Репин Илья Ефимович — биография художника, личная жизнь, картины

Илья Репин — биография

Имя Ильи Репина знакомо каждому образованному человеку любой национальности. Гениальный русский художник был настоящим реалистом, описывая жизнь без прикрас. Его картину «Бурлаки на Волге» называют предтечей революционного движения. Художник очень тонко чувствовал настроения в обществе, умело передавал их в своих произведениях.

Гению этого живописца не было предела, Репин писал на разные темы. Его интересовали история, религия, красота природы и человека. Тема социальной справедливости всегда занимала особое место в творчестве художника. Илья Ефимович был настоящим трудоголиком, написавшим сотни полотен. Даже в преклонном возрасте, незадолго до смерти, когда руки уже плохо себя вели, Репин продолжал работать. Он считал, что еще не успел рассказать человечеству своими картинами все.

Происхождение

Семья Репиных имеет украинские корни — Илья родом из города Чугуева Харьковской губернии. Оба его дедушки и бабушки были казаками: по отцовской линии он держал постоялый двор, по материнской линии обслуживал, продавая донских лошадей. Дело ее отца Ефима Васильевича было еще и конным промыслом, мать Татьяна Степановна, образованная и активная женщина, помимо воспитания и обучения собственных детей учила всех — устраивала уроки для крестьян и их детей.

Детство

Русский художник-реалист родился 5 августа 1844 года в городе Чугуеве (Малая Россия). Поселок, где прошло детство и юность Ильи Ефимовича, находился в Харьковской губернии. Дед будущего живописца, негодный казак Василий Репин, когда-то поселился в городе Чугуеве. Он был купцом, трактирщиком.

Ефим Репин, отец художника, был старшим сыном в семье. Занимался продажей лошадей, привозил табуны из Подонья в Малороссию. Протяженность торгового пути составляла триста миль. Ефим Васильевич — солдат в отставке, участник трех боевых походов. Художник Репин сохранил самые теплые воспоминания о детстве и малой родине. Украинские мотивы всегда занимали важное место в его творчестве.

Мать будущего артиста Татьяна Степановна Бочарова оказала большое влияние на развитие способностей сына. Она была образованной женщиной, истинной подвижницей. Бочарова стала организатором школы для крестьянских детей, обучила их арифметике и каллиграфии. Любимыми поэтами этой женщины были Пушкин и Лермонтов, она читала детям их стихи. Мама была активная, активная, умела зарабатывать шитьем. Когда семья была в затруднительном финансовом положении, Татьяна Степановна шила меха из заячьего меха на продажу.

Когда-то двоюродный брат Трофим принес невиданное удовольствие: акварель. Затаив дыхание, Илюша нарисовал свое первое изображение черно-белым алфавитом. Увидеть, как арбуз «ожил» под кистью, мальчик испытал неописуемую радость.

С тех пор он просто исчез для всех других занятий, его страстное увлечение рисованием пугало даже его семью. С большим трудом Илье пришлось оторваться от красок и кистей, он даже забыл о еде.

В 11 лет мальчик был зачислен в топографическое училище, профессия топографа в то время считалась престижной. Однако через два года учебное заведение закрыли, и поэтому подросток стал учеником иконописной мастерской. Именно здесь Илья обучился азам живописи. Вскоре молодой Репин прославился на всю округу. Заказы просто размещались в мастерской, всем подрядчикам сразу вводились особые условия — Репин должен работать на них.

В 16 лет Илья устроился работать в иконописную артель. Получал хорошую зарплату — 25 рублей в месяц. Летом рабочие артели выезжали за пределы своей провинции искать заказы. Так Репин оказался в Воронеже, где ему рассказали историю об Иване Крамском, молодом художнике из Острогожска. На тот момент Крамской уже уехал из родного города, он учился в Петербургской Академии художеств. С наступлением осени 19-летний Репин по примеру Крамского тоже отправился в северную столицу.

