Пабло Пикассо — биография, жизнь и творчество художника

Пабло Пикассо — биография

Пабло Пикассо — известный живописец, график, скульптор. Он также известен как керамист, театральный художник и дизайнер.

Пабло Пикассо занимает достойное место среди самых известных художников прошлого века. Его путь уникален и многогранен, его невозможно спутать ни с кем другим. Пикассо был идейным вдохновителем и создателем кубизма. Он оставил колоссальное наследие в виде рисунков, керамики и скульптур. Любой музей мира считает за честь иметь в своей коллекции работы великого мастера. Его картины самые дорогие, а значит, и самые «привлекательные» для воров.

Детство и юность

Будущий гений родился 25 октября 1881 года в Андалусии, в деревне Малага. Отец Хосе Руиса занимался живописью. Руис не прославился своим творчеством, поэтому был вынужден устроиться смотрителем в местный музей изобразительных искусств. Мать Мария Пикассо Лопес принадлежала к богатой семье владельцев виноградных плантаций, но с детства она испытывала нужду, поскольку ее отец бросил семью и переехал в Америку.

Когда у Хосе и Марии родился первый ребенок, его крестили именем Пабло Диего Хосе Франсиско де Паула Хуан Непомусено Мария де лос Ремедиос Криспиньяно де ла Сантисима Тринидад Руис и Пикассо, что традиционно означало почитаемых предков и католических святых. После рождения Пабло в семье появились еще две девочки: Долорес и Кончита, которых мать любила меньше, чем любимого сына.

Мальчик был очень красив и талантлив. В 7 лет он уже начал помогать отцу писать холсты. В 13 лет Хосе позволил своему сыну завершить большую часть работы и был очень удивлен мастерством Пабло. После этого случая отец отдал мальчику все свои художественные принадлежности, а сам перестал писать.

Учеба

В том же году молодой человек поступил в Академию художеств в городе Барселона. Не без труда Пабло удалось убедить профессорско-преподавательский состав вуза в своей профессиональной компетентности. После трех лет обучения, набравшись опыта, молодой студент переехал в Мадрид в престижную Академию «Сан-Фернандо», где полгода изучал технику работы испанских художников Диего Веласкеса, Франсиско Гойи и Эль Греко. Здесь Пикассо создает картины «Первое причастие», «Автопортрет», «Портрет матери».

Молодой художник не мог в силу бунтарского характера и свободного образа жизни оставаться в стенах учебного заведения, поэтому, бросив школу, Пабло отправляется в бесплатное путешествие. На тот момент его близким другом стал все тот же упорный американский студент Карлес Касагемас, с которым Пабло несколько раз приезжал в Париж.

Свои первые путешествия друзья посвятили изучению живописи Делакруа, Тулуз-Лотрека, Ван Гога, Гогена, а также древних финикийских и египетских фресок и японских гравюр. Молодые люди познакомились не только с представителями богемы, но и с состоятельными коллекционерами.

Карлес Касагемас

В Википедии, в биографии Пикассо очень подробно описано, что Пабло из-за своего свободного образа жизни и бунтарского характера лишний раз не оставался в стенах учебного заведения: вместе со своим близким другом, американским студентом Карлесом Касагемасом, уезжает в свободное путешествие и неоднократно посещает Париж… Художники там изучали творчество таких мастеров изобразительного искусства, как Ван Гог, Гоген, Тулуз-Лотрек, Делакруа.

Также их очень интересовали японские гравюры, египетские и финикийские фрески. В это время они познакомились с богемой и богатыми коллекционерами.

Но в 1901 году происходит первая трагедия в жизни гения, которая наложит свой отпечаток на все его творчество. Его друг Карлес покончил жизнь самоубийством из-за несчастной любви.

Пикассо написал в это время серию картин, которые позже будут отнесены к «голубому периоду» его творчества. Среди них: «Свидание», «Трагедия», «Портрет Хайме Сабартеса», «Старый еврей с мальчиком». В этих картинах присутствует чувство страха, желания, отчаяния, беспокойства, синего и серого цветов предостаточно. Техника письма резкая и нестандартная.

