хотя ему пришлось преодолеть множество трудностей. Он не наедался продовольственными пайками, которые выдавали ученикам, часто умирал от голода, но продолжал учебу. Была зима, в зимнем саду не было отопления, многие заболели и даже умерли.

Затем он напишет в своих мемуарах, что был настолько слаб, что даже не пытался ехать в школу на трамвае. У него не было сил проскользнуть в переполненный экипаж, поэтому молодой человек пошел пешком.

Семья была очень бедной, особенно это стало заметно после смерти отца. Дмитрий решил искать работу и вскоре был принят на работу пианистом в кинотеатр «Светлая лента». Он относился к своей работе с отвращением, мало платил и требовал больших усилий. Но мне пришлось смириться с этим из-за денег.

Прошел месяц, Дмитрий пошел к хозяину кинотеатра Акиму Волынскому за зарплатой, но тот стал стыдить молодого человека, убеждать его, что искусство должно быть в первую очередь, а материальная сторона значения не имеет.

Однако он молился о части заработанных денег, остальное ему пришлось передать через суд. Прошло время, имя Шостаковича уже начало набирать вес в музыкальном обществе, и его пригласили на вечер памяти Волынского. Он пришел и рассказал всем о горьком опыте сотрудничества с этим человеком, который возмутил организаторов мероприятия.

Шостакович окончил Консерваторию по классу фортепиано в 1923 году, а в 1925 году — по классу композиции. В качестве диссертации он представил Симфонию No. 1, которая впервые прозвучала в Ленинграде в 1926 году. Спустя год симфонию услышали жители Берлина.

Творчество

В тридцатых годах прошлого века Шостакович представил поклонникам своего творчества оперу «Леди Макбет» Мценского уезда. За это время он также завершил работу над пятью своими симфониями. В 1938 году музыкант сочинил «Джазовую сюиту». Самый известный фрагмент этого произведения — «Вальс № 2».

Появление в советской прессе критики музыки Шостаковича заставило его пересмотреть свое видение некоторых своих произведений. По этой причине Четвертая симфония не была представлена ​​публике. Шостакович прекратил репетиции незадолго до премьеры. Публика услышала Четвертую симфонию только в шестидесятых годах двадцатого века.

После блокады Ленинграда Дмитрий Дмитриевич счел партитуру оперы утерянной и стал переделывать эскизы к сохранившемуся ансамблю фортепиано. В 1946 году в архиве документов были обнаружены копии частей Четвертой симфонии для всех инструментов. Спустя 15 лет произведение было представлено публике.

Великая Отечественная война застала Шостаковича в Ленинграде. В это время композитор начал работу над Седьмой симфонией. Покидая блокадный Ленинград, Дмитрий Дмитриевич привез с собой эскизы будущего шедевра. Седьмая симфония прославила Шостаковича. Более широко известна как «Ленинградская». Симфония впервые прозвучала в Куйбышеве в марте 1942 года.

Окончание войны Шостакович положил сочинением Девятой симфонии. Его премьера состоялась в Ленинграде 3 ноября 1945 года. Три года спустя композитор попал в число опальных музыкантов. Его музыка была признана «чуждой советскому народу». Шостакович был лишен звания профессора, полученного в 1939 году.

Принимая во внимание веяния времени, Дмитрий Дмитриевич в 1949 году представил публике кантату «Лесная песня». Основная задача произведения — прославить Советский Союз и его триумфальное восстановление в послевоенные годы. Кантата принесла композитору Сталинскую премию и хорошее одобрение критиков и авторитетов.

В 1950 году музыкант, вдохновленный творчеством Иоганна Баха и пейзажами Лейпцига, начал сочинять 24 прелюдии и фуги для фортепиано. Десятая симфония была написана Дмитрием Дмитриевичем в 1953 году после восьмилетнего перерыва в работе над симфоническими произведениями.

Через год композитор создал Одиннадцатую симфонию, получившую название «1905». Во второй половине пятидесятых композитор углубляет жанр инструментального концерта. Его музыка стала более разнообразной по форме и настроению.

В последние годы жизни Шостакович написал еще четыре симфонии. Он также является автором нескольких вокальных произведений и струнных квартетов. Последним произведением Шостаковича была Соната для альта и фортепиано.