Пламенная страсть Ильи Репина

Илье Репину было 7 лет, когда краски впервые попали ей в руки. Мальчик рисовал, раскрашивал, раскрашивал и ни на минуту не хотел отрываться от этого волшебства. От переутомления пошла кровь из носа, остановить кровотечение не удавалось несколько дней. Илья был очень слаб, его семья уже была готова к тому, что он не выживет. Такое драматическое начало произошло в детстве, когда его принято называть «вершиной русского реализма».
Он был чрезмерен в оценках и страстях, слишком яростен в дискуссиях, он громко восхищался талантами других и слишком неуверен в своих силах. В то же время он очень точен на холсте. Современники отмечали его склонность к драматизации: в пересказе Репина визит молочника стал сродни появлению архангела. А в письмах ругал восклицательные знаки — сейчас такое число считается дурным тоном. У него был добрый характер, сам он всегда был вежлив, иногда даже излишне, пока спор не превратился в искусство — но потом… На одном из заседаний Академии художеств чернильница чуть не влетела в «наезд» Куинджи!
Репин из Чугуева (Харьковская губерния). С детства любил рисовать, лепить. Мальчика отправили учиться у местного иконописца. Он мечтал поступить в Петербургскую Академию с того момента, как узнал. А поскольку слава о молодом талантливом иконописце в то время разнеслась по Украине и не было конца заказам, ему удалось собрать средства на поездку в Санкт-Петербург. Там Репин поступил в Рисовальную школу Общества поощрения художников (и познакомился с Иваном Крамским, который в будущем стал одним из идеологов передвижников). В Академии юный Репин получил ощутимый щелчок по гордости: его рисунки подверглись критике, его отправили домой. Но он не собирался так легко сдаваться. Вскоре был найден меценат, готовый оплачивать учебу художника вольнослушателем — член Общества художников Федор Прянишников, оценивший талант Репина. Однако вскоре Илья сдал экзамен и был переведен на собственное обучение.
Учился он жадно, его упорство и талант не остались незамеченными. Серебряная медаль, малая золотая медаль и большая золотая медаль, дающие право на шестилетнюю стажировку за границей за счет Академии: таковы результаты обучения. Вопреки ожиданиям, он не спешил воспользоваться своим призом, для начала нужно было закончить картину, над которой он работал и которая прославила его. «Бурлаки на Волге» попросили отложить стажировку: Илья Репин не мог перестать работать над изображением, а рисовать его должны были только в России.
Это был первый большой успех, хотя критических отзывов тоже было достаточно. Репин отправился в Европу на стажировку к своей молодой жене Верой Шевцовой. Сведения о его европейском периоде очень скудны. Корней Чуковский писал (не забывайте, в советское время), что «Репин находил бурлаки повсюду — в России, Италии, Австрии». Но в то же время за границей писались известные картины, такие как «Садко» и «Негритянка», множество видов кофе и бытовые зарисовки, изображающие тяжелый труд.
Бродяги, мир художников и академиков не прочь считать Репина «своим». Будучи наркоманом, он «заигрывал» с представителями разных направлений. В этом не было ничего обманчивого, Репин человек искренний, он горячо восхищался всем, что его привлекало в тот момент, а в более позднее время смог передумать. При этом его неоднократно обвиняли в нестабильности положения и даже в государственной измене.
Историческая живопись, крестьянский быт, ссыльные: эти темы глубоко тронули Репина и в целом именно они прославили его имя, чему способствовала близость к передвижникам. Он также был прекрасным портретистом. Созданная им портретная галерея поражает тонким психологизмом и виртуозностью. Чтобы написать человека, нужно, чтобы он был очарован им, «влюбился». Однако если речь идет о портретах женщин, то цитаты не всегда уместны, Репин полюбился легко и горячо.
Он был близок со Львом Толстым и часто навещал его в Ясной Поляне. Среди друзей Репина Федор Шаляпин, академик Бехтерев, художник Исаак Бродский и многие другие. Когда Репин со второй женой переехал в имение Пенатов в Куоккале, Корней Чуковский стал регулярно навещать его. Впоследствии Чуковский создал автобиографию Репина «Близко вдалеке» и написал о нем воспоминания.
Более 10 лет Илья Репин преподавал в Академии художеств, возглавлял мастерскую живописи. Его ученики — Борис Кустодиев, Игорь Грабарь, Анна Остроумова-Лебедева, Николай Фешин, Филипп Малявин.
После Октябрьской революции имение Куоккале оказалось на территории Финляндии. Однако Репин не попал в немилость в СССР, более того, он был объявлен классиком, а Сталин даже снарядил делегацию, чтобы привезти художника на родину. Бывший Репин очень тосковал по России, но не решился вернуться. Однако его «канонизация» в советском искусстве была проведена успешно, с одной стороны, речь идет о том, что Репин не забыт, а с другой — для многих его имя практически стало нарицательным. Между тем, он был человеком, страстно любившим живопись и женщин, мучительно страдавшим от неуверенности в своем даре и готовым ссориться со всеми, кто вторгался в его идеи.