Все это говорит о депрессивном состоянии молодого человека и отсутствии финансов.

Артисты цирка

Творчество Пикассо: стили и произведения

Как и большинство художников того времени, молодой Пикассо всем сердцем желал поселиться в Париже. В 1900 году его мечта сбывается, и именно в это время он начинает создавать свои самые известные шедевры.

Голубой период

С 1900 по 1904 год начинается так называемый «голубой» период творчества. В эти годы большинство картин написано с акцентом на голубые и холодные тона. В работах этого периода художник обращается к темам старости и смерти, печали и желаний, бедности и бедности. Для «голубого» периода характерны такие фильмы, как «Любитель абсента», «Ребенок с голубем», «Свидание», «Женщина с шиньоном», «Трагедия», «Старик-нищий с мальчиком» и другие. Пикассо мастерски изображает презираемых обществом людей: пьяниц и нищих, проституток и калек. Их бледные и удлиненные тела вызывают сходство с работами испанского создателя Эль Греко.

Любитель абсента
Любительница абсента, 1901 год

Розовый период

В 1905 году Пикассо написал картину «Девушка на шаре», ознаменовав переход к новому периоду: «розовый». В это время художник начинает жить в общежитии для бедных художников Бато Лавуар. Теперь на картинах появляются изображения артистов цирка и театра. Это более теплый и живой мир, окрашенный в оттенки розово-серого и розового золота. На полотнах царит дух романтической жизни комиков, лишенных постоянного крова и страдающих от одиночества. Одна из самых известных картин этого периода — работа «Семья акробата с обезьяной».

В «розовый» период Пикассо черпал вдохновение в просмотре цирка Медрано. Однако в 1906 году художник отправился в Испанию, где нашел новые возможности для расширения границ своего творчества.

Кубизм

Эксперименты с цветами привели к изучению формы. В 1907 году возникло такое направление, как кубизм, полностью отвергающий натуралистические традиции живописи.

Девушка на шаре - Пабло Пикассо
Девушка на шаре, 1905 год

В этот период Пикассо экспериментирует с формой, изучает объемы, ищет новый подход к живописи. Для кубизма характерно появление таких картин, как «Кирпичный завод в Тортосе», «Портрет Фернанды Оливье», «Портрет Даниэля Анри Канвейлера» и других. Вот основные моменты, которые характеризуют творчество Пикассо в этот период:

  • поиск монохромного;
  • отсутствие перспективы;
  • использование сырья, в том числе кусочков газет, обоев и спичечных коробок;
  • преобладание натюрмортов с музыкальными инструментами, нотами, бутылками спиртного;
  • наличие гражданских и телефонных номеров, закодированных в картинах, фрагментов названий таверн, улиц, имен близких.

В этот период были написаны картины «Гитара и скрипка», «Портрет девушки».

Кирпичный завод в Тортосе
Кирпичный завод в Тортосе, 1909 год

Сюрреализм

Вскоре ему надоел образ жизни зажиточного буржуа, и художник снова начал вести богемную жизнь. В 1925 году он написал картину «Танец», используя для ее создания сюрреалистический стиль. Фигуры танцоров искажены, от холста исходит боль, которая впоследствии сопровождала его дальнейшие работы.
Пабло Пикассо рисует картину
Пабло Пикассо рисует картину

Несчастная личная жизнь Пикассо отразилась на его творчестве. В те годы он писал женоненавистнические полотна: «Девушка перед зеркалом», «Зеркало». В 1930-е годы Пабло серьезно увлекся скульптурой. Создал «Мужчину с букетом», «Женщину-лжец». Затем были гравюры к произведениям Аристофана и Овидия.