Опальная опера «Катерина Измайлова»

Следующей важной вехой в ее творчестве следует считать произведение «Катерина Измайлова», которое Шостакович написал в 1932 году, вспомнив сюжет повести Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». Композитор отошел от традиционного звука. Главный герой — не мечтательная юная красавица, летящая высоко, а земная женщина, страстная натура, полюбившая красивого и пустого человека. Ради него он идет на убийство, а затем исчезает в водах, по которым плывет корабль, унося ее на каторгу. Использование такого крамольного заговора вряд ли могло удовлетворить осторожных критиков, постоянно оглядывающихся на партийный аппарат. Такое произведение не могло удовлетворить вкус и силу, не допускающую искренности, если оно противоречило общепринятым вкусам. От оперы отказались, назвав ее «путаницей вместо музыки» в газете «Правда», а автору эпатажной оперы пришлось отменить все запланированные концерты.

Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича

Война 1941 года застала Шостаковича в Ленинграде. Композитор начал работу над Седьмой симфонией. Опера, получившая название «Ленинградская симфония», впервые была показана 5 марта 1942 года в Куйбышеве, куда композитор был эвакуирован. Через четыре дня симфония прозвучала в Колонном зале Дома Союзов Москвы. Ленинградская симфония Дмитрия Шостаковича 9 августа симфония прозвучала в блокадном Ленинграде. Это произведение композитора стало символом борьбы с фашизмом и стойкости ленинградцев.

Военные и послевоенные годы

После начала войны Шостакович с семьей уехал из Ленинграда. Уже в Куйбышеве он закончил писать Ленинградскую симфонию, которую в 1942 году исполнил для публики и прославил композитора.
В 1948 году власти назвали музыку Шостаковича «чуждой советскому народу», композитора лишили профессуры и уволили из консерватории. Через год, осознавая дух времени, Шостакович написал «Песню лесов» — гимн Советскому Союзу. Таким образом он вернул расположение властей, а позже даже был удостоен Сталинской премии.

Послевоенные произведения

После эвакуации композитор поселился в Москве, продолжая педагогическую деятельность. Премьера Девятой симфонии, посвященной окончанию войны, состоялась в ноябре 1945 года. Через три года вместе с другими творческими людьми Шостакович попадет в немилость:

Симфонии Шостаковича

  1. Его музыка будет признана чуждой людям.
  2. Композитора обвинят в том, что он полз перед Западом.
  3. Его лишат профессорского звания, присвоенного в 1939 году.

После массовых преследований, чтобы избежать конфликтов с партийной элитой, композитор отойдет от прежней ориентации, перейдя к патриотическим музыкальным произведениям. В 1949 году он создал кантату «О лесах», восхваляющую послевоенное строительство и партийное руководство, за что впоследствии получил Сталинскую премию и положительные отзывы музыкальных критиков.

В 1953 году Шостакович возобновил работу над симфониями: Десятая и Одиннадцатая вышли практически одновременно. За последнее композитор был удостоен Ленинской премии. До конца жизни создал еще четыре симфонии. Премьерой «Пятнадцатого» в 1971 году дирижировал сын композитора Максим Шостакович. Он пошел по стопам отца и стал музыкантом того же жанра.

Дмитрий, внук Дмитрия Шостаковича, знает наизусть музыкальные произведения деда, его портрет отлит, занимался вокальной деятельностью в оркестре отца, сейчас занимается электронной музыкой. У Максима еще двое детей от второго брака: Максим, экономист по профессии, и Мария, звукорежиссер. В 1997 году все они вернулись из эмиграции на родину и живут в Павловске.

Старшая дочь композитора Шостаковича Галина не любит рекламу, работает в области биохимии, замужем за режиссером. У молодоженов двое детей, которым они любят рассказывать интересные факты о Шостаковиче, своем знаменитом дедушке, который по праву может ими гордиться — ведь это главное, что он оставил после себя.