Образование

Чтобы поступить в академию, нужно было сдать свою работу в секретариат конференции. Полотна юноши из Малороссии не впечатлили чиновника. Репин не умел рисовать тени и мазки, по этой причине его отказались принять на учебу. Но этот молодой человек был очень настойчив, он верил в свои силы. Илья решил остаться в Петербурге и стать настоящим художником. Снял небольшую комнату на чердаке, начал учиться на вечернем отделении рисовальной школы. Очень скоро учителя этой школы назвали Репина самым талантливым учеником.
Илья Репин в молодости
Илья Репин в молодости

Через год молодой человек стал студентом Академии. У него не было средств на оплату учебы. Но талантливого молодого человека поддержал петербургский пост-директор и известный меценат Федор Прянишников, который оплатил взносы за этого студента. Илья проучился в академии восемь лет. Здесь он приобрел необходимые навыки, бесценный опыт и познакомился со многими талантливыми современниками. Дружеские отношения связывали Репина с Василием Поленовым, Марком Антокольским. Крамской стал для него учителем, жизнь на долгие годы связала художника с критиком Стасовым.

Репина по праву называют одним из самых талантливых учеников академии. За картину «Воскрешение дочери Иаира» награжден медалью.

У художника были большие проблемы с этим библейским сюжетом, он не смог реалистично воплотить его на холсте. На помощь пришли богатая фантазия и печальный личный опыт. У Репина была сестра, которая умерла в подростковом возрасте. Художник представил, как будут выглядеть лица его родственников, если его сестра внезапно воскреснет. Он создал картину в своем воображении, а затем перенес ее на холст. Это полотно принесло Репину первую славу.

В 1868 году студент делал этюды на берегу Невы. Именно здесь он увидел бурлаков и был поражен ужасным контрастом между ошеломляющей интеллигентной публикой и рядовой рабочей силой. Ему удалось набросать сюжет изображения и на этом он остановился. Он не умел писать серьезную социальную канву, расписание расписывалось по минутам, студент ждал диплома. К своей задумке художник вернется через два года, после путешествия по Волге.
Картина Репина
Картина Репина «Баржевые транспортеры на Волге»

На этой великой реке живописцу снова представилась возможность увидеть за работой отряд бурлаков. На берегу художник встретил прототип ватажника, который позже изобразит в первых трех с обернутой тряпкой головой. Полотно «Бурлаки на Волге» стало настоящей сенсацией не только в России, но и в Европе. Каждый из нарисованных ватажников — это индивидуальность, по лицу которой можно сделать вывод о его характере и пережитой трагедии. Норберт Вольф, немецкий искусствовед, сказал, что картина Репина имеет много общего с Данте шествием проклятых («Божественная комедия»).

Учёба и первая работа

Пройдя домашнее обучение в 1855 году, Илья был отправлен в местную школу геодезистов, но через два года закрылся, что обрадовало подростка, ведь его привлекали вовсе не рисунки.