Все лица художника

Несмотря на поистине огромное художественное наследие, оставленное Пикассо, за свою долгую жизнь он написал несколько автопортретов (1, 2, 3, 4, 5). Художник хоть и был тщеславным, но редко находил вдохновение в собственном лице. Один из самых известных его автопортретов был написан в 1901 году — в самом начале «голубого» периода. Второй — на почти невидимой границе между «африканским» и кубистическим периодами, на волне упрощения форм в год рождения революционных «Авиньонских дев». Однако искусствоведы считают, что Пикассо изображал себя гораздо чаще, чем принято считать, просто его автопортреты не всегда были заметны.
Арлекины (1, 2). Впервые образ Арлекина появляется на картине Пабло Пикассо 1901 года, в самом начале «голубого» периода. Но вполне узнаваемые черты лица художника он находит только на полотне «Арлекин со стаканом» (1905 г.). Несмотря на традиционное изображение этого героя жизнерадостным и жизнерадостным, Арлекины Пикассо мрачны, грустны и кажутся настороженными. Подобное настроение характерно и для тех картин, на которых художник изображает в этом образе своего сына Пауло. Он напишет последнего Арлекина чуть ли не на грани смерти — в 1969 году. По сравнению с остальными его товарищами он кажется гораздо более энергичным, даже воинственным.
Тореадоры (1, 2, 3, 4, 5). Уроженец Испании, Пикассо был страстно влюблен в кровавое национальное зрелище. Темы корриды и корриды появляются в его картинах на протяжении всей его карьеры. Некоторые искусствоведы считают, что в каждом матадоре есть частица самого себя. На самой ранней из сохранившихся картин Пабло Пикассо также изображен пикадор, сидящий на лошади.
Быки и Минотавры (1, 2, 3, 4, 5). Для Пикассо образ быка всегда был очень значимым и говорящим. Отчасти это опять же ссылка на корни художника и его национальные традиции. Но помимо этого бык (как и его мифический «родственник» Минотавр) — мощный символ мужского начала, воплощение силы. Та же сила и неудержимая энергия, которые во многом определили характер Пикассо. Но в то же время эта сила может быть опасной и разрушительной, как образ минотавра в Гернике».
Мушкетеры (1, 2, 3). С возрастом образы, которые Пикассо использует, чтобы изобразить себя, естественным образом меняются. Если его Арлекины были в основном меланхоличными молодыми людьми, окруженными своего рода романтическим чутьем, то Мушкетеры производили впечатление циничного старого мудреца, который, тем не менее, сумел сохранить свой внутренний огонь. Наверное, таким Пикассо видел себя в последние годы жизни, когда этот странно привлекательный герой стал появляться на его полотнах в разных вариациях.

Новое дыхание

1925 год становится самым тяжелым периодом в жизни художника. После эпикурейской грации 1920-х годов он погружается в атмосферу истерии, конвульсий и мира галлюцинаций. Присутствие этого ощущения продлится несколько лет. Можно было подумать, что дальше разорванных существ, кричащих бесформенных метаморфических эротических образов дело не пойдет.

Отчасти это можно объяснить влиянием продвинутых поэтов-сюрреалистов в стихах и рисунках, написанных в 1935 году.

В этот период югославский фотограф Дора Маар стала следующей музой Пикассо, что снова побудило художника к новому поиску формы и содержания. И он остался в истории как коллекционер многих картин Пабло Пикассо.

После войны художник знакомится с Франсуазой Жило. Художник снова воодушевлен, возлюбленная дарит ему сына Клода и дочь Палому. Но измены хозяина в начале 1960-х преследуют ее, и она уходит от него.

Последняя муза и официальная жена — продавщица Жаклин Рок, боготворившая своего мужа и оказавшая большое влияние на его окружение. После смерти он не выдержал и несколько лет спустя застрелился.

Пикассо за работой

Война

Когда началась Испанская революция, а затем и война, Пикассо жил в столице Франции. В 1937 году он получил заказ от правительства Испании и написал картину «Герника», которая была представлена ​​на Всемирной выставке в Париже. Немецкая авиация полностью разбомбила этот город, можно сказать, что стерла его с лица земли в 1937 году. Художница использовала собирательные образы погибшего солдата, застывшей в своем горе матери, людей, вырезанных, чтобы передать глубину народная трагедия. Художник изображает войну в виде быка Минотавра с большими равнодушными глазами. В 1992 году картина была передана в Мадридский музей, где она стоит и по сей день.
Пабло Пикассо

В конце 1930-х годов копилку работ мастера пополнили картины «Плачущая женщина», «Ночная рыбалка на Антибах». В годы войны Пабло оставался в оккупированном нацистами Париже и продолжал создавать новые шедевры. Смерть и война отражены в его произведениях «Утренняя серенада», «Натюрморт с черепом быка», «Бойня», «Человек с ягненком».