Обвинение в «формализме» и преклонении перед Западом

В 1945 году композитор написал Девятую симфонию, а в 1948 году получил неожиданный удар: обвинения в «формализме», «буржуазном декадансе» и «выкручивании с Запада». Шостаковича лишили звания профессора Московской и Ленинградской консерваторий и уволили. Однако уже в 1949 году слава к композитору вернулась в виде Сталинской премии за кантату «Песнь о лесах», являвшуюся образцом официально разрешенного искусства тех лет.

Умершие и воскресшие сочинения Шостаковича

Как уже было сказано, некоторые произведения Шостаковича были опубликованы намного позже, чем были написаны. Первый образец этого жанра — Четвертая симфония, созданная в 1936 году и исполненная четверть века спустя. Шостаковичу пришлось выложить «на стол» ряд произведений от послевоенных лет до лучших времен, пришедших с хрущевской «оттепелью». Это касается и произведений, прямо или косвенно связанных с еврейской тематикой: вокального цикла «Из еврейской народной поэзии» и Первого скрипичного концерта. Оба были написаны в 1948 году, когда в Советском Союзе развернулась антисемитская кампания против космополитизма наряду с «борьбой с формализмом». Впервые сыграли только в 1955 году.

В годы либерализации вместе с первыми произведениями Шостаковича, не увидевшими свет во время сталинской диктатуры, произошла «реабилитация» его произведений. В 1962 году «Леди Макбет Мценского уезда» возродилась в новом, более «целомудренном» авторском издании «Катерина Измайлова». За год до смерти композитора в СССР вернулась и опера «Нос». В 1974 году она была поставлена ​​в Московском камерном музыкальном театре под управлением Геннадия Рождественского и постановкой Бориса Покровского. С тех пор этот спектакль стал визитной карточкой театра, как «Чайка» в МХАТе.

У Шостаковича есть произведение, которое было опубликовано и стало известным после смерти автора. Это «Антиформалистический рай» — злое и остроумное издевательство над идеологическим погромом 1948 года, написанное в погоне за лирикой самого композитора. Это кантата (или одноактная мини-опера), созданная по образцу сатирического романа Мусоргского «Райк» и изображающая собрание деятелей культуры, осуждающих музыкальный «формализм». Композитор всю жизнь держал это в секрете и показал это лишь нескольким близким друзьям, в том числе Григорию Козинцеву и Исааку Гликману. «Антиформалистический рай» появился на Западе только в годы горбачевской «перестройки» и впервые был представлен в 1989 году в США. Вскоре его казнили в СССР. В сатирических персонажах кантаты «Единицына», «Двойкина» и «Тройкина» легко понять их прототипы: Сталин, Жданов и Шепилов (партийный деятель, который уже говорил о музыке в 1950-е годы). Музыка этого произведения полна цитат и пародий. Партитуре предшествует остроумный и желчный стилизованный предисловие-мистификация автора (на якобы «рукопись, найденную в ящике со сточными водами»), где названо несколько других зашифрованных фамилий, за которыми легко узнать идейных инквизиторов сталинская эпоха.

Есть у Шостаковича и незаконченные произведения. Осталось незавершенным произведение, начатое во время войны — «Игроки» по одноименной комедии Гоголя (по оригинальному тексту). После смерти композитора оперу завершил Кшиштоф Мейер, а в 1983 году ее премьера состоялась в Вуппертале, Западная Германия. Сохранились и другие незаконченные (или даже только начатые) оперные проекты Шостаковича. Наверное, есть еще какие-то произведения композитора (частично исполненные, но неполные идеи композитора), которые нам еще предстоит открыть.

Конец эпохи

В 1953 году Шостакович завершает эпоху сталинского режима своей Десятой симфонией, а в 1954 году он помещает боль утраты из-за смерти своей жены Нины Васильевны в Седьмой квартет — искреннюю и легкую оперу.

Третья слава

Хрущевская «оттепель», начавшаяся во второй половине 1950-х годов, значительно улучшила положение Шостаковича. Начинают звучать его композиции, которые не доходили до слушателя в годы сталинской диктатуры. Он снова начинает преподавать в консерватории.

Многие из созданных в это время произведений Шостаковича проникнуты оптимизмом и жизнерадостностью, которые ему раньше были не присущи. Типичным примером такой музыки стала оперетта «Москва, Черемушки» (1958) — музыкальная комедия на злободневную тему благоустройства москвичей, переезжающих из коммунальных квартир в отдельные квартиры в новостройках.