В Чугуеве была иконописная мастерская под руководством художника Бунакова — здесь началась биография художника Репина. Учитель с первых дней понял, что перед ним талантливый молодой человек, которого вскоре стали приглашать лично подрядчики из окрестностей. В 16 лет с зарплатой 25 рублей в месяц был принят в иконописную артель, отличительной чертой которой были постоянные разъезды в поисках заказов. Молодой Репин не разбазаривал деньги: он надеялся, что однажды сможет продвинуться по пути мечты стать настоящим художником, и эти небольшие средства могут понадобиться.

Учёба в Академии

С первых лет пребывания в Санкт-Петербурге молодой художник увлеченно учится и стремится к совершенству. Для этого периода наиболее значимые картины Репина под названиями (с описанием евангельских сюжетов):

  • «Ангел смерти бьет всех первенцев египетских» (1865 г.) — серебряная медаль;
  • Иов и его друзья (1869 г.) — малая золотая медаль;
  • «Воскрешение дочери Иаира» (1871 г.) — большая золотая медаль.

Годы изучения и написания конкурирующих работ со сложной темой, требующей творческих мучений, осложнялись нехваткой средств на холсты и картины. Но Репин — целеустремленный художник, он всегда находил выход. Так, готовясь к выпуску, довольно быстро написал жанровое произведение с целью продажи: студент отвлекается от учебы, глядя на девушку из окна. Картина была отдана в комиссионный магазин и была продана быстро и с прибылью, давая возможность поработать над картиной, дополняющей его учебу. В результате в 1871 году Репин стал первоклассным художником и смог уехать за границу на шесть лет. Слава юного дара, окончившего Академию, вышла за свои пределы.

Частые переезды

После окончания Академии художеств молодой человек получил деньги на повышение квалификации за рубежом. В 1872 году он купил имение в Витебской губернии, а затем отправился в путешествие по Европе. За три года он путешествовал по Франции, Испании и Италии, встречался с величайшими художниками разных городов. В Париже Илья написал картину «Садко», за которую получил звание академика. Там он встретил своего кумира, художника Мане.

Репин прославился в 1872 году благодаря групповому портрету «Славянские композиторы». В нем приняли участие 22 музыканта из разных стран, в том числе из России, Польши и Чехии.

В 1874 году Илья Ефимович вошел в сообщество путешественников, регулярно выставляя свои творения на их выставках.

После возвращения из Франции художник посетил родной Чугуев, а затем поселился в Москве. Там он написал знаменитую картину «Княгиня София», много времени уделял преподаванию. Уже в это время ценители искусства увидели портрет М. Мусоргского, эта работа получила высокую оценку критиков.

В 1893 году художник стал членом Петербургской Академии художеств. До 1900 года он жил в этом чудесном городе, именно там были написаны лучшие картины Репина. Среди них «Иван Грозный и его сын», «Не дождались», «Запорожьяни» и «Юбилейное заседание Госсовета» (по заказу Александра III).

Илья Репин

После Октябрьской революции родной город Репина стал частью Финляндии. В 1918 году живописец был лишен права посещать Россию из-за войны. В 1926 году он получил приглашение вернуться, но отказался из-за проблем со здоровьем. Последние годы жизни художник провел в Финляндии, он умер 29 сентября 1930 года. До последнего дня Илья Ефимович работал, оставался в хорошем настроении.

Творчество Репина

Репин — один из немногих русских художников XIX века, в творчестве которых нашел выражение героизм русского революционного движения. Репин с необычайной чуткостью и вниманием умел видеть и изображать на полотнах различные стороны русской социальной действительности того времени.

sadko.jpg

Умение заметить робкие ростки нового явления, а точнее даже услышать их, выявить расплывчатые, мутные, волнующие, мрачные, на первый взгляд, скрытые изменения в общем ходе событий — все это особенно ярко нашло отражение в линия произведений Репина посвящена кровавому русскому революционному движению.

под escort.jpg

Первым произведением на эту тему стал уже упомянутый выше очерк «По грязной дороге», написанный сразу после его возвращения из Парижа.