После войны

Послевоенные картины Пикассо стали яркими и красочными. Художник пишет жизнеутверждающие панно для частной коллекции. В этом ему помогают художники Клод Джиа и Палома.

В те годы Пабло серьезно интересовался древнегреческой мифологией, и эта тема отражена в его полотнах и керамике. В 1949 году он создал еще одну знаменитую картину «Голубь мира», которую представил на Всемирном конгрессе сторонников мира. Он тоже не отказывается от своего любимого кубизма.

Душевные расстройства Пикассо

На протяжении всей жизни и даже после смерти Пикассо приписывали множество психических заболеваний. Однако для этого не обязательно быть психиатром. Переоцененная самооценка Пикассо, чувство абсолютного превосходства и уникальности и крайняя эгоизм соответствуют критериям нарциссического расстройства личности, описанным в Международной классификации болезней (МКБ), четвертое издание. Шизофреническое состояние Пикассо серьезно ставится под сомнение медицинским сообществом, поскольку невозможно диагностировать столь сложное заболевание по фотографиям, но достоверно известно, что Пикассо страдал тяжелой формой дислексии — нарушением способности читать и писать поддержание нормального интеллекта.

Личная жизнь

С юных лет Пикассо постоянно кого-то любил. В юности модели и танцовщицы стали друзьями и музами начинающего артиста. Свою первую любовь юный Пабло Пикассо получил во время учебы в Барселоне. Девочку звали Розита дель Оро, она работала в кабаре. В Мадриде художник познакомился с Фернандо, который на несколько лет стал его верным другом. В Париж судьба свела юношу из миниатюры Марселя Гумбера, которого все называли Евой, но внезапная смерть девушки разлучила влюбленных.

Работая в Риме с русской балетной труппой, Пабло Пикассо женится на Ольге Хохловой. Молодожены обвенчались в русской церкви на окраине Парижа, а затем переехали на виллу у моря. Приданое девушки, а также выручка от продажи произведений Пикассо позволили семье вести жизнь богатого мещанина. Через три года после свадьбы у Ольги и Пабло родился первый ребенок — сын Пауло.

Вскоре Пикассо надоедает хорошая жизнь и он возвращается к свободному художнику. Он поселяется отдельно от жены и начинает встречаться с молодой девушкой Мари-Терез Вальтер. От внебрачного союза в 1935 году родилась дочь Майя, которую Пикассо так и не узнал.

В годы войны следующей музой мастера становится гражданка Югославии, фотограф Дора Маар, которая своими работами подтолкнула художника к поиску новых форм и содержания. Дора вошла в историю как обладательница обширной коллекции картин Пикассо, которую хранила до конца своей жизни. Известны также его фотографии холста «Герника», поэтапно изображающие весь путь живописи.

После войны художник познакомился с Франсуазой Жило, которая внесла в его работы нотку радости. Родились дети: сын Клода и дочь Палома. Но в начале 1960-х Жаклин ушла от учителя из-за его постоянных измен. Последняя муза и вторая официальная жена 80-летнего художника — обычная продавщица Жаклин Рок, которая боготворила Пабло и имела большое влияние на его круг общения. После смерти Пикассо, 13 лет спустя, Жаклин не выдержала разлуки и покончила жизнь самоубийством.