Дмитрий Шостакович на приеме в Кремле у Н. С. Хрущева.

В этот, казалось бы, новый период для Шостаковича в его семейной жизни происходят драматические события. В 1954 году умерла его жена. В отчаянии он пробует новый брак с совершенно неподходящей для него женщиной, что очень быстро заканчивается разводом.

Почему-то именно в начале хрущевской либерализации Шостакович начал работать над симфониями на советские и революционные темы. В 1957 году под программным названием «1905» (о первой русской революции) появилась Одиннадцатая симфония, а спустя четыре года — Двенадцатая симфония на тему Ленина («1917”).

За Одиннадцатую симфонию композитор получил Ленинскую премию. Затем в творчество Шостаковича входит типично «оттепельная» тема. Тринадцатая симфония для бас-солиста, оркестра и мужского хора, написанная в 1962 году на стихи Евгения Евтушенко, затрагивает темы трагедии еврейского народа во время войны, советской жизни, карьеризма, взаимоотношений художника и власти.

именно эта симфония способствовала формированию нового имиджа Шостаковича на Западе как «композитора-диссидента», а также сделала Евтушенко всемирно известным поэтом.

В те годы Шостакович окончательно приобрел на родине ореол «живого классика» и композитор стал сближаться с официальной властью. В 1954 году получил звание Народного артиста СССР. Вскоре он начинает занимать высокие должности в Союзе композиторов. Кроме того, в 1961 году Шостакович вступил в Коммунистическую партию Советского Союза, шаг, который многие его друзья и коллеги считали странным и которого другим известным деятелям культуры Советского Союза удалось избежать.

Начинается прижизненное издание полного собрания сочинений Шостаковича. В своей ироничной записи «Предисловие к полному собранию моих произведений и краткое размышление над этим предисловием» композитор «подписывается» в конце: «Дмитрий Шостакович, Народный артист СССР, многие другие почетные звания, Первый секретарь Союз композиторов РСФСР «просто» секретарь Союза композиторов СССР, а также многие другие очень важные задачи и должности ». На нотах монограммы« ДСЧ »естественно звучат слова« Дмитрий Шостакович”…

Дмитрий Шостакович на встрече представителей советской интеллигенции с руководителями страны.
Дмитрий Шостакович на встрече представителей советской интеллигенции с руководством страны

Мировая слава Шостаковича достигла в те годы своего апогея. Его произведения исполняют музыканты самого высокого ранга (в том числе дирижеры Караян, Бернштейн и Шолти). Он часто выезжает за границу, становится почетным членом многих зарубежных академий и учебных заведений, среди которых получает звание доктора музыки Оксфордского университета. До Шостаковича такой чести удостоились Гайдн, Чайковский, Сен-Санс, Рихард Штраус и другие музыкальные «классики”.

Личная жизнь

Близкие к композитору люди вспоминали, что его личная жизнь началась неудачно. В 1923 году Дмитрий познакомился с девушкой по имени Татьяна Гливенко. У молодых людей были взаимные чувства, но обремененный нуждой Шостакович не решился сделать предложение любимой. Девушка, которой было 18, нашла себе очередную вечеринку. Спустя три года, когда дела Шостаковича немного улучшились, он предложил Татьяне уйти от мужа ради него, но ее возлюбленный отказался.

Через некоторое время Шостакович женился. Его избранницей стала Нина Варзар. Жена подарила Дмитрию Дмитриевичу двадцать лет жизни и родила двоих детей. В 1938 году Шостакович впервые стал отцом. У него родился сын Максим. Самым младшим ребенком в семье была дочь Галина. Первая жена Шостаковича умерла в 1954 году.

Композитор был женат трижды. Второй ее брак оказался скоротечным, Маргарита Кайнова и Дмитрий Шостакович не сошлись по характеру и быстро подали на развод.

В третий раз композитор женился в 1962 году. Ирина Супинская стала женой музыканта. Огромная разница в возрасте — 28 лет — не стала препятствием для семейного счастья. Изначально взрослые дети музыканта неоднозначно восприняли избранницу отца, так как он был почти ровесником их.