В 1878 году художник создал первую версию картины «Арест пропагандиста», которая, по сути, остроумно напоминает сцену «Взятия Христа под стражу» из Нового Завета. Очевидно, чем-то недовольный на фото Репин снова вернулся к той же теме. С 1880 по 1892 год он работал над новой версией, более строгой, трезвой и выразительной. Изображение полностью композиционно и технически закончено.

stop.jpg
О Репине заговорили после появления в 1873 году его картины «Бурлаки на Волге», которая вызвала много споров, негативных отзывов в Академии, но была восторженно встречена сторонниками реалистического искусства.

barge transporters.jpg
Одной из вершин творчества мастера и русской живописи второй половины XIX века стала картина «Крестный ход в Курской губернии», написанная Репиным по живым наблюдениям за природой. Он видел крестные ходы у себя на родине, в Чугуеве, в 1881 году выехал на окраину Курска, где ежегодно летом и осенью совершались крестные ходы с Курской чудотворной иконой Богородицы по всему миру Божьему. Россия. После долгой и упорной работы по поиску необходимого композиционно-смыслового решения, отработки образов в эскизах Репин написал большую многофигурную композицию, в которой запечатлелось торжественное шествие сотен людей всех возрастов и сословий, простых людей и «знатные», штатские и военные, миряне и священнослужители, проникнутые общим энтузиазмом… Изображая крестный ход — явление, характерное для древней Руси, художник показал вместе с тем широкую и многогранную картину русской жизни России его время со всеми его противоречиями и социальными контрастами, во всем богатстве популярных типов и характеров. Наблюдательность и блестящая живописная способность помогли Репину создать полотно, поражающее живостью фигур, разнообразием одежды, выразительностью лиц, поз, движений, жестов и одновременно величием, красочностью и великолепием зрелища целое.

godfather.jpg
Впечатлительный, страстный, зависимый человек, он чутко относился ко многим животрепещущим проблемам общественной жизни, был вовлечен в общественную и художественную мысль своего времени.

1880 год — время расцвета таланта художника. В 1885 году была создана картина «Иван Грозный и его сын Иван 16 ноября 1581 года», ознаменовавшая вершину его творческого задора и мастерства.

Творчество Репина отличается необычайной плодовитостью, он написал много полотен одновременно. Одна работа еще не была завершена, а другая и третья находились в процессе создания.

Репин — исключительный мастер портретной живописи. Его портреты представителей разных сословий — простых людей и аристократии, интеллигенции и царских сановников — это своеобразная летопись всей эпохи России в народе.

он был одним из художников, с энтузиазмом откликнувшихся на идею основателя Третьяковской галереи П.М. Третьякова о создании портретов выдающихся русских деятелей.

Репин часто играл своих близких. С большой теплотой и изяществом написаны портреты старшей дочери Веры — «Стрекоза», «Осенний букет» и дочери Нади — «На солнышке». Картине «Отдых» присуще высокое живописное совершенство. Изобразив жену спящей в кресле, художник создал удивительно гармоничный женский образ.

dragonfly.jpg
rest.jpg
В конце 1870-х годов Репин приступил к работе над картиной истории Запорожской Сечи середины 17 века: «Запорожцы пишут письмо турецкому султану». Историческая легенда о том, как казаки, вольные казаки, добровольно со смелым письмом сдались под командование турецкого султана Махмуда IV, явилась мощным творческим толчком для Репина, который провел детство и юность в Украине и был хорошо знаком с массовой культурой. В результате Репин создал большое и содержательное произведение, в котором с ярким выражением раскрылись идеи свободы народа, его независимости, гордый характер казачества и его отчаянный дух. Казаки, коллективно составляющие ответ турецкому султану, представлены Репиным как сильное единодушное братство во всей своей силе и сплоченности. Энергичной и мощной кистью созданы яркие и красочные образы запорожцев, прекрасно переданы их заразительный смех, жизнерадостность и дерзость.

В 1899 году в дачном поселке Куоккала на Карельском перешейке Репин купил имение, которое назвал «Пенаты», куда переехал в 1903 году на постоянное место жительства.

hopak.jpg
В 1918 году усадьба Пенаты закончилась на территории Финляндии, и Репин оказался отрезанным от России. Несмотря на тяжелые условия и враждебное окружение, художник продолжал жить искусством. Последней картиной, над которой он работал, была картина «Гопак. Танец запорожских казаков », посвященный памяти любимого композитора М.П. Мусоргского.