Под колесами любви

Невозможно говорить о Пикассо, не упоминая его многочисленных женщин. Хотя бы потому, что каждый из них оставил след в творчестве художника. Когда он был влюблен, он днем ​​и ночью рисовал свою следующую музу с преданностью, граничащей с одержимостью. Однако эта верность касалась только живописи: Пикассо был слишком склонен по своей природе, чтобы проводить слишком много времени с женщиной. Его редко останавливали заявленные чувства, обязательства или моральные нормы. Он также вел дела с женами своих друзей, и последние часто знали о том, что происходит. При этом на протяжении всей своей жизни Пикассо плавно переходил от одних длительных отношений к другим, почти никогда не один. Вокруг было слишком много женщин, готовых щедро одарить его своим обожанием.
В одной из самых противоречивых биографий Пикассо — «Создателе и разрушителе» Арианны Стасинопулос-Хаффингтон — художник предстает в образе коварного манипулятора, который выжал из каждой своей женщины всю жизненную силу, после чего просто выбросил ее бывшего любовника как бесполезный. По этой книге с участием Энтони Хопкинса был снят единственный пока полнометражный фильм «Выживание Пикассо» (1996). Правильнее было бы перевести название изображения как «Выживший Пикассо» — по аналогии с пережитым стихийным бедствием. По большей части фильм посвящен отношениям художника с Франсуазой Жило, матерью его детей Клода и Паломы, единственной возлюбленной художника, которая нашла в себе силы уйти от него и смогла продолжить жить. И это «разбило ему сердце».
В остальном историю разбитых сердец вел сам Пикассо. Особое удовольствие он находил в том, чтобы полностью подчинить себе женщину, сделать себя единственным смыслом своей жизни, а затем избавиться от нее. Эта судьба не перешла даже к мятежной Доре Маар, которая после разрыва с ним оказалась в психиатрической больнице и однажды заявила: «После Пикассо есть только Бог». Первая жена артиста, русская балерина Ольга Хохлова, также после отъезда получила душевные травмы. Он преследовал Пикассо и его любовниц, ловил их на улице и осыпал их оскорблениями, писал ему непонятные письма. Хохлова умерла от рака в 1955 году, оставшись до последнего дня женой артистки, которая так и не дала ей развод. Мари-Тереза ​​Вальтер, которая в 17 лет стала возлюбленной Пикассо и родила ему дочь Майю, буквально всю свою жизнь посвятила художнику: она осталась ему верна и после их разлуки писала почти ежедневно письма, полные любви и любви нежности, много лет два раза в неделю он приводил его к себе домой и покончил жизнь самоубийством через четыре года после смерти Пикассо. И, наконец, Жаклин Рок, вторая жена художника, которая была с ним последние 20 лет его жизни. Он сделал все возможное, чтобы никто не занял его место, постепенно ограничивая и устраняя все контакты Пикассо с внешним миром. Жаклин была не очень образована, но безоговорочно подчинялась своему упрямому супругу и почти угадывала его. Смерть Пикассо погрузила ее в длительную депрессию, закончившуюся самоубийством.

Смерть

В 1960-е Пикассо полностью посвятил себя созданию женских портретов. Последняя жена художника, Жаклин Рок, выступает для художника образцом. К концу жизни Пабло Пикассо уже владел многомиллионным состоянием и несколькими личными замками.

За три года до смерти гения в Барселоне был открыт музей его имени, а через 12 лет после его смерти — музей в Париже. За свою долгую творческую биографию Пикассо создал 80 тысяч полотен, более 1000 скульптур, коллажей, рисунков, гравюр.

8 апреля 1973 года на фоне пневмонии остановилось сердце 92-летнего гения.

Рекордные продажи, цена картин Пикассо

Узнайте, сколько сегодня стоят картины Пикассо. Для этого рассмотрим некоторые из самых значительных продаж его работ.

В 1932 году художник написал картину «Обнаженная, зеленые листья и бюст», на которой была изображена его любовница Мария-Тереза ​​Вальтер. Несколькими годами ранее у Пикассо начался период, когда он погрузился в сюрреализм, часто изображая монстров и женщин в самых причудливых образах. Полотно было продано на аукционе Christie’s в 2010 году за 106 миллионов долларов.

П. Пикассо «Обнаженная, зеленые листья и бюст». 1932 г.
П. Пикассо «Обнаженная, зеленые листья и бюст». 1932 г.