Когда Шостакович сделал Ирине предложение, он попросил ее серьезно подумать, предупредив: если она согласится, то все надо делать до конца. Так и случилось: после смерти супруга Супинская больше не вышла замуж. Этого не произошло в этом браке и детях. Третья жена преданно ухаживала за Дмитрием Дмитриевичем в годы его болезни и стала для него ангелом-хранителем.

Последние годы

Последнее десятилетие жизни Шостаковича прошло на фоне ухудшения здоровья, краха хрущевской «оттепели» и брежневского «застоя». Однако эта эпоха оказалась чрезвычайно плодотворной для искусства: официальной, полуофициальной и даже совершенно неофициальной. Именно в эти годы выросли звезды величайших композиторов поколения «шестидесятников»: Шнитке, Денисова, Губайдулина, Сильвестров, Пярт, Канчели, Тертерян. Все они, тогда еще молодые, так или иначе пользовались большой поддержкой Шостаковича.

В начале 1960-х Шостакович наконец обретает семейное счастье со своей последней женой Ириной Антоновной, которая была почти на двадцать лет моложе его и стала его преданной женой и помощницей (сегодня вдова композитора является основательницей дома издательства DSCH, издающего новую книгу), «Уртекст» полное собрание его произведений).

В более поздних работах Шостаковича актуальные рекламные мотивы уступили место философским темам и внутренним размышлениям. Две его последние симфонии — Четырнадцатая вокальная и Пятнадцатая инструментальная — представляют собой музыкальные размышления о жизни и смерти.

Тему человеческой смертности, хрупкости его существования развивают и другие произведения Шостаковича тех лет — инструментальные концерты (виолончель Секондо и скрипка Секондо), камерные произведения (последние квартеты, сонаты для скрипки, альта и фортепиано) и циклы гласных (на слова Блока, Цветаевой, Микеланджело и Достоевского).

Последней работой Шостаковича была Соната для альта и фортепиано, законченная незадолго до его смерти летом 1975 года.

Музыкальный язык покойного Шостаковича претерпел значительное обновление. Произошел синтез приемов его раннего («авангардного») и промежуточного (более «классического») периодов творчества. В своих поздних работах Шостакович все больше выходит за рамки привычной тональности; в них обостряется интонационная выразительность, появляются звуковые приемы, пуантилизм, увеличивается значение цитат и аллюзий (музыкальный интертекст”).

Начиная с Восьмого квартета, в его музыке появились «контекстные» приемы самоцитирования. В Пятнадцатой симфонии и Альтовой сонате Шостаковича большое драматическое значение приобретают рефлексивные цитаты и самоцитирование.

Болезнь и смерть

Последние годы жизни Шостакович тяжело болел. Врачи не могли поставить диагноз, но пытались чем-то помочь. Лечение заключалось в приеме витаминов, чтобы замедлить прогрессирование болезни, но это мало помогло.

Затем, однако, композитору поставили диагноз — болезнь Шарко, или по-научному боковой амиотрофический склероз. Его вылечили американские и советские врачи, послушались совета Ростроповича и уехали в Курган, где принял доктора Илизарова. В общей сложности он пробыл там 169 дней, лечение не помогло. Заболевание прогрессировало, несмотря на то, что он выполнял все предписания врача, делал специальные упражнения и пил лекарства по графику. Единственным выходом для него в тот момент было посещение концертов, куда он ходил в сопровождении жены.

В 1975 году они поехали на концерт в Ленинград. В его программе была история любви Дмитрия Дмитриевича, и композитору очень хотелось ее услышать. К счастью, актер не смог вспомнить начало ажиотажа, Шостакович занервничал. Вернувшись домой, его жена вызвала музыканта скорую помощь, врачи которой диагностировали у него сердечный приступ и доставили в больницу.

В день смерти композитор собирался смотреть футбольный матч по телевизору с женой в больнице. Он попросил ее принести почту. Ирина отсутствовала очень недолго, но когда она вернулась, он был уже мертв. Сердце Шостаковича остановилось 9 августа 1975 года.