Первый заказ

В том же году владелец новой московской гостиницы «Славянский базар» Пороховщиков предложил еще неизвестному Репину 1500 за коллекцию многофигурных картин русских, польских и чешских композиторов (Маковский запросил 25000). Для молодого художника это была возможность заработать деньги и расширить связи.

Летом 1872 года картину увидела публика. Не все отзывы были достойными похвалы. Например, Тургеневу не понравилась сама идея собрать на одном полотне живых и умерших композиторов. Но это было решение заказчика, исполнителем был артист.

Первый шедевр

Первым мощным произведением стала «Бурлаки на Волге», задуманная в 1868 году, когда художник своими глазами видел подобную сцену только на Неве. Репин долгое время культивировал образы, тщательно обдумывая сюжет, выбирая правильные позы, жесты, лица и мимику персонажей согласно собственному видению и замыслу. Картины Ильи Репина — это не случайные композиции, ракурсы и цвета, а результат мучительных творческих поисков.

Тащили «Бурлаки…» Репин даже отложил поездку за границу. Только в 1873 году художник представил публике «Бурлакова на Волге». Резкий контраст между счастливым пейзажем и шокирующими портретами истощенных мужчин, тянущих корабль к реке, произвел сенсацию, взрыв эмоций и мнений в международном мире искусства.

Личная жизнь Ильи Репина

Еще во время учебы в Академии Репин часто посещал своего однокурсника по рисованию Александра Шевцова. Говорили, что он мог сделать предложение старшей дочери семьи, ее ровеснице, Соне. Однако предложения пока не поступало, и Илья не проявлял активности по отношению к девушке, словно чего-то ждал. Он действительно ждал — когда девятилетняя девочка, которая запала ему в душу, вырастет. Он писал Верочку очень молодой, есть портрет ее шестнадцати лет. В 1872 году, незадолго до окончания Академии, Репин женился на Вере Шевцовой. Они прожили в браке 15 лет и родили четверых детей. Корней Чуковский в своих воспоминаниях писал о низком уровне культуры первой жены Репина как причине развода. Однако справедливо сказать, что немалую роль сыграли и многочисленные увлечения Репина. У него был страстный темперамент, и в его отношениях с женщинами это проявлялось в полной мере. А поскольку Репин был тогда известной личностью, женщины от него не отворачивались. Мир продолжал сплетничать о его романах. Вере Репиной был нужен тихий дом, в котором она могла бы закрыться от посторонних и заниматься семейными делами. Она была измучена постоянными изменами мужа и вскоре исчезла. Сначала они расстались, разделив детей, а позже развелись.
Его второй брак тоже нельзя назвать счастливым. Наталья Нордман-Северова была человеком необычной судьбы. Суфражистка, активный общественный деятель, писатель и страстная вегетарианка, она была уверена, что ей уготованы великие дела, ей удалось побывать в Америке в поисках своей судьбы, она придерживалась очень нестандартных видений и, согласно представлениям, -А она была некрасива.
Репин написал княжне Марии Тенишевой. Он всегда разговаривал со своими моделями, пытался их развлечь, иногда приглашал кого-нибудь, чтобы поддержать разговор. Для него было важно, чтобы те, кто ему позировал, не скучали, не теряли интереса. Тенишева пришла на сеанс со своей подругой или партнершей Натальей Борисовной Нордман. Как писал Репин, он яростно излагал свои взгляды, осуждал мясоедов и читал стихи. Репин настойчиво просил княжну не приносить «это» на следующий сеанс. Через несколько месяцев Репин и Наталья Нордман снова встретились в Санкт-Петербурге, и между ними вспыхнула страсть. Окружающие были удивлены. «Ни кожи, ни лица, а вроде пришито к юбке», — возмутился критик Стасов, друг Репина. Она поехала к Репину в поездку в Палестину и снова забеременела. Новорожденная Наташа прожила всего две недели.
Репин купил на имя Натальи Нордман земельный участок на станции Куоккала под Санкт-Петербургом, где была построена усадьба Пенаты. Наталья его организовала, воплотив, видимо, большую часть своих прогрессивных идей. Каждое издание, выходившее в те годы, наполняло его насмешками, и Репин тоже. По воспоминаниям современников, он предстает своего рода восторженной и глупой марионеткой, решившей «перевернуть» свое имя за счет известного живописца. Однако в его письмах мы видим совершенно другого человека. Худенькая, страдающая и совершенно не подозревающая, что хоть что-то в «Пенатах» принадлежит ей… Больная, уехала в Швейцарию, где попала в больницу для бедных. Репин или его друзья полностью отказались от финансовой помощи. По его завещанию «Пенаты» были переписаны на Илью Репина, чтобы после его смерти здесь был организован музей его картин.