В 2018 году на Christie’s была картина «Девушка с цветочной корзиной», нетипичная для творчества Пикассо. Эта работа неоднократно выставлялась в Лондоне, Париже, Марселе, Нью-Йорке и других крупных городах мира. Неизвестный коллекционер с радостью купил его за 115 миллионов долларов при эстимейте 100 миллионов долларов.

П. Пикассо. «Девушка с корзиной цветов». 1905 г.
П. Пикассо. «Девушка с корзиной цветов». 1905 г.

Следующее важное отступление касается картины «Сон». Это еще одна сюрреалистическая работа, запечатлевшая М.-Т. Уолтер. На снимке зритель может увидеть любимую технику художника — изображение лица сразу в профиль и в полный рост.

Это полотно также известно неожиданной историей, случившейся во время распродажи. В 2006 году владелец картины Стив Винн якобы продал ее за 139 миллионов одному из самых влиятельных коллекционеров в мире Стивену Коэну. Однако во время проецирования изображения Винн, страдающая плохим зрением, сделала такой страстный жест, что проткнула полотно локтем. Конечно, стоимость работы сразу упала на несколько десятков миллионов, что совершенно не устраивало владельца. Он отменил сделку, отправил «Сон» на реставрацию, а через несколько лет продал картину Коэну, но за 155 миллионов долларов.

П. Пикассо.
П. Пикассо. «Мечтать». 1932 г.

Но самой большой продажей считается картина «Алжирские женщины. Версия О». В 1954-1955 годах художник создал серию работ «Алжирские женщины», в которых нарисовал наложниц гарема. В названиях картин изменились только буквы версий (от А до О), а сами работы различались цветом, расположением персонажей и некоторыми деталями.

Через год после презентации всю серию купил известный коллекционер В. Ганц, который затем продал ее частным коллекционерам и музеям. Работа «Алжирские женщины. Версия O «была продана в 1997 году на Christie’s за 32 миллиона долларов. В 2015 году она снова была на Christie’s и на этот раз ушла с молотка за 179 миллионов долларов, став самой дорогой картиной художника и одной из самых дорогих картин в мире мир.

П. Пикассо «Алжирские женщины. Версия О ». 1955 гр.
П. Пикассо «Алжирские женщины. Версия О ». 1955 гр.

Только на Christie’s можно найти пятьдесят процедур на сумму более 10 миллионов долларов. Но есть также много маленьких лекарств за десятки тысяч долларов.

Интересные факты

  • Пикассо родился во время тяжелых родов, которые могли затронуть только малышку. Сначала его считали мертвым. Тем временем дядя будущего гения вошел в комнату с «мертвым» ребенком и выпустил струю сигаретного дыма в лицо племяннику. Младенец тут же вскрикнул.
  • Первыми словами маленького Пабло были не «мама» и «папа», а «есть» — сокращение от «лапиз», что в переводе с испанского означает карандаш.
  • Художник отличался большой любовью к животным. В частности, его основным четвероногим питомцем была такса Кусковая, которая всюду сопровождала хозяина. Хотя Пикассо работал в лаборатории один, такса в то время могла быть поблизости.
  • В юности артист часто употреблял опиум, но увлечение не успело превратиться в жуткое пристрастие. Когда сосед Пикассо, немецкий художник, покончил жизнь самоубийством из-за абстинентного синдрома, Пабло резко перестал употреблять опиум. В результате он сам прожил до 92 лет.
  • Талант Пикассо не ограничивался художественной сферой. Он умел создавать скульптуры, работал с керамикой и графикой, писал стихи, был писателем, дизайнером и драматургом.
  • Творческая карьера Пикассо длилась 78 лет. В этот период художник стал одним из самых плодовитых художников мира. Как отмечено в Книге рекордов Гиннеса, Пикассо написал более 100 000 гравюр, 13 500 рисунков и картин, более 30 000 книжных иллюстраций. Нет ни одного художника, которому удалось создать столько произведений искусства.
  • Пикассо является рекордсменом по количеству украденных картин. Так, в 2012 году было похищено более тысячи картин художника. Одна из самых известных краж произошла в 2010 году в Музее современного искусства в Париже. Найденного преступника приговорили к восьми годам лишения свободы.

 

Оцените статью
Блог про перстни