Ученики и последователи

Шостакович положил начало целой композиторской школе. Он преподает несколько десятилетий — с перерывом в годы «борьбы с формализмом». Несколько известных композиторов окончили «школу детских музыкальных школ». Одним из любимых учеников композитора был Борис Тищенко (1939-2010), видный представитель ленинградской школы, сформированной Шостаковичем. Двое других, более известных и не менее любимых учеников Детской музыкальной школы, впоследствии отвернулись от него на «правом» и «левом» крыльях послевоенной русской музыки. Первый из них — Георгий Свиридов (1915–1998) — уже в 1950-х годах стал самым влиятельным представителем направления «национальный ландшафт» в русской музыке, во многом близким писателям и «деревенским поэтам». Другая — Галина Уствольская (1919–2006) — в самые мрачные годы (еще в конце 1940-х) стала бескомпромиссной представительницей русской «новой музыки». Позже он рассказал о полном творческом разрыве со своим учителем. Но несмотря на то, как далеко отошел от него его собственный музыкальный язык, обретя крайний аскетизм и вместе с тем столь же крайнюю выразительную меру, его можно считать выразительной «не буквой, а духом» Шостаковича возведен до высшей степени экзистенциальной силы.

Каждая школа композиции чревата эпигонией и инерцией стиля. Помимо нескольких творческих личностей, школа Шостаковича сформировала множество «бледных теней», копируя наиболее характерные элементы его музыки. Довольно быстро эти клише музыкальной мысли стали стандартом на композиционных факультетах советских консерваторий. Покойный Эдисон Денисов любил говорить об этом типе эпигонизма, что такие авторы пишут «не как Шостакович, а как Левитин» (имея в виду одного из типичных нетворческих последователей Дмитрия Дмитча»).

Помимо непосредственных учеников, Шостакович оказал влияние на многих других композиторов. Лучшие наследуют не столько черты стиля, сколько основные принципы его музыки: повествовательная (очевидная), коллизионная (склонность к прямым драматическим столкновениям) и острая интонация. Среди творческих преемников Шостаковича — наш соотечественник Альфред Шнитке, немец Вольфганг Рим, поляк Кшиштоф Майер и англичанин Герард Макберни. Два последних автора также внесли большой вклад в реконструкцию незаконченных произведений Шостаковича.

Награды Дмитрия Шостаковича

Шостаковичу не только сделали выговор. Время от времени он получал признание правительства. К концу жизни композитор накопил значительное количество орденов, медалей и почетных званий. Он был героем социалистического труда, имел три ордена Ленина, а также ордена Дружбы народов, Октябрьской революции и Трудового Красного Знамени, Серебряного креста Австрийской Республики и Французского ордена искусств и литературы.
Композитору присвоено звание Заслуженного артиста РСФСР и СССР, Народного артиста СССР. Шостакович получил Ленинскую и пять Сталинских премий, государственные премии Украинской ССР, РСФСР и СССР. Он был лауреатом Международной премии мира и премии имени И. Я. Сибелиуса.
Шостакович был почетным доктором музыки Оксфордского и Эванстон Северо-Западного университетов. Он был членом Французской и Баварской академий изящных наук, Королевских академий английской и шведской музыки, Академии искусств Санта-Чечилия в Италии и так далее. Все эти международные награды и звания говорят об одном: о мировой известности великого композитора ХХ века.

Интересные факты

  • Когда Дмитрий Шостакович собирался жениться, его мать обязательно вмешивалась. Таким образом, это не позволило ему связать свою жизнь с Таней Гливенко, дочерью известного лингвиста. Кроме того, ей не нравилась вторая возлюбленная композитора Нина Вазар. Из-за своего влияния и сомнений он не явился на свадьбу. Но, к счастью, через пару лет помирились и снова пошли в загс. В этом браке родились дочь Галя и сын Максим.
  • Дмитрий Шостакович играл в карты. Сам он рассказывал, что однажды в юности выиграл крупную сумму денег, на которую впоследствии купил кооперативную квартиру.
  • Перед смертью великий композитор много лет болел. Врачи не смогли поставить точный диагноз. Позже выяснилось, что это опухоль. Но лечить было поздно. Дмитрий Шостакович скончался 9 августа 1975 года.

 

Оцените статью
Блог про перстни