Смерть

В 1927 году Илья Репин жаловался друзьям, что силы его подкачивают, он становится «единообразным ленивцем». В последние месяцы перед его смертью дети были рядом с его отцом, по очереди у его постели.

Художник, которому в августе исполнилось 86 лет, скончался в сентябре 1930 года. Похоронен в усадьбе Пенаты. В России и странах СНГ работает 4 музея художника, самый известный из которых находится в Куоккале, где он провел последние три десятилетия.

Интересные факты из жизни художника

Илья Репин создавал действительно живые полотна, которые до сих пор являются золотым фоном художественных галерей. Репина называют художником-мистиком. Вот пять необъяснимых фактов, касающихся полотен художника.

Первый факт. Известно, что из-за постоянных переутомлений знаменитый художник стал болеть, в связи с чем у него полностью отказалась правая рука. На время Репин перестал творить и впал в депрессию. По мистической версии, рука художника перестала функционировать после написания картины «Иван Грозный и его сын Иван» в 1885 году. Эти два факта из биографии художника мистики связывают с тем, что написанная им картина была проклята. Говорят, Репин отразил на фото несуществующее историческое событие, и за это его прокляли. Однако позже Илья Ефимович научился рисовать левой рукой.

Еще один мистический факт, связанный с этим образом, произошел с иконописцем Абрамом Балашовым. Увидев картину Репина «Иван Грозный и его сын Иван», он набросился на картину и разрезал ее ножом. Впоследствии иконописца отправили в психиатрическую лечебницу. Между тем, когда эта картина была выставлена ​​в Третьяковской галерее, многие зрители заплакали, другие были ошеломлены, а некоторые даже впали в истерику. Скептики связывают эти факты с тем, что изображение написано очень реалистично. Кровь, которой много написано на холсте, тоже воспринимается как настоящая.

Третий факт. Все модели Репина погибли после написания холста. Многие из них погибли не в одиночку. Таким образом, «жертвами» художника стали Мусоргский, Писемский, Пирогов и актер Мерси д’Аржанто. Федор Тютчев умер, как только Репин начал писать свой портрет. Между тем, умерли и абсолютно здоровые мужчины, будучи натурщицами к картине «Бурлаки на Волге».

Четвертый факт. Непонятно, но факт. Картины Репина повлияли на общеполитические события в стране. Так, после того, как художник в 1903 году написал картину «Торжественное заседание Государственного совета», чиновники, изображенные на полотне, погибли во время первой русской революции 1905 года. И как только Илья Ефимович написал портрет премьер-министра Столыпина, модель погибла в Киеве.

Пятый факт. Еще один мистический случай, сказавшийся на здоровье артиста, произошел с ним в его родном городе Чугуеве. Там он написал картину «Человек со сглазом». Натурщицей для портрета стал дальний родственник Репина, ювелир Иван Радов. Этот человек был известен в городе как колдун. После того, как Илья Ефимович написал портрет Радова, он, человек еще не старый и достаточно здоровый, заболел. «У меня в деревне заболела кровавая лихорадка, — жаловался Репин своим друзьям, — может, моя болезнь связана с этим колдуном. Я сам испытал силу этого человека, причем дважды».

 

Оцените статью
Блог про перстни